СИБ всмотрелся в стрим NM. Как спецслужба заинтересовалась дискриминацией русскоязычных
5 мин.

СИБ всмотрелся в стрим NM. Как спецслужба заинтересовалась дискриминацией русскоязычных

Служба информации и безопасности (СИБ) регулярно обращается с запросами в Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства. За последний год Совет вынес четыре заключения по запросам СИБа. Последнее из них касается стрима NM с протеста, в котором один из протестующих очень недружественно высказался в адрес русскоязычных. NM рассказывает, с какими еще запросами СИБ обращался в Совет по равенству и зачем это нужно спецслужбе.

Что за стрим NM

Речь идет о стриме NM с протеста фермеров 17 декабря 2020 года. Один из протестующих возмутился тем, что журналист NM говорит на русском языке. При этом в беседе с ним журналист NM перешел на румынский язык и отметил, что знает его очень хорошо. «Так говори на языке страны!» — призвал протестующий. На ремарку журналиста, что не все читатели NM знают румынский, участник протеста заявил: «Они что, дебилы? [Карл] Маркс сказал: если живешь на территории страны и не говоришь не ее языке, ты или дебил, или оккупант, или турист (Маркс такого не говорил. — NM). Что вы меня спрашиваете, вас здесь 4%. Все зло от вас идет. 200 лет вы здесь. Вы прямо такие дебилы, что не можете выучить один язык?». На призывы журналиста успокоиться мужчина не реагировал. «Почему они не говорят на [румынском] языке, если они люди? Что делает это телевидение здесь? Это 4%, которые издеваются над нашей страной, культурой и землей», — продолжил протестующий.

Что решил Совет по равенству

Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, рассмотрев запрос СИБа, признал, что протестующий пенсионер в этом стриме NM призывал к ненависти и дискриминации русскоязычного населения.

Члены Совета по равенству в своем заключении несколько раз подчеркнули, что протестующий был недоволен тем, что журналист NM говорил по-русски с участниками протеста. Также Cовет проанализировал, подпадают ли высказывания «человека во время прямого эфира в соцсетях под действие закона «Об обеспечении равенства»». В Совете отметили, что протестующий призывал к дискриминации русскоговорящих, «которых считает нежелательными на территории страны, так как они говорят на русском языке». В Совете посчитали, что такие заявления «могут негативно повлиять на права русскоязычного населения страны». В Совете подчеркнули, что негативный эффект этих высказываний усиливается из-за того, что видеозапись доступна широкой аудитории (стрим посмотрели, как отметили в Совете, 43 тыс. пользователей). «Более того, эти высказывания были направлены против журналиста, а протестующий, без сомнения, знал, что человек работает в СМИ. Это позволяет констатировать, что масс-медиа использовали, как инструмент для передачи сообщения [широкой аудитории]», — говорится в заключении Совета.

В итоге Совет решил, что протестующий покушался на честь и достоинство русскоязычных «просто потому, что они говорят на русском языке». «Совет считает такое отношение недопустимым в демократическом обществе. Оно может создать враждебность между членами общества», — подчеркнули в заключении Совета.

С чем еще СИБ обращался в Совет по равенству

Заключения Совета по равенству, отметим, не имеют обязательной силы. Чаще всего их используют при разработке законопроектов, или мнение Совета могут запросить при рассмотрении гражданского дела в суде. Всего в 2020 году Совет написал 19 заключений, четыре из которых по запросам СИБа. Кроме «выступления» протестующего в стриме NM, CИБ заинтересовало, была ли дискриминация в словах комбатанта, который на собрании ветеранов 1 октября 2020 года призвал следить за тем, как на выборах президента Молдовы будут голосовать жители Приднестровья. Совет, однако, решил, что в словах комбатанта не было дискриминации, в том числе потому, что это было предложение, а не призыв к действию.

В мае 2020 года СИБ попросил Совет проверить, можно ли считать дискриминационными высказывания из поста, опубликованного в одной из соцсетей. Также они попросили Совет оценить, можно ли этот пост считать нарушением 346 статьи УК, которая предусматривает наказания за умышленное «разжигание национальной, этнической, расовой или религиозной вражды, дифференциации или розни». В заключении Совета указали, что приравнивание русскоязычного населения к фашистам — это дискриминация. Но Совет не счел это «достаточно тяжким нарушением», чтобы оно подпадало под 346 статью УК. В Совете также решили, что часть поста, в которой автор призывает взять «вилы, молотки и топоры», чтобы посодействовать отставке президента Молдовы, — это не дискриминация, а проявление «политического мнения».

Еще одно обращение СИБ в Совет по равенству было связано с высказываниями политика (его имя не называют) во время одного из протестов, обращенными к русскоязычному населению страны. Политик сказал: «Мы можем помочиться на них, особенно на русскоговорящих. Если мы поднимемся, мы сможем их прогнать вместе с их оккупансткой армией, их телевидением и машинами, на которых они приехали, чтобы читать нам уроки на русском».

По мнению Совета по равенству, в этом высказывании был призыв к ненависти и дискриминации. При этом, как подчеркнули в Совете, серьезность этого нарушения усиливает тот факт, что речь идет о высказывании политика, у которого есть влияние на общество. Тем не менее и это высказывание Совет по равенству не счел достаточно тяжелым, чтобы его можно было рассматривать как нарушение 346 статьи УК.

Зачем это СИБу

NM не удалось получить комментарий СИБа: к моменту публикации материала в ведомстве не ответили на звонки и письменный запрос NM.

По словам главы Совета по равенству Яна Фельдмана, подобные обращения СИБа — «это попытка бороться с проявлением языка ненависти в отсутствии законов о речах ненависти». «Хорошо, что они [СИБ] обращают на это внимание. Это важно. Нам нужен закон о преступлениях на почве ненависти и речах ненависти. Сейчас СИБ пытается сделать хоть что-то, чтобы с этим бороться», — пояснил Фельдман.

Он отметил, что Совет по равенству как минимум раз в месяц получает запросы от СИБа. Фельдман добавил, что не знает, как СИБ использует заключения Совета на свои запросы: «Они сами решают. Это — их внутренняя кухня».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: