Следствие ведут налоговики: ГГНИ может получить право уголовного преследования
6 мин.

Следствие ведут налоговики: ГГНИ может получить право уголовного преследования


Налоговая инспекция может получить право самостоятельно возбуждать и расследовать уголовные дела по подозрению в налоговых преступлениях. Это предусматривает законопроект, представленный на общественное обсуждение минфином. Налоговики утверждают, что предложенные ими меры позволят доводить до конца дела об уклонении от уплаты налогов. Предпринимателей это пугает: они говорят, что в условиях молдавской судебной системы любую ошибку в учете можно превратить в налоговое преступление. Эксперты с этим согласны, но считают, что под давлением бюджетных недоборов депутаты расширят полномочия налоговой службы.

Законопроект разработала Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ) больше года назад. На прошлой неделе министерство финансов опубликовало документ, состоящий из 53 статей, на сайте particip.gov.md для общественного обсуждения. Замечания по проекту принимаются до 15 октября.

Зачем ГГНИ следственно-уголовные полномочия

Налоговики утверждают, что главная цель законопроекта — повысить эффективность налогового администрирования. Это, считают в ГГНИ, напрямую зависит от инструментов и рычагов, которыми обладает налоговая служба, чтобы найти и наказать виновных (как юридических, так физических лиц). «Очевидно, что большинство крупных схем уклонения от уплаты налогов на самом деле управляется небольшой группой людей, которые так и остаются в тени, открывают другие фирмы и придумывают новые мошеннические схемы»,— отмечается в пояснительной записке к документу.

В ГГНИ говорят, что на сегодняшний день ни одна из подобных групп не выявлена, а главное — не наказана. «У инспекторов нет полномочий для ведения уголовного преследования, они передают дела правоохранительным органам, последовательность действий прерывается, а преступники в итоге остаются безнаказанными»,— утверждают налоговики.

Представляя этот законопроект полтора года назад на «круглом столе», начальник налоговой службы Ион Присэкару уточнил, что в 2013 году, к примеру, ни одно из 400 таких дел не было доведено до конца. Он отметил, что опыт уголовного преследования налоговыми инспекциями есть в Ирландии, Голландии, Эстонии. «К тому же право уголовного преследования есть у Таможенной службы РМ»,— сказал Присэкару. По его мнению, предоставление аналогичного права налоговой инспекции положительно отразится на борьбе с уклонением от уплаты налогов, недопущении случаев нанесения ущерба госбюджету, а также выявит дополнительные источники доходов.

Помимо новых следственных полномочий законопроект предполагает преобразование ГГНИ в Государственную налоговую службу (ГНС) с единым юридическим статусом (сейчас им обладают как ГГНИ, так и 36 ее территориальных подразделений). Налоговики полагают, что централизация оптимизирует деятельность службы, обеспечит однозначную трактовку действий налогоплательщиков и поможет сосредоточить усилия на регионах с высоким риском налоговых нарушений. Кроме того, согласно законопроекту, ГНС будет представлять официальную точку зрения по применению налогового законодательства (сейчас его трактуют, кроме ГГНИ, парламентская экономическая комиссия и минфин), а также создавать информационную базу, которая позволит вести более детальный учет и эффективнее администрировать налоговые поступления.

Сейчас права и обязанности ГГНИ описаны в пятом разделе Налогового кодекса. Если законопроект будет утвержден, этот раздел будет регулировать только порядок налогового администрирования, а статус Налоговой службы и ее сотрудников будет определен уже новым законом. Согласно проекту, назначать директора ГНС будет, как и сейчас, правительство на пять лет, кроме того, кабмин будет утверждать максимальную численность сотрудников ГНС. Все остальные кадровые полномочия — отбор сотрудников, их функции и задачи — остаются за главой ГНС.

Законопроект кроме прочего предусматривает введение платы за предоставление справок об уплаченных налогах. В ГГНИ объясняют это «слишком большим числом просителей таких справок», с которыми инспекции без дополнительных ресурсов сложно справиться.

На реализацию законопроекта, по подсчетам авторов, потребуется 900 тыс. леев, из которых 400 тыс. пойдет на пошив униформы для нового следственного подразделения, которое займется уголовным преследованием (предполагается, что оно будет состоять из 40 сотрудников).

В минфине отмечают, что в случае, если законопроект будет принят и вступит в силу со следующего года, это позволит налоговой службе собрать дополнительно в бюджет более 500 млн леев.

Чего опасаются бизнес и эксперты

По мнению председателя парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Штефана Крянгэ, более широкие полномочия действительно могут помочь налоговой службе бороться с «налоговыми уклонистами», которых сейчас 90% от всех экономических агентов. Крянгэ считает, что именно существующая безнаказанность позволяет бизнесу «вольности с уплатой налогов».

Другого мнения придерживается коллега Крянгэ по парламентской комиссии Владимир Головатюк. Он считает, что с учетом плачевной ситуации с наполнением бюджета налоговая служба в случае принятия законопроекта быстро превратится из консультативного в карательный орган по отъему денег. Сейчас, по его словам, бизнес выигрывает две трети дел у налоговой инспекции. После расширения полномочий налоговиков, считает Головатюк, предпринимателям не дадут выиграть суд. Он также подтвердил, что во многих европейских странах действительно есть налоговая полиция, но условия (включая судебную систему), в которых она действует в Европе, сильно отличаются от молдавских.

newsmaker.md/rus/novosti/oktavian-kalmyk-osnovnye-barery-dlya-eksporterov-ne-v-strane-importa-a-v-strane-ek-17860
 

Предпринимателей предложенные налоговиками новшества и вовсе пугают. Они считают, что уровень коррупции в молдавских судах может превратить любой административный проступок или ошибку в учете в «налоговое» преступление. По мнению бизнесмена Михаила Бойко, эта идея [налоговых следователей] — еще одно подтверждение непрофессионализма и неслаженности действий молдавского правительства. «Одна голова говорит о прекращении на год налоговых проверок, вторая — об образовании налогового подразделения с прокурорско-полицейскими функциями, а третья бездействует либо готовит еще какую-нибудь гадость для страны»,— написал предприниматель в Facebook.

newsmaker.md/rus/novosti/i-nikakogo-goskontrolya-minekonomiki-predlozhilo-otmenit-na-polgoda-vse-proverki-b-16521
 

По его словам, налоговая инспекция и сейчас «вместо разработки и внедрения стимулирующей налоговой политики основные усилия тратит на проверки, а эффективность ее работы оценивается суммами штрафных санкций». По мнению Бойко, бездействие властей в области либерализации налогового законодательства, отсутствие новой стимулирующей политики для производителей и, наконец, требование ГГНИ присвоить себе полицейские функции — это «настоящий саботаж развития Молдовы».

Против идеи «налогового следствия» выступает и полиция, которая не видит причин для создания такого подразделения в ГГНИ. «У Генинспектората полиции есть отдельное подразделение по расследованию экономических преступлений. У нас есть управление по уголовному преследованию, в котором также существует подразделение по борьбе с имущественными нарушениями. Я бы не сказал, что полиция не справляется с расследованием преступлений, о которых нам сообщает налоговая инспекция»,— считает и.о. начальника Генерального инспектората полиции Георгий Кавкалюк. 

Эксперты также выступают против «уголовно-следственных полномочий» налоговой службы, полагая, что это не вписывается в заявленную властями «концепцию перехода от карательных к консультативным методам работы ГГНИ». По мнению доктора экономики Татьяны Ларюшиной, эффективная реформа прокуратуры и судебной системы решит обозначенную Присэкару проблему по недоведению до конца следствия по налоговым преступлениям. По мнению эксперта, новые полномочия налоговой службы могут лишь частично компенсировать провал в работе самой ГГНИ, а также правоохранительных органов и судебной системы.

Доктор экономики Елена Горелова также считает, что наделение налоговой службы несвойственными ей функциями — это шаг назад. Она напомнила, что последние несколько лет ГГНИ шла по очень хорошему пути: навстречу налогоплательщику, занимаясь информированием, консультированием, развивая онлайн-услуги и становясь партнером бизнесу. В этом направлении и стоило продолжать, считает Горелова, поскольку карательные меры никогда не выводили экономику из тени и не стимулировали бизнес платить налоги. По мнению эксперта, предпринимателям  просто нужно создать нормальные условия, тогда они начнут работать более открыто, а бюджет будет наполняться.

Эксперты также считают, что парламент, скорее всего, примет законопроект, учитывая плачевную ситуацию с доходной частью бюджета. 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: