В первые шесть дней 2021 года минфин набрал на внутреннем рынке кредитов на 700 млн леев. Вице-спикер парламента Александр Слусарь обратил внимание на тот факт, что это в девять раз больше, чем в прошлом году. По мнению Слусаря, это представляет опасность для национальной экономики и может спровоцировать рост государственного долга. Экс-премьер Кику назвал заявления Слусаря манипулятивными, а его самого — «внутренним террористом». Минфин объяснил, в чем суть заимствований у местных банков через размещение государственных ценных бумаг, и назвал это обычным делом.
Слусарь VS минфин
Министерство финансов в первые шесть дней 2021 года набрало в местных банках кредитов на 703 млн леев. Об этом 12 января сообщил вице-спикер парламента Александр Слусарь на свой странице в Facebook.
По его словам, в прошлом году эта сумма была в девять раз ниже — 83,5 млн леев.
Слусарь назвал ситуацию опасным сигналом для бюджетной устойчивости и национальной экономики.
«Отсутствие соглашений с внешними партнерами, которые предусматривают больше грантов и дешевые кредиты со ставкой менее 1%, приводит к росту долгового бремени из-за ставок 4,5-5% и к рискам их дальнейшего повышения в условиях отсутствия альтернативы в период политического кризиса», — написал Слусарь в FB.
Депутат добавил, что зависимость государства от банковского сектора резко снижает заинтересованность банков кредитовать реальный сектор экономики и влияет на рост кредитных ставок для бизнеса.
Кику VS Слусарь
На пост Слусаря остро отреагировал экс-премьер Ион Кику. Он предложил своим бывшим коллегам из минфина преподать урок Слусарю, которого он назвал «трактористом» или «внутренним террористом» на современном либеральном языке.
«Может, он поймет хотя бы самое простое — разницу между размещением государственных ценных бумаг (ГЦБ) и собственно финансированием в течение определенного периода», — написал Кику.
Он объяснил, что на первом запланированном в этом году аукционе минфин действительно разместил ГЦБ в объеме, эквивалентном 703 млн леев, причем с более низкими ставками, чем в 2020.
Отметим, это означает, что молдавские коммерческие банки купили ценные бумаги государства на эту сумму.
Кику добавил, что за прошлый год минфину удалось на четверть снизить размер ставок ГЦБ, а, значит, стоимость их обслуживания, например, для ГЦБ сроком на 91 день уменьшилась с 4,3% до 3,4%. Сейчас размер ставки — 3,38%.
Экс-премьер рассказал, что в первые дни января минфин выкупил ранее размещенные ценные бумаги на 426 млн леев, а до конца месяца выкупит еще на 700 млн леев. «Размещение и выкуп ГЦБ — обычная практика финансовых ведомств во всех странах, […], поэтому не надо манипулировать данными», — подчеркнул Кику.
Он добавил, что подобные заявления могут спровоцировать рост процентных ставок и колоссальные потери для бюджета.
Комментарий минфина
Заявления Слусаря к концу дня прокомментировало и министерство финансов. Ведомство уточнило, что бюджетный дефицит финансируется за счет ГЦБ в пределах суммы, утвержденной в Законе о госбюджете.
По данным минфина, в 2020 на эти цели утвердили 2 млрд леев, а после корректировки — 5,9 млрд леев. Именно столько и потратили в прошлом году.
В 2021 году планируется покрыть бюджетный дефицит за счет ГЦБ на большую сумму — 6,75 млрд леев. Для этого ежеквартально проводят аукционы, которые утверждают в календаре минфина.
Минфин также подтвердил ранее приведенные данные Кику о размещении и выкупе ГЦБ в первые дни января, уточнив, что 277,7 млн леев со счета ГЦБ направили на покрытие бюджетного дефицита.
Для сравнения в ведомстве привели в пример данные прошлого года, которые указывают на то, что подобные размещения и выкуп ценных бумаг вписываются в обычные рамки.
«Несмотря на то, что в последнее время доля покрытия бюджетного дефицита за счет ГЦБ достигла максимума, минфин постоянно следит за ситуацией на рынке ГЦБ и размещает их по доступным процентным ставкам», — говорится в посте минфина.
Там подчеркнули, что с 1 января этого года проценты по ГЦБ облагаются налогом.