В министерстве внутренних дел Приднестровья впервые официально подтвердили, что задержанного год назад оппозиционного активиста Геннадия Чорбу судят не только за «экстремизм», но и за «публичное оскорбление» местного лидера Вадима Красносельского. В МВД опровергают все обвинения Чорбы в давлении главы ведомства на следствие, но подчеркивают, что оснований «ставить решения органов расследования под сомнение не имеется». NM публикует полный ответ приднестровского ведомства.
Оппозиционный активист из Рыбницы Геннадий Чорба 24 июня объявил голодовку из-за несогласия с тем, как проходит суд на ним. Об этом стало известно из письма Чорбы, которое передали редакции NM. Активиста обвиняют в «экстремизме» и в публичном оскорблении местного лидера Вадима Красносельского. Обе статьи предполагают до 5 лет лишения свободы. Чорба уже год находится в приднестровской тюрьме. Судебный процесс тем не менее начался всего две недели назад.
В своем письме Чорба, кроме прочего, открыто обвинил министра внутренних дел Приднестровья Руслана Мову в давлении на суд и следствие. NM запросил комментарии об этом в МВД Приднестровья и попытался узнать, проходит ли Мова свидетелем по делу Чорбы. Активиста, напомним, впервые задержали во время стихийного митинга в Рыбнице, на который прибыл, в том числе, глава МВД.
МВД Приднестровья прислало NM развернутый ответ. В нем впервые на официальном уровне подтверждается, что на Чорбу заведено два уголовных дела — об «экстремизме» и об оскорблении Красносельского. Ранее NM сообщал об этом, опираясь на собственные источники.
В ответе МВД, подписанном начальником Управления по работе с личным составом, полковником милиции Е.М. Назаренко, также подтверждается ранее опубликованная в NM информация о том, что следствие по уголовным делам Чорбы закончилось, и дела передали в Рыбницкий суд.
«Решение о предъявлении обвинения гр. Чорба Г.П. принято органами, производившими предварительное расследование, и было основано на добытых ими же доказательствах, которые признаны достаточными, и ставить решения органов расследования под сомнение оснований не имеется», — сказано в ответе на запрос NM.
В письме сказано, что, исходя из этого, «доводы об оказании какого-либо воздействия» на следствие и суд со стороны МВД — «несостоятельны и не имеют по собой какого-либо основания».
В заключение полковник милиции Назаренко подчеркивает, что «высказывание каких-либо суждений о виновности или невиновности гр. Чорба Г.П. в данном случае недопустимы». В письме нет ответа, проходит ли глава МВД свидетелем по этому делу, .
По информации NM, напомним, суд по делам Чорбы проходит в закрытом режиме: на него не впускали ни родственников, ни международных наблюдателей.
Ответ МВД Приднестровья по делу Чорбы для NewsMaker by newsmakermd on Scribd
Отметим, недавно миссия ОБСЕ в Молдове сообщила NM, что следит за ситуацией с правами человека в Приднестровье, а в частности за делом Геннадия Чорбы.
Неправительственная международная организация Freedom House в специальном отчете о ситуации в Приднестровье приводила дело Чорбы в качестве примера жесткого ограничения свободы собраний . В этом отчете, отметим, Приднестровье отнесли к «несвободным» территориям.
***
Напомним, оппозиционного активиста Геннадия Чорбу впервые задержали 3 июля 2020 года по подозрению в организации протеста в Рыбнице. Митинг состоялся 2 июля: собравшиеся были недовольны аннулированием пропусков, позволявших им выезжать из Приднестровья на работу на правый берег Днестра. Чорба утверждал, что не организовывал митинг: по его словам, люди стихийно собрались на мосту между Рыбницей и Резиной, потому что не могли попасть на работу.
Чорба получил административный арест на 9 суток. В его квартире в это время прошел обыск. Правоохранители сообщили его супруге Людмиле Чорбе, что на Геннадия завели уголовное дело об экстремизме.
После окончания административного ареста за протест Чорбу перевезли из Рыбницы в Тирасполь, где суд поместил его под стражу еще на 60 суток уже по делу об экстремизме. После этого ему постоянно продлевали арест. Факт заведения уголовного дела об экстремизме NM подтвердил министр внутренних дел Приднестровья Руслан Мова. Он коротко ответил, что дело связано с пандемией коронавируса.
Ранее подконтрольные местным властям телеканалы Приднестровья распространяли информацию о том, что Чорба якобы «откровенно издевался над медиками ковид-госпиталей», и в своих постах в социальных сетях недооценивал значение пандемии коронавируса.
Позже NM стало известно, что на Чорбу также завели дело по статье о «публичном оскорблении президента ПМР». Чорба год провел в тюрьме в Глиное, не имея возможности видеться с родными. 21 июня, как стало известно NM, в Рыбнице начался суд над ним. 24 июня Чорба объявил голодовку.
Читайте также: Российских миротворцев может и дворник обидеть. Как в Приднестровье преследуют за «экстремизм» и «оскорбления президента»