В Молдове женщина родила ребенка с аномалией. Младенец умер. Грустно, но, на первый взгляд, ничего из ряда вон выходящего. В информации, просочившейся в прессу, судя по всему, речь шла о сиамских близнецах, вероятность рождения которых – один случай на 50 000 – 200 000 родов (по данным Википедии). И в этом тоже нет ничего необычного. Такое случается. СМИ же, однако, опубликовали и фото погибшего ребенка, и личные данные матери: возраст, местожительство, медучреждение, в котором она родила. И даже упомянули, что у женщины еще трое детей, и она «из социально уязвимой семьи». Будто бы эти детали имели значение.
Опущу вопрос журналисткой этики и деонтологии — это отдельная тема. Обращусь к медицинским работникам — тем, к кому мы обращаемся, когда больны или беспомощны. Интересно, кто слил информацию? Очевидно, фотографию сделал тот, у кого был доступ к телу ребенка. Почему и зачем он достал телефон, сфотографировал мертвого ребенка и отправил фотографию, которая позже попала в прессу (правда, слегка заблюренная)?
Насколько мы защищены в самые беспомощные моменты жизни и смерти, находясь на больничной койке?
А если бы это был близкий человек, фотографию которого распространил медицинский работник?
30 июня 2023 года иностранный гражданин открыл стрельбу в Кишиневском международном аэропорту и убил двух человек. Во время перестрелки он получил серьезные ранения. Мужчину доставили в больницу, где сфотографировали —. интубированного и перебинтованного. Позже фотография попала в прессу. Почему? Какой общественный интерес и информационную ценность представляла эта фотография?
Да, мужчина, который вскоре умер, был преступником, но как его фотография, сделанная на смертном одре, помогла нам? Тогда же администрация больницы скорой медицинской помощи объявила, что начала внутреннее расследование, а глава Генинспектората полиции даже заявил, что тех, кто опубликовал фото, «привлекут к ответственности». Вы слышали что-то о «наказании»?
Пока вопросов больше, чем ответов.
С 2011 года в Молдове действует закон о защите персональных данных. В зависимости от обстоятельств, лицам, разгласившим персональные данные, грозит штраф — до 15 тысяч леев и/или запрет на осуществление определенной деятельности — от трех месяцев до года. Хотелось бы, чтобы он работал.
…и не только в тех случаях, когда от прессы пытаются скрыть информацию, представляющую общественный интерес.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.