Стояногло готовят к ответу. Что известно о работе комиссии, которая проверяет работу генпрокурора
5 мин.

Стояногло готовят к ответу. Что известно о работе комиссии, которая проверяет работу генпрокурора

В Молдове впервые за 30 лет независимости решили проверить и оценить работу генерального прокурора. Власти долго утверждали правила и выбирали членов комиссии, которая занялась этой проверкой. Уже во время работы выяснилось, что комиссию должен покинуть прокурор из Румынии. NM рассказывает, что еще известно о работе комиссии, когда планируют «допросить» Александра Стояногло, и почему он считает, что не может доказательно представить свою позицию, пока находится под домашним арестом.

Что известно о работе комиссии

Работу комиссии, которая проверяет деятельность Стояногло на посту генпрокурора, закрыли для прессы. В первоначальной версии регламента предполагалось сделать закрытыми лишь часть заседаний, но в итоге решили вовсе закрыть доступ СМИ к информации о том, как проходит оценка работы генпрокурора.

Все, что удалось выяснить NM, это то, что c 23 ноября по 3 декабря состоялось не менее двух заседаний комиссии. Ее председателем выбрали экс-судью Апелляционной палаты Кишинева Лидию Булгак, а секретарем адвоката Анжелу Попил. Кроме них, напомним, в комиссию входят еще два человека — Драго Кос (представляет президента Майю Санду) и адвокат Ион Матушенко (представляет Александра Стояногло).

Пятого члена комиссии исключили из нее 2 декабря. Речь идет о прокуроре из Румынии Марьяне Александру, которую делегировал в комиссию Высший совет прокуроров. После этого в Совет обратилась генпрокурор Румынии Габриела Скутя и сообщила, что работающий в Румынии прокурор не может участвовать в работе такой комиссии за рубежом. Скутя объяснила это, в том числе, разницей в законодательстве двух стран. Скутя при этом рекомендовала Совету выбрать для работы в комиссии кого-то из бывших прокуроров Румынии.

Обращение Скути стало неожиданностью для членов Высшего совета прокуроров. Сначала они предложили просто исключить Марьяну Александру из комиссии. Они напомнили, что регламент позволяет комиссии работать и в усеченном до трех человек составе. Но, посовещавшись в закрытом режиме, ВСП решил, что в течение двух дней назначит в комиссию нового своего представителя. Однако к моменту публикации текста нового члена еще не назначили. Ситуацию осложняет то, что комиссия должна представить результаты работы через 30 дней.

Что говорит Стояногло

Александр Стояногло 2 декабря попросил Высший совет прокуроров приостановить проверку его работы. Он объяснил это тем, что подал жалобу в Апелляционную палату (АП) на то, что Высший совет прокуроров инициировал проведение аудита его работы в то время, когда он находится под домашним арестом. Но совет отклонил просьбу Стояногло, потратив на ее рассмотрение менее пяти минут.

Министр юстиции Сергей Литвиненко не удержался от насмешливой ремарки в этой связи: «Меня удивляет это заявление [Стояногло]. То говорил: оцените меня, я хочу, чтобы меня оценили. А когда дошло до самого аудита, он просит его приостановить».

В комментарии NM 3 декабря Стояногло пояснил, почему обратился с такой просьбой в ВСМ. Он рассказал, что 9 декабря его должны были заслушать в комиссии. «Как меня могут заслушать, если у меня нет доступа ни к каким материалам. Я рассчитывал, что мне изменят меру пресечения, [3 декабря суд продлил Стояногло домашний арест] я приду в прокуратуру и попрошу нужные мне документы. Я же не могу все держать у себя в голове. Через своего представителя я попросил, чтобы они [комиссия] запросили какие-то материалы, но, к сожалению, пока нет никакого движения», —сообщил Стояногло.

Он также подчеркнул, что, находясь под домашним арестом, «не может полноценно реализовать свое право на защиту». «Я ведь не приду в комиссию, просто чтобы на меня посмотрели. Я должен представить результаты своей работы, и не только своей, а всей прокуратуры», — пояснил Стояногло. Он считает, что решение продлить его домашний арест связано с тем, что власти «пытаются ему помешать» собрать необходимые материалы для выступления в комиссии.

Что говорит эксперт

Бывший судья ЕСПЧ, экс-прокурор Станислав Павловский отметил в беседе с NM, что с аудитом Стояногло «формально соблюли все законные процедуры: сначала президент обратилась в Высший совет прокуроров, затем ВСП начал процедуру. «Насколько эта оценка будет объективной, посмотрим», — добавил Павловский. По его словам, если оценка будет объективной, это вызовет доверие общества. Но члены комиссии также могут и дискредитировать ее работу, подчеркнул он. «Это первая оценка работы генпрокурора за 30 лет. Надеюсь, члены комиссии понимают ответственность, которая на них лежит. Комиссия будет оценивать не только работу генпрокурора, но и его способности как менеджера. Тут возможна большая доля субъективизма. Ни у кого из членов комиссии нет опыта проведения такой оценки», —подчеркнул эксперт.

Также Павловский считает, что, если Стояногло не сможет полноценно участвовать в работе комиссии, это подорвет доверие общества к результатам аудита. По его словам, власти должны это учитывать. «Они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы не скомпрометировать работу комиссии», — заключил эксперт.

***
Президент Майя Санду, напомним, 4 ноября обратилась в ВСП и потребовала создать комиссию, которая проверит работу Стояногло на посту генпрокурора. Санду мотивировала это тем, что репутация прокуратуры скомпрометирована из-за отсутствия ощутимого результата в борьбе с коррупцией. Поэтому, по мнению президента, проведение аудита — «единственное средство восстановить доверие общества к прокуратуре и объективно проинформировать общество о достижениях генпрокурора или об их отсутствии».

Отметим, если по итогам оценки работы Стояногло наберет меньше 5 баллов, результат считается неудовлетворительным. Если он получит от 5,01 до 7,99 баллов — результат считается «хорошим», а при оценке от 8 до 10 баллов — «отличным». Согласно закону «О прокуратуре», если генпрокурор получит оценку «неудовлетворительно», его можно будет уволить.

При этом Венецианская комиссия 10 декабря рассмотрит законность поправок к закону «О прокуратуре», которые позволили начать проверку работы генпрокурора.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: