Cкрин NM

Стояногло готовят к ответу. Что известно о работе комиссии, которая проверяет работу генпрокурора

В Молдове впервые за 30 лет независимости решили проверить и оценить работу генерального прокурора. Власти долго утверждали правила и выбирали членов комиссии, которая занялась этой проверкой. Уже во время работы выяснилось, что комиссию должен покинуть прокурор из Румынии. NM рассказывает, что еще известно о работе комиссии, когда планируют «допросить» Александра Стояногло, и почему он считает, что не может доказательно представить свою позицию, пока находится под домашним арестом.

Что известно о работе комиссии

Работу комиссии, которая проверяет деятельность Стояногло на посту генпрокурора, закрыли для прессы. В первоначальной версии регламента предполагалось сделать закрытыми лишь часть заседаний, но в итоге решили вовсе закрыть доступ СМИ к информации о том, как проходит оценка работы генпрокурора.

Все, что удалось выяснить NM, это то, что c 23 ноября по 3 декабря состоялось не менее двух заседаний комиссии. Ее председателем выбрали экс-судью Апелляционной палаты Кишинева Лидию Булгак, а секретарем адвоката Анжелу Попил. Кроме них, напомним, в комиссию входят еще два человека — Драго Кос (представляет президента Майю Санду) и адвокат Ион Матушенко (представляет Александра Стояногло).

Пятого члена комиссии исключили из нее 2 декабря. Речь идет о прокуроре из Румынии Марьяне Александру, которую делегировал в комиссию Высший совет прокуроров. После этого в Совет обратилась генпрокурор Румынии Габриела Скутя и сообщила, что работающий в Румынии прокурор не может участвовать в работе такой комиссии за рубежом. Скутя объяснила это, в том числе, разницей в законодательстве двух стран. Скутя при этом рекомендовала Совету выбрать для работы в комиссии кого-то из бывших прокуроров Румынии.

Обращение Скути стало неожиданностью для членов Высшего совета прокуроров. Сначала они предложили просто исключить Марьяну Александру из комиссии. Они напомнили, что регламент позволяет комиссии работать и в усеченном до трех человек составе. Но, посовещавшись в закрытом режиме, ВСП решил, что в течение двух дней назначит в комиссию нового своего представителя. Однако к моменту публикации текста нового члена еще не назначили. Ситуацию осложняет то, что комиссия должна представить результаты работы через 30 дней.

Что говорит Стояногло

Александр Стояногло 2 декабря попросил Высший совет прокуроров приостановить проверку его работы. Он объяснил это тем, что подал жалобу в Апелляционную палату (АП) на то, что Высший совет прокуроров инициировал проведение аудита его работы в то время, когда он находится под домашним арестом. Но совет отклонил просьбу Стояногло, потратив на ее рассмотрение менее пяти минут.

Министр юстиции Сергей Литвиненко не удержался от насмешливой ремарки в этой связи: «Меня удивляет это заявление [Стояногло]. То говорил: оцените меня, я хочу, чтобы меня оценили. А когда дошло до самого аудита, он просит его приостановить».

В комментарии NM 3 декабря Стояногло пояснил, почему обратился с такой просьбой в ВСМ. Он рассказал, что 9 декабря его должны были заслушать в комиссии. «Как меня могут заслушать, если у меня нет доступа ни к каким материалам. Я рассчитывал, что мне изменят меру пресечения, [3 декабря суд продлил Стояногло домашний арест] я приду в прокуратуру и попрошу нужные мне документы. Я же не могу все держать у себя в голове. Через своего представителя я попросил, чтобы они [комиссия] запросили какие-то материалы, но, к сожалению, пока нет никакого движения», —сообщил Стояногло.

Он также подчеркнул, что, находясь под домашним арестом, «не может полноценно реализовать свое право на защиту». «Я ведь не приду в комиссию, просто чтобы на меня посмотрели. Я должен представить результаты своей работы, и не только своей, а всей прокуратуры», — пояснил Стояногло. Он считает, что решение продлить его домашний арест связано с тем, что власти «пытаются ему помешать» собрать необходимые материалы для выступления в комиссии.

Что говорит эксперт

Бывший судья ЕСПЧ, экс-прокурор Станислав Павловский отметил в беседе с NM, что с аудитом Стояногло «формально соблюли все законные процедуры: сначала президент обратилась в Высший совет прокуроров, затем ВСП начал процедуру. «Насколько эта оценка будет объективной, посмотрим», — добавил Павловский. По его словам, если оценка будет объективной, это вызовет доверие общества. Но члены комиссии также могут и дискредитировать ее работу, подчеркнул он. «Это первая оценка работы генпрокурора за 30 лет. Надеюсь, члены комиссии понимают ответственность, которая на них лежит. Комиссия будет оценивать не только работу генпрокурора, но и его способности как менеджера. Тут возможна большая доля субъективизма. Ни у кого из членов комиссии нет опыта проведения такой оценки», —подчеркнул эксперт.

Также Павловский считает, что, если Стояногло не сможет полноценно участвовать в работе комиссии, это подорвет доверие общества к результатам аудита. По его словам, власти должны это учитывать. «Они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы не скомпрометировать работу комиссии», — заключил эксперт.

***
Президент Майя Санду, напомним, 4 ноября обратилась в ВСП и потребовала создать комиссию, которая проверит работу Стояногло на посту генпрокурора. Санду мотивировала это тем, что репутация прокуратуры скомпрометирована из-за отсутствия ощутимого результата в борьбе с коррупцией. Поэтому, по мнению президента, проведение аудита — «единственное средство восстановить доверие общества к прокуратуре и объективно проинформировать общество о достижениях генпрокурора или об их отсутствии».

Отметим, если по итогам оценки работы Стояногло наберет меньше 5 баллов, результат считается неудовлетворительным. Если он получит от 5,01 до 7,99 баллов — результат считается «хорошим», а при оценке от 8 до 10 баллов — «отличным». Согласно закону «О прокуратуре», если генпрокурор получит оценку «неудовлетворительно», его можно будет уволить.

При этом Венецианская комиссия 10 декабря рассмотрит законность поправок к закону «О прокуратуре», которые позволили начать проверку работы генпрокурора.

 

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Parlamentul Republicii Moldova

Олеся Стамате обратилась в суд из-за своего исключения из PAS. Чего требует депутат?

Депутат Олеся Стамате рассказала 13 июня, что подала в суд на правящую партию «Действие и солидарность» (PAS), исключившую ее из своих рядов из-за скандала с законом об амнистии. В эфире подкаста Subiect incomod Стамате заявила, что считает свое исключение несправедливым и нарушающим устав партии.

По словам Стамате, решение исключить ее из PAS приняло Национальное политическое бюро формирования, в котором она тоже состояла. При этом депутат уверена, что, поступив так, руководство PAS нарушило собственный устав. Стамате рассказала, что после исключения обратилась к политбюро PAS с вопросами по поводу процедуры исключения, но ответ так и не получила.

«Сначала я обратилась с вопросами в PAS. Например, я хотела узнать как созывали это заседание, было ли известно, что речь пойдет об исключении члена партии. Заседание политбюро никто официально не созывал и не объявлял. Далее, есть процедура исключения из партии члена политбюро  — по уставу необходимо созвать комиссию по неподкупности. Комиссию не созывали, по крайней мере мне об этом ничего не известно, мне не дали выступить перед комиссией и представить свою точку зрения. Были и другие вопросы. Не получив ответа, я обратилась в суд», — рассказала Стамате.

***

Напомним, 4 апреля PAS объявил об исключении Стамате из партии. В PAS заявили, что Стамате, будучи председателем юридической комиссии, предложила поправки в закон об амнистии, позволившие освободить из тюрьмы заключенных, приговоренных к пожизненному сроку. PAS также потребовал от Стамате сдать мандат депутата. В результате скандала своей должности лишился и глава Национальной администрации тюрем Анатолий Фалка. По требованию премьер-министра он подал в отставку.

Стамате, комментируя свое исключение из PAS, сказала, что уверена, что все ее действия были правильными и законными. По словам Стамате, любые законы принимают, рассчитывая на их добросовестное исполнение и обвинение в недостаточной оценке рисков — «это абсурд». Она объявила, что покидает фракцию PAS, но остается неафилированным депутатом парламента.

После этого Стамате предложила создать парламентскую комиссию для расследования того, как принимали закон об амнистии. На заседании 29 мая парламент не поддержал инициативу включить этот вопрос в повестку дня. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: