Высший совет прокуроров (ВСП) снова не принял окончательного решения о том, кто и как проведет аудит работы Александра Стояногло на посту генпрокурора. На заседании 18 ноября члены совета обсудили предварительный регламент оценки. Окончательное утверждение регламента и состава комиссии отложили до 22 ноября.
В повестке заседания ВСП 18 ноября было три вопроса, посвященных аудиту Стояногло:
- утверждение регламента работы комиссии, которая проведет аудит;
- назначение представителя ВСП в комиссии;
- утверждение состава комиссии.
Сначала Совет обсудил регламент работы комиссии. Докладчиком по этому вопросу выступил министр юстиции Сергей Литвиненко. Он предложил обсудить на этом заседании поправки, а окончательный регламент аудита утвердить в понедельник 22 ноября.
Литвиненко пояснил, что к регламенту пришло очень много рекомендаций и поправок. Например, Совету предложили, чтобы члены комиссии отдельно объясняли, почему поставили ту или иную оценку.
Отметим, согласно предварительному регламенту, если по итогам оценки его работы Стояногло наберет меньше 5 баллов, результат считается неудовлетворительным. Если он получит от 5,01 до 7,99 баллов — результат считается «хорошим». А при оценке от 8 до 10 баллов — отличным.
Согласно закону «О прокуратуре», если генпрокурор получит оценку «неудовлетворительно», его можно будет уволить.
Кроме того, член ВСП Светлана Балмуш отметила, что нет необходимости делать собрания комиссии публичными. «Они не должны отчитываться, кого заслушали [на заседании комиссии]», — сказала Балмуш. Другой член ВСП Ион Гучаг отметил, что в таком случае работа комиссии может быть непрозрачной. Литвиненко же сказал, что публичным можно сделать только допрос Стояногло и сам отчет комиссии. Балмуш заметила на это, что и допрос Стояногло необязательно делать публичным, а также предложила не обнародовать информацию из отчета, которую нельзя разглашать.
Много обсуждений было по поводу того, оставлять ли в регламенте возможность заявить отвод членам комиссии, и должны ли этот вопрос рассмотреть сами члены комиссии или Высший совет прокуроров. Согласно предварительному регламенту, у всех, кто делегировал в комиссию своих представителей, будет возможность заявить отвод другим членам комиссии.
Литвиненко предупредил, что заявление отводов членам комиссии «может затянуться на три месяца». «Давайте дадим возможность комиссии самой решать [одобрить отвод или отклонить]», — предложил он.
Светлана Балмуш предложила, чтобы Совет опубликовал предварительный список состава комиссии, и дать 24 часа на заявление отвода.
«Получается, мы в понедельник соберемся, чтобы утвердить регламент и предварительный список комиссии, а во вторник снова соберемся и проанализируем заявления субъекта [Стояногло]. А я думаю их будет три или четыре. Не исключаю, что он заявит отвод всем», — сказал Литвиненко.
К этому вопросу во время заседания возвращались несколько раз. Литвиненко отметил, что если одобрять отводы будет ВСП, то создание комиссии придется отложить до среды, а не до вторника.
Затем неожиданно участники заседания решили продолжить обсуждение этого вопроса без камер. Через полчаса они вернулись с закрытого обсуждения и отметили, что отложат до понедельника и одобрение регламента, и составление предварительного списка членов комиссии.
Оценивать работу Стояногло, напомним, будет комиссия из пяти человек. Своих представителей в нее должны отправить президент, минюст, Высший совет магистратуры, Высший совет прокуроров и генпрокурор. Утром 18 ноября Высший совет магистратуры делегировал в комиссию экс-судью Апелляционной палаты Лидию Булгак. Публичное обсуждение вопроса заняло около пяти минут.
Как Санду потребовала провести аудит и почему Стояногло с этим не согласен
Президент Майя Санду, напомним, 4 ноября обратилась в ВСП и потребовала создать комиссию, которая проверит работу Стояногло. Она отметила, что сейчас имидж прокуратуры скомпрометирован из-за отсутствия ощутимого результата в борьбе с коррупцией. Президент подчеркнула, что проведение аудита — «единственное средство восстановить доверие общества к прокуратуре и объективно проинформировать общество о достижениях генпрокурора или их отсутствии».
Стояногло сообщил NM 16 ноября, что намерен обжаловать в суде решение Высшего совета прокуроров (ВСП), который одобрил запрос президента Майи Санду о проведении аудита его работы. Он считает, что проводить оценку его работы невозможно до тех пор, пока он находится под следствием. «Сейчас мои трудовые отношения с прокуратурой приостановлены», — отметил Стояногло. Кроме того, он считает, что комиссия, которую создадут для проверки его работы, «будет политизированной».