На этой неделе Европейский совет может проголосовать за предоставление Молдове статуса кандидата в ЕС. NM вместе с экспертами разбирался, что это даст молдавской экономике, получит ли Молдова больший доступ к фондам, и станет ли страна более привлекательной для инвесторов.
Статус
Судя по высказываниям европейских лидеров и информации в европейских СМИ, у Молдовы есть все шансы на положительное решение Совета Европы по вопросу предоставления Молдове статуса кандидата в ЕС. Но вместе со статусом Молдова получит и «дорожную карту» с обязательствами, которые надо будет выполнить, чтобы ЕС не остановил этот процесс. «Важно понимать, что Молдова получит статус кандидата в ЕС не за какие-то большие успехи в реформах, а за ожидание этих успехов», — отметил в беседе в NM глава экспертного центра Expert-Grup Адриан Лупушор.
Среди основных пунктов «дорожной карты» — борьба с коррупцией, реформа юстиции, реформа публичной администрации и обеспечение макрофинансовой стабильности. «Последнее требование связано с условиями кредитной программы МВФ. Речь идет о реформе госпредприятий, эффективности госзакупок, банковской реформе с акцентом на усиление независимости Нацбанка», — сказал Лупушор. По его словам, детали «дорожной карты» пока неизвестны. Но, по его мнению, чтобы выполнить все эти условия, Молдове понадобится несколько лет.
Как отмечается на сайте Еврокомиссии, выполнение Молдовой обязательств комиссия проверит в конце этого года.
Деньги
Кандидат на вступление в ЕС, отметим, должен соответствовать требуемым критериям в 35 сферах, в том числе в энергетике, монетарной политике, юстиции, безопасности, науке, здравоохранении, экологии и др.
При этом страны-кандидаты получают доступ к Инструменту подготовки к вступлению в ЕС (Instrument for Pre-accession Assistance, IPA). «Страны- кандидаты начинают переговоры о вступлении в ЕС. Страна должна выполнить требования, [связанные с 35 сферами]. Для выполнения этих требований страна может получить [финансовую] помощь в тех сферах, которые являются ключевыми в переговорах, например, в экологии и инфраструктуре», — пояснил исполнительный директор Института стратегических инициатив Вадим Пистринчук.
Как отмечается на сайте Еврокомиссии, IPA предназначен для того, чтобы страна-кандидат могла провести политические и экономические реформы, необходимые для вступления в ЕС. «Реализация этих реформ должна предоставить гражданам страны-кандидата лучшие возможности и внедрить стандарты, которыми мы пользуемся как граждане ЕС», —говорится на сайте Еврокомиссии.
Пистринчук, говоря о возможностях IPA, привел в пример Румынию, которая перед вступлением в ЕС смогла эффективно воспользоваться средствами IPA в сельскохозяйственной сфере. При этом, отметил он, есть примеры неудачного использования этих фондов, например, Балканскими странами.
Бюджет фонда IPA с 2014 по 2020 год составлял €12,8 млрд, а на 2021-2027 годы заложен в сумме €14,1 млрд. Сейчас доступ к фонду IPA есть у стран-кандидатов Турции, Албании, Боснии и Герцеговины, Косово (Молдова не признает независимость Косово и считает регион частью Сербии), Черногории, Сербии и Северной Македонии.
В то же время, по мнению Адриана Лупушора, у Молдовы и сейчас нет проблем с доступом к внешнему финансированию, но есть другая проблема. «Сейчас мы сотрудничаем практически со всеми партнерами по развитию: Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, МВФ, прямое бюджетное финансирование. Есть только проблема с освоением полученных средств. Есть проекты, которые медленно реализуются из-за проблем с местной администрацией или из-за плохой координации между донорами. Или из-за проблем с длительными закупками, с местными властями. Бывает, просто нет интереса у некоторых учреждений», — пояснил Лупушор.
Он отметил, что партнеры по развитию и сейчас могут предоставить деньги и экспертизу, но при этом должна быть заинтересованность госслужащих. «Еще у нас проблемы с закупками: у таких проектов высокие стандарты в области конкуренции, прозрачности. Мы не всегда их можем соблюдать. [Или, например, в проектах ремонта дорог] сложно найти компанию, которая реализует проект в указанные сроки», — пояснил эксперт.
Европейские стандарты
Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ в беседе с NM подчеркнул, что для вступления в ЕС Молдова должна дорасти до европейских стандартов в разных сферах, в том числе в инфраструктуре. «Мы должны инвестировать в железную дорогу, аэропорты, дороги, водоснабжение, канализацию, электросети и т.д.», — пояснил Ионицэ.
По его подсчетам, для этого Молдове в течение 10 лет нужно инвестировать в разные проекты около 9% ВВП: «В текущих ценах — это около 22 млрд леев». Ионицэ предположил, что деньги на это будут выделять в виде грантов и долгосрочных кредитов. «Тут важно понимать, что инфраструктура — это долгосрочные проекты. Например, железной дорогой можно пользоваться 50-100 лет. И есть такой подход — солидарность поколений, когда выплаты по кредитам рассчитаны на много лет. Ведь несправедливо, когда одно поколение берет на себя всю нагрузку, а пользоваться инфраструктурой будут несколько поколений. При этом подходе каждое поколение платит свою долю», — сказал Ионицэ, добавив, что в Молдове из-за неразвитой инфраструктуры (например, отсутствия нормальных дорог, водопровода, канализации и т.д.) объем инвестиций в какой-то объект может быть на 30% больше, чем в развитых странах.
Инвестиции
Статус страны-кандидата, по словам экспертов, повлияет на инвестиционную привлекательность Молдовы, но в дальнейшем инвестиционный климат будет зависеть только от молдавского правительства. «Для инвесторов это означает более низкие политические риски. Сам факт, что страна получила европейскую перспективу, говорит о том, что Молдова движется в сторону ЕС. Инвесторы будут ждать реформ, внедрения европейских директив и стандартов. А если реформ не будет, то это преимущество быстро сойдет на нет», — отметил Адриан Лупушор, подчеркнув при этом, что статус-кандидата не означает, что в страну автоматически хлынут инвесторы.
Аналогичная ситуация, по его словам, и с ростом благосостояния граждан. «Это тоже будет зависеть не от ЕС, а от молдавского правительства», — подытожил эксперт.