В Национальном музее румынского крестьянства в Бухаресте проходит выставка «Цвета «оттепели». Бессарабская деревня в живописи 1960-х годов». Выставка продлится до 19 мая, на ней выставлены работы 14 мастеров из Молдовы, известных своими вкладом в обновление художественного языка того времени. В основном на выставке представлены неизвестные работы, взятые из семейных коллекций художников, частных собраний и фондов Союза художников Молдовы и Национального музея истории Молдовы. С учетом специфики музея-организатора, выставка фокусируется на произведениях сельской тематики, в которых бессарабские мастера демонстрируют глубокое понимание духа народного искусства. Ана Даниела Султана взяла интервью у Людмилы Томы – куратора выставки. NewsMaker публикует это интервью в полном объеме.
Ана Даниела Султана: Расскажите, как получилось, что вы, опытный искусствовед из Кишинева, стали куратором выставки в Бухаресте?
Людмила Тома: Этому событию предшествовало знакомство с Викторией Наги-Вайда в Кишиневе, когда она готовила свой солидный труд – двухтомный каталог произведений Валентины Русу Чобану. Мы убедились в общности интересов в сфере углубленного познания истории культуры, в частности – изобразительного искусства, и в едином желании пропагандировать подлинные эстетические ценности, незаслуженно оказавшиеся в тени.
АДС: Как вы строили выставку, и что в ней необычного для публики из Бухареста, а также и для публики из Кишинева, которой доступны только онлайн-материалы проекта?
ЛТ: Автор проекта, менеджер Виктория Наги-Вайда собрала из разных коллекций малоизвестные работы одной тематики, чтобы осветить особо важный период в истории живописи Республики Молдова. Новизна представленного материала способна удивить не только искусствоведов и любителей искусства из столицы Румынии, но и всех посетителей прекрасного музея румынского крестьянства, приезжающих из Кишинева, из других городов, которые могут увидеть эту экспозицию.
Меня как куратора выставки впечатлила структура пространства, которая служит нужному эффекту – выявлению красочного богатства и симфонической слаженности цветовых аккордов, выделенных то белым, то синим фоном стен и стендов. Идея принадлежит менеджеру, но некоторые проблемы, возникавшие при компоновке картин, мы обсуждали вместе. В итоге зрители могут воспринимать красоту живописи в разнообразии и оценить близость задач в работах четырнадцати авторов картин, среди которых известные мастера старшего поколения – Михай Греку, Валентина Русу Чобану, Глебус Саинчук, Ада Зевин, Игор Виеру.
Наряду с эстетическим аспектом выставка выполняет познавательную функцию. Рядом с картинами размещены объекты народного искусства, ставшие источником вдохновения живописцев: керамические кувшинчики, кружки, традиционный ковер и т.п. О творческом пути каждого автора можно узнать, читая биографические справки в каталоге выставки. Пониманию их задач служат тексты с характеристикой созданных образов, помещенные на этикетках, а также ранее изданные альбомы, раскрытые на страницах с репродукциями самых известных произведений этих мастеров. Посетителям выставки, желающим узнать об атмосфере художественной жизни в 1960-е годы, предлагается просмотр видеоролика с рассказами историков искусства. Все пути расширения познавательных возможностей выставки тщательно продуманы Викторией Наги-Вайда.
АДС: Почему выбрали для выставки произведения 1960-х годов?
ЛТ: Именно тогда свершился важный перелом в истории искусства республики Молдовы. В итоге хрущевской «оттепели» мироощущение творческих личностей стало оптимистичнее, и проявилась потребность в творческом обновлении.
АДС: Уже после смерти Сталина в разных сферах жизни проявлялась «оттепель», а в изобразительном искусстве она запаздывала?
ЛТ: Процессы в общественной жизни и в творчестве не синхронны. В развитии искусства действуют свои закономерности, связанные со спецификой языка пластики. Хотя условия жизни несомненно влияют на судьбы творческих личностей, и они бывают трагическими. Тоталитарный режим с его жесткими идейно-политическими требованиями и вульгарными оценочными критериям тормозили естественное развитие уже сложившихся мастеров, затруднял творческое становление молодежи. Особенно тяжелым было первое десятилетие после Второй мировой войны – годы разрухи, засухи и голода. Ради выживания своей семьи художники вынуждены были выполнять по договорам с министерством культуры картины ангажированной тематики для юбилейных выставок, причем, требовалось изображать признаки нового в жизни детально, в формах, внешне подобных реальным – в этом заключался пресловутый «метод социалистического реализма». Всякая художественная условность рассматривалась идеологами негативно – как «формализм», «груз прошлого», от которого необходимо избавиться. Вопреки этим требованиям живописцы, обучавшиеся профессии до 1940 года, продолжали опираться на традиции европейского искусства, что осложняло их положение, но спасало от творческой деградации. Интерес к подлинной красоте человека и природного мира обычно удерживал авторов от показной парадности и склонял к работам, отражающим искренние чувства.
АДС: Вы, как участник художественной жизни Республики Молдова с молодости, рассказывали о важных событиях прошлого, о незабываемом впечатлении от выставки румынской живописи ХХ века, открытой в Кишиневе в 1957 году. А можно ли найти воспоминания мастеров старшего поколения о переменах в период «оттепели»?
ЛТ: Такие воспоминания изредка появлялись в прессе. В одном из интервью искусствоведа Ольги Гарусовой с Адой Зевин записаны слова художницы: «Это был хорошо подготовленный прорыв. /…/ Ситуация 60-х годов с ее очень активной творческой жизнью была уникальной. Так распорядилась судьба, что несколько художников встретились и стали единомышленниками. В конце 30-х годов в Бухаресте я подружилась с Михаилом и Фирой Греку. Позднее, в Кишиневе подружилась с Дмитрием Севастьяновым, Валентиной Русу Чобану, Глебом Саинчуком. Нас сблизило искусство, родственность эстетических вкусов, отношения к жизни. /…/ Мы опирались на французский постимпрессионизм, румынскую живопись, русскую культуру, молдавское народное творчество, которое мы открыли в начале 60-х и которое сыграло огромную роль в формировании нашего поколения художников. /…/ Нас атаковали как идеологических врагов, считая, что наше камерное искусство народу не нужно. А мы просто пытались честно отстаивать то, что считали настоящим искусством. Потом наше творчество стало такой реальностью, с которой вынуждены были считаться».
АДС: Чем мотивирован выбор тематического профиля выставки?
Тематические выставки ныне редко устраиваются в Кишиневе, не говоря уже о выставках с бессарабским искусством в Бухаресте. В советский период они были частыми, но имели ангажированные цели. Комиссия министерства культуры заранее заключала с художниками договоры и контролировала выполнение заказанных композиций. А в творческих мастерских накапливались работы, созданные по велению души, большей частью этюдного характера. Среди таковых многие связаны с жизнью села.
Сельские мотивы близки бессарабским художникам разных поколений. Живописцев всегда восхищала красота природы, впечатляли душевные качества крестьян и прекрасные плоды их творчества, привлекала сама эстетическая аура национального быта, влияющая на чувство гармонии, на многих, кто родился в селах, – с раннего детства.
АДС: В экспозицию включены и работы молодых авторов тех лет. Как они выходили на путь поисков в условиях жесткой критики?
ЛТ: Формирование новых тенденций в искусстве зрелых мастеров впечатляло и окрыляло молодых художников – Элеонору Романеску, Ольгу Орлову, Елену Бонтя, Серджиу Кучука – и даже учащихся Республиканского художественного училища, которых преподаватели привозили на летнюю практику в те же села, где художники-новаторы писали этюды и обсуждали проблемы живописной экспрессии. В итоге дипломные картины одаренных колористов Людмилы Цончевой, Серджиу Галбена и других студентов, связанные с жизнью молдавских сел, представляли искусство республики не только на местных выставках, но и зарубежных. А в данной экспозиции работы авторов разных поколений свидетельствуют о жизнеспособности сложившейся тогда школы живописи, о преемственности традиций.
АДС: Над какими будущими проектами вы работаете и планируете ли вы вернуться в Бухарест с новой выставкой?
ЛТ: Я планирую две монографии альбомного типа о художниках, творческий путь которых, я думаю, достоин изучения. Кроме того, готова к дальнейшему сотрудничеству по важным проектам и буду счастлива, если мои знания как историка и критика в области отечественного изобразительного искусства вновь окажутся востребованными, и, разумеется, с удовольствием вернулась бы в Бухарест.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!