Парламент сегодня одобрил законопроект о создании временного депозитария ценных бумаг. Он будет работать до тех пор, пока Национальный банк и министерство юстиции не учредят свои депозитарии, которые по закону должны были открыть более двух месяцев назад. На вопрос депутатов о причинах задержки глава Нацбанка только развел руками. Законопроект поддержали депутаты четырех фракций — демократы, либерал-демократы, социалисты и коммунисты. Последние при этом отметили, что «правительство проявило полную безответственность в плане контроля за исполнением законов».
Законопроект о создании временного депозитария ценных бумаг парламент принял сразу в двух чтениях. Он будет открыт на базе частного Центрального депозитария, акционерами которого являются около 30 компаний, в том числе Фондовая биржа Молдовы.
Зампредседателя Национальной комиссии по финансовому рынку (НКФР) Нина Доска объяснила открытие временного депозитария необходимостью «нормального функционирования рынка капитала и осуществления операций на Фондовой бирже». Летом 2014 года правительство взяло на себя ответственность перед парламентом за пакет законов, в числе которых был и Закон о создании двух депозитариев, учредителями которых должны были выступить Нацбанк и минюст. Нацбанк должен был заниматься ценными бумагами банков, а минюст — бумагами остальных субъектов, представляющих публичный интерес, к которым отнесены «страховые общества, лизинговые компании, факультативные пенсионные фонды или эмитент, ценные бумаги которого, по его запросу или согласию, допущены к торгам на регулируемом рынке или многосторонних торговых системах».
Депозитарии под управлением Нацбанка и минюста должны были быть созданы до 15 февраля. А до 15 марта все банки, страховые общества и другие упомянутые учреждения должны были передать им ведение реестра владельцев ценных бумаг. В противном случае совершение сделок с ценными бумагами приостанавливается, что, в принципе, и произошло, поскольку был создан юридический парадокс, пояснила Нина Доска.
По ее словам, «поскольку закон вступил в силу, а депозитариев нет, работа Фондовой биржи оказалась парализована». После принятия законопроекта о временном депозитарии эта ситуация должна быть разблокирована, отметила она.
Депутат от компартии Олег Рейдман отметил в этой связи, что рынок ценных бумаг был поставлен «в неловкое положение» из-за того, что «правительство проявило полную безответственность в плане контроля за исполнением законов».
Депутат-либерал Юрий Киринчук спросил у главы Нацбанка Дорина Дрэгуцану, почему депозитарии не были созданы в установленные законом сроки. Дрэгуцану не нашелся, как ответить на этот вопрос, и только развел руками.
Либералы от голосования за законопроект воздержались.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписаться на NM Espresso
Ежедневный дайджест главных новостей Молдовы на вашей почте
Почти половина людей в Молдове не знают, за кого голосовать на парламентских выборах, до которых осталось чуть больше двух недель. Такие данные представила компания iData 8 сентября. Но большое число «неопределившихся» перед выборами для страны давно стало традицией. NM вместе с экспертами разбирался, почему так происходит и куда могут уйти голоса тех, кто пока колеблется.
Что показывают опросы?
8 сентября iData опубликовала результаты нового предвыборного исследования. По ним 42,6% респондентов не знают, за кого будут голосовать. С выбором определились 56%. При этом 87,7% заявили, что точно придут на выборы, а лишь 10,9% сказали, что воздержатся.
Результаты опроса iData
Нужно отметить, что этот опрос проводили по другой методологии — данные пересчитали с учетом реальной демографии избирателей. Ранее опросы строились на основе социологической выборки, но и они показывали высокий процент неопределившихся. Например, в исследовании от 20 августа 28,3% респондентов не смогли или не захотели назвать партию, за которую готовы голосовать.
Если смотреть динамику за последние месяцы, видно, что доля неопределившихся растет с начала года и достигает максимума как раз перед выборами. В феврале она составляла 26,4%, в мае — 29,8%, а к концу июня поднялась до 33,9%.
Данные Барометра общественного мнения за последние пять лет подтверждают: высокий уровень неопределенности — норма для молдавских избирателей. Так, в январе 2019 года, когда страна готовилась к парламентским выборам по смешанной системе, социологи фиксировали рекорд — 53,5% неопределившихся. Но уже к концу года этот показатель снизился до 25,5%.
Результаты опроса Барометр общественного мнения
Почему так происходит?
Социолог Александр Макухин отмечает: это не особенность Молдовы, а тенденция, характерная для многих стран, в том числе европейских. По его словам, большое число неопределившихся говорит о кризисе самой политической процедуры.
«Многие избиратели не видят „своего кандидата“ среди существующих. Например, у нас нет последовательно либеральных (с экономических позиций) или, скажем, социалистических партий — хотя „Прогрессивный альянс социалистов и демократов“ в Европарламенте вторая по численности фракция. Названия партий есть, но за ними часто стоит что угодно, кроме того, что предполагает сама идеология. Поэтому в Европе растет популярность харизматических партий, названных по имени своего вождя или еще как-то отвлеченно. Они играют в „catch-all“ — пытаются понравиться всем. Но именно это и отталкивает часть избирателей», — пояснил Макухин.
Доктор политических наук Анжела Колацки добавляет, что у каждой партии есть свой устойчивый электорат — люди, которые проголосуют за «своих» в любых условиях. Остальные выбирают в зависимости от ситуации здесь и сейчас, «плавают» по политическому полю и ищут кандидата.
«Обычно это примерно треть избирателей. Это нормальный и естественный процесс», — говорит эксперт.
Как это повлияет на выборы?
По словам Колацки, у неопределившихся избирателей есть два сценария поведения.
Первый — протестный голос. Среди колеблющихся могут быть те, кто недоволен властью, но пока об этом не говорит. На выборах они, скорее всего, проголосуют за оппозицию.
Второй — голос за лидера рейтинга. Если разочарование властью не слишком сильное или если избиратель мало интересуется политикой, то в последний момент он выбирает партию с наивысшим рейтингом.
Колацки считает, что для Молдовы более вероятен именно второй сценарий. Согласно последнему опросу iData от 8 сентября, лидирует Патриотический блок социалистов, коммунистов, сердца и будущего Молдовы» — 36% среди определившихся. PAS — на втором месте с 34,7%. В предыдущих опросах, напротив, впереди была PAS.
Результаты опроса iData
История с неопределившимися напоминает и о референдуме 2024 года, когда голосовали за закрепление европейской интеграции в Конституции. Тогда данные соцопросов и реальный результат сильно разошлись. Директор iData Михай Бологан объяснял это тремя факторами, один из которых — склонность неопределившихся голосовать «против». Перед голосованием неопределившихся было более 20%. Среди них оказалось много людей, негативно оценивавших ситуацию в стране. В итоге большая часть неопределившихся проголосовали «против».
Макухин приводит пример и из Франции. «Там огромный процент неопределившихся сначала усилил поддержку крайне правых — не только „Национального объединения“, но и откровенных расистов-популистов из партии „Реконкиста“. Однако в итоге „Реконкиста“ получила меньше 1% и не прошла порог. Это пример сиюминутных решений: сегодня избиратели голосуют за ярких популистов, а через пару недель о них забывают».
В Португалии, например, ультраправые оказались успешнее. Партия Chega («Хватит!») после выборов 2024 года требовала досрочных выборов, добилась их и стала второй политической силой страны.
«Сегодня выборы все больше похожи на серфинг: поймал волну — поднялся, не поймал — утонул», — резюмирует эксперт.
Как работать с «неопределившимися»?
Для кандидатов главная задача на выборах — мобилизовать свой устойчивый электорат и привлечь новых. И один из способов — вытащить их из числа колеблющихся.
«Неопределившийся избиратель любит простые ответы на сложные вопросы. Поэтому перед выборами начинается игра „кто больший популист“. Без дозы популизма выиграть выборы невозможно», — говорит Анжела Колацки.
Александр Макухин отмечает, что особенно легко работать с неопределившимися оппозиции: «К сожалению — и всегда к сожалению для самих избирателей — чем ярче популизм, тем дальше он от реальной экономики и тем больнее потом последствия».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.