«Тяжелых форм у детей становится все больше»
Врачи-педиатры о том, как дети болеют ковидом
Новый штамм коронавируса вызывает больше осложнений у детей, а число случаев их заражения растет. Такую тенденцию наблюдают в последние недели врачи, заведующие детскими ковид-отделениями в Кишиневе. NM публикует монологи врачей-педиатров о новых симптомах ковида у детей и последствиях инфекции, вакцинации, выгорании на работе, и о том, что им уже «никогда не удастся стереть из памяти».
«Новые штаммы ковида не разделяют детей и взрослых»
Светлана Щука

Заведует детским пульмонологическим отделением Института матери и ребенка

Детское ковид-отделение в нашем институте открыли в марте 2021 года. С тех пор к нам поступают дети со средними и тяжелыми формами ковида. Высокий процент госпитализаций был весной этого года, в марте-мае. Спад пришелся на лето, тогда у нас было по 6-10 пациентов. Ближе к началу августа детская заболеваемость снова стала расти, и к концу месяца отделение было заполнено: 35-40 коек.

Большинство детей поступает сюда вместе с родителями, у которых тоже ковид. Среди наиболее частых симптомов этой инфекции — поражения респираторного тракта, легочной системы, бронхит, пневмония, поражения желудочно-кишечного тракта. Поступают дети с первых дней жизни и до 18 лет, кто-то с мамами, кто-то сам.

Всплеск заболеваемости сейчас не только у взрослых. Последние исследования на мировом уровне показывают, что новые штаммы ковида сейчас не разделяют детей и взрослых, частота инфицирования та же.

Светлана Щука готовится к осмотру детей

Aото: NewsMaker.md/ Денис Дерменжи
Дети могут болеть бессимптомно. Но в последнее время тяжелых форм тоже становится больше. Поэтому и пришлось открыть еще одно отделение на 12 коек в клинике имени Эмилиана Коцаги.

Есть дети, которые, к сожалению, больше предрасположены к коронавирусной инфекции, чем остальные. У них есть хронические заболевания, или снижен общий иммунитет, такое тоже бывает. У них коронавирус протекает, в том числе, с пневмониями. Самое опасное, что может быть — после перенесенной коронавирусной инфекции появляется так называемый мультисистемный воспалительный синдром, и очень важно, чтобы родители этих детей вовремя обратились к нам для реабилитации.

Мультисистемный синдром — это когда ковид поражает не только легкие, но и нервную систему, разные ее отделы. У ребенка наступают нарушения моторики, появляются парезы (потеря силы мышц, вызванная поражением нервной системы. — NM), паралич ног или рук, поражается серое вещество мозга, из-за которого страдают интеллектуальные способности ребенка.

Если альвеолы (респираторный отдел в легком. — NM) имеют возможность восстанавливаться до 10-12-летнего возраста, то нервные клетки такими способностями не обладают. Поражение нервной системы происходит на более поздних сроках, и его не всегда удается выявить. Чаще всего дети поступают в стационар, когда мы уже не можем дать положительный прогноз на полное выздоровление без последствий.

Это приводит и к инвалидизации детей. Чаще всего речь идет о необратимых процессах. У нас есть дети, у которых спустя год после ковида, практически нет шансов на полное восстановление.

Любой врач, педиатр в том числе, работает, мечтая о чуде, надеясь, что каждый больной ребенок выздоровеет. В условиях пандемии такие желания и мечты тоже есть, однако есть клинические случаи, когда возможности врачей и тяжесть заболевания не позволяют нам увидеть это чудо.

К сожалению, раньше мы [врачи] меньше всего внимания обращали на эмоциональное выгорание, но оно всегда было где-то под боком. Все мои коллеги отмечают, что за последние десятилетия не было такой нагрузки на медицинскую систему и персонал.

У любого организма есть свои возможности, и любым возможностям есть предел. Нам ничего не остается, только как ждать субботы и воскресенья, чтобы восстановиться к следующей неделе. Хорошо, у кого эти дни есть.
Системы [здравоохранения] не выдерживают не только в техническом плане, есть еще и человеческий фактор. Нам нужна помощь.

Это мощная физическая и эмоциональная нагрузка. Всё это есть и у наших врачей, они тоже болеют и тоже умирают.
«Сложно, когда перед тобой не ребенок, а лицо, забывшее улыбку»
Алла Живалковски

Заведует детским ковид-отделением в больнице имени Эмилиана Коцаги
Наше отделение открылось в марте прошлого года как структура третьего уровня. То есть к нам поступали самые «тяжелые» дети в стране. Первое время тяжелые формы были обусловлены не самим ковидом, а различными патологиями, которые он обострил. Госпитализировали детей с хроническими заболевания почек, диабетом, пороками сердца. Коронавирус лишь сделал свою работу: ухудшил состояние детей.

Если сравнивать детей, которые поступают к нам сейчас, с теми, что были в начале пандемии, то могу отметить, что с распространением нового штамма симптоматика изменилась. Тяжесть заболевания теперь уже обусловлена сложнейшими пневмониями, требующими хирургического вмешательства.


Так как коллектив у нас здесь небольшой, нам приходится очень сложно. И физически, и морально очень устали. В прошлом году, когда мы открылись, первые шесть месяцев не встречались с родными просто потому, что не хотели подвергать их риску.

Нас истощило еще и то, что приходилось работать и со взрослыми, и с детьми. В большинстве случаев дети заражали родителей, и их госпитализировали вместе. Так было спокойнее и деткам, и родителям.
Алла Живалковски
фото: Facebook
Был период, когда мы закрыли отделение, и было своеобразное «затишье перед бурей». Пару недель назад мы снова открылись, но уже для детей со средними формами тяжести. За четыре дня все койки (около 20) были уже заняты, поэтому пришлось открывать еще одно отделение.

Мы не можем понять одного: почему некоторые люди так скептически относятся к вакцинации, будь она плановая или экстренная? Почему-то мы не хотим верить в науку. Сколько должно умереть человек, чтобы люди осознали, что вакцинация — это одно из решений? Сейчас же у нас мало кто знает, что такое полиомиелит, а я видела его последствия. Точно так же мы видим и последствия коронавируса у детей.

За эти почти два года работы с ковид-детьми скопилось столько моментов, которые никак не получается стереть из памяти.

Помню, к нам поступил шестимесячный ребенок без сопутствующих заболеваний. За три дня его состояние ухудшилось из-за тромбоза сосудов головного мозга. Случился инсульт.

К счастью, благодаря усилиям врачей его удалось спасти. Безусловно, все это обошлось не без последствий. Но это один из тех случаев, когда ты понимаешь, насколько хрупка человеческая жизнь и сколько ответственности несешь ты как врач за эту жизнь. Сложно, когда не знаешь, чего ждать через час. Сложно, когда ты видишь, что перед тобой не ребенок, а лицо, забывшее улыбку.

У нас здесь нет психологов, поэтому поддерживаем друг друга кто как может. Особую поддержку и тепло нам дарят родители больных деток. За весь период работы ковид-отделения был лишь один случай, когда девочка 16 лет умерла от дыхательной недостаточности. Всех остальных детей выписали.
В министерстве здравоохранения NM пока не смогли дать подробную информацию о динамике заболеваемости детей ковидом. По официальным данным, с начала пандемии в Молдове заразился ковидом 24 341 человек в возрасте от 0 до 19 лет. Это — 7,6% заболевших в стране. В статистике минздрава указано, что напрямую от ковида скончался один ребенок в возрасте от 1 до 5 лет, и четыре в возрасте от 10 до 19 лет.
Текст: Денис Дерменжи
Главное фото: NewsMaker.md/ Денис Дерменжи
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: