«Убила я его». Пять историй о домашнем насилии, ставших спектаклем
5 мин.

«Убила я его». Пять историй о домашнем насилии, ставших спектаклем


«В селе нечем заняться — два бара и дискотека, одно насилие и пьянство». «Когда я была беременная, он мне живот кипятком облил». «Убила я его». На сцене Тараклийского театра прошла премьера спектакля «Я умереть надежде не дам», основанного на реальных историях женщин, которые подвергались домашнему насилию. Спектакль поставили совместно с кишиневским Центром искусств Coliseum и приурочили к всемирной кампании «16 дней против насилия над женщинами». В начале января он пройдет и в Кишиневе. 

newsmaker.md/rus/novosti/pugayushchaya-statistika-63-4-zhenshchin-v-vozraste-ot-15-do-64-let-podvergalis-na-26549

Перед началом спектакля глава Coliseum Михай Фусу рассказал зрителям, что все, что они услышат со сцены, — не придуманные, а реальные истории пяти женщин. У домашнего насилия, отметил Фусу, нет границ: с ним сталкиваются «в городах и в селах, в бедных и богатых семьях, в разных социальных слоях». Это спектакль-чтение, объяснил Фусу: пять актрис из Национального театра имени Еминеску, Тараклийского театра «Смешен Петък», гагаузского драматического театра имени Танасогло и Бельцкого театра имени Александри будут читать то, что рассказали женщины, подвергшиеся физическому, психологическому и сексуальному насилию в семье.

Истории

Первая история — исповедь женщины, которая прожила с мужем 23 года и родила 11 детей. Сейчас она отбывает в тюрьме наказание за убийство мужа. Ее историю читала актриса гагаузского театра Елена Данажи: «После того как я нарожала ему ребятни, начались у нас ссоры и драки. Я думала, что все утрясется, что завтра все будет по-другому. А оно все не утрясалось. Я думала, как прокормить детей, а он, вместо того чтобы домой кусок хлеба принести, все водку таскал. Убила я его…»

Вторую историю рассказала девочка-подросток, чей отец пил и избивал ее и мать. Ее исповедь читала актриса Тараклийского театра Диана Карапенкова: «Мы живем в общежитии, мать боится, что, если разведется, негде будет жить. Как-то отец толкнул ее, она ухом ударилась, ничего теперь им не слышит». Отец впервые ударил девочку, когда ей было два года. Она месяц молчала, а когда заговорила, стала сильно заикаться. Она мечтает накопить денег и уехать из страны вместе с мамой и сестренкой: «Я хочу, чтобы в моем будущем не было насилия».

Историю семьи, в которой отец десять дет бьет своих домашних, читала актриса Гагаузского театра Наталья Иванчук: «В селе нечем заняться. Два бара и дискотека. Одно насилие и пьянство […] Когда он домой пьяный приходит, мы все прячем: зарядки, телефоны, пульты, ножи, потому что он может бросить в меня нож. Невозможно жить, нам [с ребенком] всегда приходится куда-то уходить. Иногда у соседей скрываемся. […] Однажды избил меня до полусмерти, доской избил […] А когда я была беременная сыном, он живот мне кипятком облил […] Я бы не терпела, я бы ушла, но некуда. Дом-то его. Мне некуда уйти с ребенком».

Еще одну историю рассказала актриса театра имени Еминеску Михаела Стрымбяну. Жена священника и мать троих детей по настоянию мужа поехала работать в Италию, чтобы обеспечивать семью: «Послал меня в Италию деньги зарабатывать. Работу нашла сиделкой, круглосуточную». Муж переехал в Кишинев, снял там квартиру, детям нашел няньку, с которой изменял жене, купил землю и начал строить дом: «Требовал все больше денег. Говорил — спи с кем хочешь, а деньги высылай». Когда женщина приехала домой, чтобы немного побыть с детьми, муж ее избил: «Называл меня шлюхой итальянской, тварью подзаборной и позором Молдовы».

Исповедь женщины, муж которой стал насиловать их пятилетнюю дочь, рассказала актриса из Бельц Ольга Гуцу-Куку. Женщина по совету своей тети первое время «помалкивала, чтобы избежать позора». Муж ее избивал, а затем и дочь «стал за волосы таскать»: «Хотел меня спровадить в Израиль, да денег на дорогу не нашлось. А дочь тогда сказала — если уедешь, повешусь […] Вот так и живем — терпим и молчим».

Реакция

Зрительница Ольга Вичева призналась, что «взбудоражена и взволнована» тем, что услышала на спектакле. Ее муж Сергей Винчев считает, что такие документальные спектакли очень нужны: «Чем больше об этом говорить, тем больше сил будет у женщин, чтобы принять нужное решение и защитить этим и себя, и детей».

Один из зрителей, настоявший на анонимности, признался, что его зять тоже домашний агрессор, а дочь часто из-за этого обращается в полицию. «Они приезжают, он говорит, что больше так делать не будет. Но опять начинает буянить, снова приезжает полиция и говорит — сами разбирайтесь. Как так?», — недоумевает собеседник: «А вот если бы его закрыли хотя бы на сутки, он бы, может, подумал над своим поведением».

Актриса Елена Данажи сказала NM, что о домашнем насилии знает только из книг и фильмов: «Мне повезло. Но есть много женщин, которые от этого страдают. Об этой проблеме многие стесняются говорить, ходят на работу и молчат. И я думаю, что мы сделали очень хорошее дело, дав людям понять, что терпеть такое нельзя».

По словам Михая Фусу, первый документальный спектакль Центр искусств Coliseum поставил в 2001 году. Он был о трафике женщин: «Это были страшные девяностые годы, и эта тема нас потрясла». С тех пор, как рассказал Фусу, Coliseum поставил семь документальных спектаклей, основанных на реальных историях, в том числе и этот, о домашнем насилии. Спектакль поставили при поддержке ПРООН в Молдове. В Кишиневе он пройдет в начале следующего года. Точное время и место проведения будут известны позднее.

Ежегодно в течение 16 дней во всем мире говорят о насилии над женщинами. Кампания начинается 25 ноября, в Международный день против насилия над женщинами, и завершается 10 декабря, в Международный день прав человека. Кампания ООН «16 дней против насилия над женщинами» проходит уже 57 лет. Она посвящена памяти трех сестер-правозащитниц, которых убили в 1963 году.

Ангелина Гайдаржи, Тараклия

Текст написан в рамках Школы NM для региональных журналистов

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: