Менее чем за 12 часов Александр Стояногло сменил статус с генерального прокурора на задержанного по делу с длинным списком статей УК. 5 октября события вокруг Стояногло развивались стремительно. NM рассказывает главное о том, что произошло накануне, и как Молдова снова оказалась в поисках и.о. главы Генпрокуратуры.
10.00
Утром 5 октября Высший совет прокуроров (ВСП) собрался на экстренное заседание. В повестке был только один вопрос — жалоба депутата от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) Лилиана Карпа на Александра Стояногло. Депутат предложил начать уголовный процесс против генпрокурора.
Обвинения Карпа были следующими:
- В 2012 году Стояногло, будучи депутатом парламента, внес в закон «О борьбе с отмыванием денег» фразу, которая позволила отмыть через молдавскую банковскую систему деньги по схеме «Ландромат»;
- На жену генпрокурора Цветану Курдову оформили две компании, принадлежавшие Вячеславу Платону. Речь идет о компаниях Verlok Development (100% компании принадлежит Алене Сташевской) и Jet Business Limited INC. Обе компании были бенефициарами акций Moldindconbank (MICB). При этом MICB аннулировал акции, принадлежащие компаниям;
- Прокуратура незаконно отказалась от обвинений в адрес бизнесмена Вячеслава Платона;
- Генпрокуратура выплатила пособие по увольнению экс-главе Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам (PCCOCS) Николаю Китороаге, хотя тот находился под следствием.
Отметим, во втором пункте жалобы, касающегося супруги Стояногло, Карп опирался на журналистский материал, опубликованный 2 апреля этого года на украинском сайте from-ua.com. На этом портале не указаны никакие выходные данные о редакции или владельцах издания. Сразу после выхода этого материала под заголовком «Оплачено: Стояногло выставил счет Платону» его перепечатал, уже на румынском языке, и один из молдавских порталов.
11:00
Член ВСП, прокурор Инга Фуртунэ усомнилась в том, что в жалобе Карпа достаточно оснований, чтобы начать против Стояногло уголовный процесс. «Это информация из публичного пространства. К сожалению, ее никто не проверял», — отметил Карп. Также он рассказал, что жалобу ему помог составить его ассистент-юрист. Карп уточнил, что сам он — преподаватель истории и политологии.
«То есть я правильно понимаю, что жалобу вы составили на основании публичной информации вместе со своим ассистентом?» — спросила Фуртунэ. У других членов Совета тоже возникли вопросы: почему, если поправки к закону «О борьбе с отмыванием денег» подписали несколько депутатов, Карп требует привлечь к ответственности именно Стояногло.
«Я не понимаю, откуда взялись копии этих документов [о том, кто был бенефициаром компаний]», — сказала Инга Фуртунэ. «Если у вас просто есть доступ в интернет и вы напишите: „господин Стояногло действия на Украине“, вы все найдете. Это все есть в публичном пространстве», — ответил Карп.
12:36
Стояногло пришел на заседание, чтобы представить свою позицию Совету. Литвиненко был недоволен тем, что генпрокурор пришел без приглашения. Стояногло парировал, что по словам Литвиненко ему «ясно, что он не знает законов».
Литвиненко обвинил Стояногло в публичном давлении на членов Совета, который как раз обсуждал возможное начало уголовного процесса против генпрокурора. Обсуждение проходило на повышенных тонах. В итоге Стояногло вышел из зала заседаний, сказав «извините». После чего передал через секретариат Совета письменную просьбу отстранить от обсуждения вопроса пятерых членов Совета: Сергея Литвиненко, Наталью Молошаг, Лилию Потынг, Светлану Балмуш и Дорела Мустяцэ. Просьбу Стояногло отклонили.
14:06
После обсуждения за закрытыми дверями члены Совета разрешили начать против Стояногло уголовный процесс. Проверить генпрокурора поручили прокурору Антикоррупционной прокуратуры Виктору Фуртунэ.
17:00
Через три часа министр юстиции Сергей Литвиненко сообщил на своей странице в Facebook, что Виктор Фуртунэ завел против Стояногло уголовное дело. Из документа, опубликованного министром, следует, что против Стояногло завели дело по 327 статье Уголовного кодекса «Злоупотребление властью или служебным положением». Оно касается периода, когда Стояногло был депутатом и возглавлял парламентскую комиссию по безопасности. Отметим, Стояногло возглавлял эту комиссию с 2010 по 2014 год. Также прокурор предложил ВСП начать и дисциплинарное дело против Стояногло.
В свою очередь Литвиненко сообщил, что, по закону, после того как против генпрокурора завели уголовное дело, его необходимо отстранить от должности. Министр подчеркнул, что это положение распространяется и на его заместителей. «Прокуратура осталась без руководства», — написал Литвиненко. Там же он предложил созвать второе заседание ВСП, чтобы назначить и.о. генпрокурора.
17:40
Сразу после публикации Литвиненко генпрокуратура объявила, что в 18:00 Стояногло выйдет на брифинг для прессы. Провести его так и не удалось. За 20 минут до назначенного времени к зданию Генпрокуратуры приехали сотрудники Службы информации и безопасности (СИБ) в масках.
Обыск в Генпрокуратуре продолжался несколько часов. Точной информации о том, касался ли он только Стояногло, не было. Сотрудники Генпрокуратуры отказывались от комментариев.
18:53
К зданию Генпрокуратуры пришел министр юстиции Сергей Литвиненко. Он сообщил журналистам, что переговорил с семью членами ВСП о проведении экстренного заседания и назначении и.о. генпрокурора.
Еще через час Литвиненко вышел к журналистам и сообщил, что кворум собрать не удалось: пришли только семь из необходимых восьми членов совета. Следующую попытку назначить и.о. генпрокурора решили сделать утром 6 октября.
20:55
Стояногло под конвоем сотрудников СИБа вывели из здания Генпрокуратуры. Прокурор Фуртунэ успел рассказать журналистам, что дело завели по четырем статьям: злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, пассивная коррупция и дача ложных показаний компетентным органам. Также он сказал, что Стояногло будут держать в изоляторе по адресу Тигина 6. В СМИ тем временем распространялась информация о том, что отстраненного генпрокурора могут отвезти в изолятор Наццентра борьбы с коррупцией или даже в СИБ.
21:15
После этого силовики вместе с задержанным отправились к дому Стояногло, чтобы в его присутствии провести там обыск. У дома Стояногло их уже ждали журналисты. На просьбу корреспондентов прокомментировать свое задержание Стояногло ответил, что это — «месть президента страны».
Как позже подтвердил NM адвокат отстраненного гепрокурора Василий Гафтон, Стояногло отвезли и держат в СИЗО по адресу Тигина, 6.
Что это было?
Министр юстиции Сергей Литвиненко на звонки NM с просьбой дать комментарии не ответил. Накануне во время обыска в Генпрокуратуре он не комментировал, как было открыто уголовное дело. Он рекомендовал журналистам задать все вопросы об этом прокурорам Антикоррупционной прокуратуры.
Свое присутствие в здании Генпрокуратуры, где проводит заседания и ВСП, он объяснил необходимостью срочно назначить нового и.о. генпрокурора. Литвиненко отметил, что по закону на это отводится 5 дней, но он решил действовать, «потому что прокуратура осталась без руководства». Министр уточнил, что из-за того, что Стояногло находится под следствием, отстраненным считается не только он, но и трое его заместителей.
О сути дела, открытого на Стояногло, специалисты пока не готовы высказаться. Однако скорость, с которой развивались события, вызвала вопросы у некоторых адвокатов и правозащитников. Адвокат Promo-Lex Вадим Виеру в беседе с NM отметил, что по закону уголовный процесс может длиться до 30 дней. «За это время прокурор изучает все материалы и решает, есть ли обоснованное подозрение, чтобы открыть уголовное дело. То, с какой скоростью все вчера происходило, вызывает подозрения, что все срежиссировано. Когда прокурор успел напечатать постановление о начале уголовного дела?» — заметил Виеру.
Другие специалисты считают, что уголовное дело было необходимо для проверки сведений Карпа, а вопрос о законности возникает в основном вокруг факта задержания. Экс-прокурор и бывший судья от Молдовы в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) Станислав Павловский отметил, что, «не имея доступа к материалам уголовного дела, сложно определить, насколько произошедшее вписывается в правовые нормы».
Он считает, что без заведения уголовного дела было невозможно проверить факты, изложенные в жалобе Лилиана Карпа. «Но они обязаны проводить его с соблюдением закона. Законность задержания вызывает много вопросов. В Уголовно-процессуальном кодексе четко указано, в каких случаях человека можно задержать. Он должен быть пойман с поличным или на его одежде должны быть следы преступления. Если этого не было — нет причин его задерживать», — сказал Павловский в разговоре с NM.
Он также напомнил, что у Стояногло есть возможность оспорить в суде свое задержание. И это, добавил юрист, обязательное условие, если Стояногло решит пожаловаться в ЕСПЧ. Говоря о возможном влиянии политического фактора на судей, которые будут рассматривать вопрос о мере пресечения для Стояногло, Павловский отметил, что «все зависит от судьи, к которому попадет дело». «Так не должно происходить в правовом государстве, но мы имеем то, что имеем», — отметил он.
В то же время, отметил эксперт, власти «создали видимость большого скандала».
«Этот скандал еще аукнется властям. Он привлечет внимание Совета Европы, Консультативного совета европейских прокуроров и других представителей международного сообщества. Рано или поздно они выскажутся о происходящем», — сказал Павловский.
***
Напомним, за день до этого, на брифинге 4 октября, Стояногло заявил, что «мозговым центром» распространения информации о его причастности к «Ландромату» была экс-глава аппарата генпрокурора Эдуарда Харунжена Оксана Цуркан. По словам Стояногло, после того как он уволил ее за финансовые нарушения, она стала работать юридическим консультантом парламентской фракции партии «Платформа Достоинство и правда» (DA). Также, утверждал Стояногло, Цуркан была консультантом парламентской спецкомиссии «по Ландромату», председатель которой, депутат от DA Инга Григориу, тоже утверждала, что за поправками к закону стоит Стояногло.
Читайте также: «Спокойной ночи, Молдова». Как в соцсетях отреагировали на задержание Стояногло