В Молдове дети подвергаются сексуальным домогательствам в интернете. Как это работает, и как их защитить
7 мин.

В Молдове дети подвергаются сексуальным домогательствам в интернете. Как это работает, и как их защитить

В этом году дети в Молдове стали гораздо чаще подвергаться сексуальным домогательствам в интернете. Правозащитники и полиция связывают это с эпидемией коронавируса и с тем, что многие стали работать онлайн, при этом преступники стали вести себя более агрессивно. NM рассказывает, как переписка с незнакомцем может привести к изнасилованию, почему не стоит публиковать в соцсетях фото своего ребенка, и что делать, если ребенок столкнулся с сексуальными домогательствами в интернете.

Из-за локдауна и онлайн-обучения, которые ввели в начале весны, дети стали гораздо больше времени проводить в интернете. Нехватку живого общения со сверстниками они компенсировали общением онлайн. Следствием этого стало резкое увеличение обращений детей и подростков за помощью: за первые шесть месяцев года более 1,6 тыс. детей обратились за консультацией к правозащитной организации La Strada через платформу siguronline.md. Это почти в четыре раза больше, чем было за весь 2019 год. При этом число вопросов об онлайн-отношениях увеличилось на 250%. В 49 обращениях речь шла о сексуальных домогательствах, на основании 25 из этих обращений завели уголовные дела. Самым младшим жертвам было от 6 до 9 лет, а старшим — 18.

19 ноября La Strada заключила с Генинспекторатом полиции соглашение об объединении усилий для борьбы с сексуальной эксплуатацией детей в интернете.

Что рассказывают дети
«Я никогда не думала, что он сможет такое сделать»

NM приводит рассказы детей, которые обратились за помощью к правозащитникам La Strada. Имена детей из этических соображений скрыты.

И. 13 лет: «Я согласилась, только чтобы он отстал от меня. Я включила камеру и начала делать все, что он просил. Он хотел, чтобы я нашла кого-то, кто будет целовать меня в интимные места. Я никого не нашла. Пришлось рассказать об этом моей девятилетней сестре и попросить ее помочь. Она согласилась сняться вместе со мной. Только потом я узнала, что он сделал скриншоты».

Н. 13 лет: «Мне нравился мальчик по имени Михай. Ему было 14. Чтобы его впечатлить, я согласилась на его предложение и сняла для него видео с голой грудью. Теперь это видео есть у двух моих одноклассниц, которые его переслали всем и даже моим родителям».

А. 14 лет: «Он заботился обо мне. Постоянно спрашивал, хорошо ли я одета, не замерзла ли, как прошел день в школе. Говорил, что я не должна дружить с Софией, потому что она курит и ходит по дискотекам. Я никогда не думала, что он сможет такое сделать …»

С. 13 лет: «Он мне сказал, что, если я не сниму на видео, как я засовываю пальцы […] он подожжет дом моих бабушки и дедушки».

Что рассказали полицейские и правозащитники
«Он использовал тактику grooming, чтобы уговорить ребенка на встречу»

На брифинге 19 ноября глава управления предотвращения преступлений при Генинспекторате полиции Даниел Мазепа отметил, что многие дети не подготовлены к тому, чтобы видеть опасность в онлайн-среде.

Он рассказал, что за 11 месяцев 2020 года полиция открыла более 170 дел о сексуальных домогательствах и насилии над детьми. «Часть этих преступлений начались в онлайн-среде. Скажу упрощено: чаще всего это grooming (ухаживание — NM), когда взрослый с плохими намерениями начинает готовить ребенка к физическому контакту», — отметил Мазепа, добавив, что преступник знакомится с ребенком в соцсетях, чтобы вызвать у него доверие. При этом в реальной жизни, если посторонний человек подходит к ребенку, в 80% случаев дети отказываются от знакомства, сказал Мазепа. По его словам, в онлайн-среде такое происходит реже, потому что преступник может использовать чужие фотографии и оказывать ребенку моральную поддержку, чтобы вызвать у него доверие.

«У нас был случай, когда незнакомец год общался с ребенком, использовал тактику grooming, чтобы уговорить его на встречу, во время которой надругался над ним. Ребенок никуда не жаловался. Он боялся и считал происходящее нормальным», — рассказал Мазепа.

«Дети легко поддаются на подобные провокации»

Также Мазепа отметил, что другие риски связаны с тем, что дети сами создают контент эротического характера. Это могут быть фотографии и видеозаписи, которые они посылают друзьям. «Это происходит очень часто. Дети легко поддаются на подобные провокации, чтобы получить признание или лайки», — сказал Мазепа, отметив, что те, кому присылают эти фотографии, могут начать их распространять в сети. Кроме того, незнакомцы могут начать шантажировать ребенка публикацией подобных фотографий.

Также Мазепа назвал проблемой то, что некоторые родители публикуют фотографии своих детей. Он отметил, что из-за этого ребенок может подвергнуться надругательству. «Чтобы похвастаться перед знакомыми и друзьями, взрослый делает красивые фотографии своего ребенка и публикует их в сети […] Потом во время расследования выясняется, что там [в сети] были люди с определенными отклонениями сексуального характера, которые использовали эти фотографии для самоудовлетворения или пытались найти этого ребенка и установить с ним контакт», — рассказал Мазепа.

По его словам, ситуация ухудшилась из-за пандемии и из-за того, что большинство сфер жизни переходят в онлайн.

«Каждое сообщение, фотография, скриншот, видео — это электронные следы»

Несмотря на усилия полицейских и правозащитников, 8 из 10 случаев сексуальных домогательств и насилия над детьми не доходят до этапа следствия. В некоторых случаях расследование ведут поверхностно, в других —  сложно собрать улики. Полицейские отмечают, что зачастую дети, столкнувшиеся с подобными преступлениями, пытаются удалить переписку и компрометирующие фотографии. То же самое могут сделать родители, узнавшие о переписке с агрессором.

По словам Даниела Мазепы, если ребенок столкнулся с домогательствами в сети, важно не удалять его переписку с агрессором, а, напротив, сделать скриншоты, чтобы предоставить полиции улики. «Каждое сообщение, фотография, скриншот, видео — это электронные следы, которые ведут полицию к преступнику. Если вы нашли переписку, не рвите связь [с агрессором] и не изменяйте резко тему общения. Сообщите в полицию, и вам расскажут, как с ним общаться, чтобы мы смогли установить с ним контакт», — отметил Мазепа.

«25 случаев — это вершина айсберга»

Программный директор по правам ребенка La Strada Елена Ботезату отметила, что «25 случаев [по которым завели уголовные дела] — это вершина айсберга». Она подчеркнула, что есть гораздо больше детей, которые не обратились за помощью. Кроме того, она подчеркнула, что около 80% детей отказываются общаться cо специалистами siguonline, когда узнают, что им придется сообщить о случившемся родителям или правоохранителям.

«Наверное, многим кажется, что 25 — это незначительная цифра […] На самом деле речь идет о сотнях фотографий и видео, которые опубликованы в сети», — отметила Ботезату. Также она рассказала, что в этом году в La Strada часто сообщали о случаях, когда агрессоры присылают девочкам эротические видеозаписи с их сверстницами, чтобы они поняли, какие видео должны снять и выслать агрессору.

«Если до пандемии агрессор, чтобы получить эротическую фотографию от ребенка, мог разговаривать с ним несколько дней или месяцев, то во время пандемии все стало развиваться быстрее. Ребенка могли в течение часа уговорить сделать интимную фотографию», — рассказала Елена Ботезату.

Кроме того, она отметила, что в пандемию дети стали легче соглашаться на встречи офлайн. Елена Ботезату подчеркнула, что La Strada сообщили о двух случаях изнасилований, которые произошли после подобного онлайн-общения.

Что делать

По словам Даниела Мазепы, в большинстве таких случаев виноваты родители, которые слишком поверхностно относятся к проблеме. Родители, как отметил Мазепа, или недооценивают потенциал технологий, или считают, «что ребенок занимается глупостями, и это скоро пройдет». Он также отметил, что родители часто стараются не говорить с ребенком о сексуальности и перекладывают ответственность на школу. При этом, если ребенок не получает информацию от родителей, он восполняет пробелы с помощью друзей или интернета, добавил Мазепа.

«Чтобы предупредить ребенка об опасности, взрослый должен понимать [риски]. Если взрослый дарит ребенку телефон последнего поколения, то должен знать, зачем ему этот телефон, и какой у него потенциал. Если взрослый не знает, как контролировать [что делает ребенок в телефоне], то не надо его дарить», — сказал Мазепа.

Также он рассказал, что у La Strada есть сайт siguronline.md, на котором можно проконсультироваться со специалистами. В свою очередь Елена Ботезату отметила, что психологи постоянно на связи и могут общаться с ребенком в реальном времени.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: