В Молдове с марта по июнь число зарегистрированных безработных увеличилось в два раза, достигнув к концу июня 35 тыс. человек, а пособия по безработице в течение полугода получили около 6 тыс. Такие данные по запросу NM предоставило Национальное агентство занятости. Эксперты считают, что реальный уровень безработицы за время карантина вырос гораздо больше, а увеличение официального числа безработных всего в два раза говорит о низком уровне доверия граждан к государственным органам и их способности оказать поддержку.
В ведомстве уточнили, что за этот период больше всего безработных зарегистрировали в апреле, когда начала действовать принятая программа правительства поддержки безработных, по которой уволенные из-за карантина сотрудники или вернувшиеся из-за границы мигранты могли получить госпособие более 2700 леев
Так, в марте в Нацагентство занятости обратились 2717 человек, в апреле — 9127, в мае — 6182, а в июне — 3885 человек.
Всего с 2018 года на учете в ведомстве состоят 44757 безработных. Это на 37% больше, чем состояло на конец июня 2019 года.
При этом пособия с начала года получили всего 5844 безработных.
Отметим, что, по данным Нацбюро статистики, уровень безработицы в первом квартале этого года составил 4,1%. Это почти в два раза ниже, чем в январе-марте 2019 — 7,7%.
Как пояснила доктор экономики Татьяна Ларюшина, такой рост официальных безработных за четыре месяца карантина на самом деле не отражает реальное число безработных в стране, а лишь подтверждает низкий уровень доверия к государственной системе занятости.
«Люди оказались в безвыходной ситуации и были вынуждены стать на учет, чтобы получить хоть какие-то деньги, а снижение числа новых безработных с апреля по июнь говорит о том, что граждане выберут неформальную занятость или эмиграцию, чем получат статус официального безработного, который в итоге ничего не дает — ни привлекательной работы, ни достойной оплаты», — подчеркнула эксперт.
С другой стороны, по словам Ларюшиной, для Молдовы важнее другая проблема — низкая реальная безработица, которая генерирует миграцию и острую нехватку квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики.