Facebook

«В Польше при населении 40 млн человек — 2400 примэрий, а в Молдове тысяча примэрий на 3,5 млн»


 

Директор Информационного центра для местных властей Томаш ХОРБОВСКИ рассказал NM, почему для Молдовы так важна децентрализация и о том, какие возможности она открывает для местных властей и для страны.

В каком году в Польше была проведена реформа по децентрализации?

Сразу после того, как Польша перестала быть под коммунистической властью. В течение 180 дней новое руководство начало первый этап децентрализации. Она закончилась реформой управления, которая была внедрена в 1999 году. Но фундамент был заложен сразу.

Почему так важна децентрализация?

Это создание системы, которая передает полномочия сверху вниз. Не только полномочия, но и ответственность, и бюджет. Для меня децентрализация — очень хороший инструмент модернизации. Если мы хотим модернизировать Молдову — нужна децентрализация.

В Польше мы построили настолько сильные местные органы власти, что сегодня 70% европейских средств осваиваются на местах. Это деньги, которые по разным программам приходят в Польшу из Евросоюза. Местные органы власти способны привлекать средства и отвечать за развитие на местном уровне. И это очень важно.

Еще они взяли на себя ответственность за систему образования. В 1989 году Польша по уровню образования в различных рейтингах была на очень низком месте. Все изменилось благодаря децентрализации. Сейчас страна по рейтингу PISA (Programme for International Student Assessment — Программа международной оценки системы образования) находится в десятке по различным показателям. О чем это говорит? О том, что уровень образования выровнялся. Благодаря децентрализации за школы теперь отвечают местные органы власти. У них бюджет, на них ответственность. И они хотели повысить уровень образования.

Много ли проектов внедряют местные власти?

Очень много. Это, конечно, инфраструктурные проекты: дороги, садики, водоснабжение, канализация — прежде всего то, за что отвечают местные органы власти. Децентрализация дала возможность произойти модернизации.

В Молдове очень долго готовили реформу по децентрализации и, вроде, начали ее. Идет процесс?

На мой взгляд, чтобы осуществлять децентрализацию, нет политического решения, политической воли.

Центральная власть не хочет отдавать полномочия?

Не хочет, конечно!

А в чем проблема? Они боятся чего-то или просто хотят все контролировать?

Централизация — очень хороший инструмент влияния. Это понятно. С политической точки зрения, отдать этот, скажем так, инструмент мобилизации избирателей, очень опасно. Политическим силам это невыгодно.

Вы работаете в Молдове с местными властями. Задача в том, чтобы объяснить им плюсы децентрализации или научить отстаивать собственные права?

Направлений несколько. Мы пытаемся поддерживать тех, кому хочется изменений на местном уровне. Делаем это через разные тренинги, поддержку. Используем то, что мы называем «конкурс малых грантов». Предоставляем финансовые возможности организациям, местным органам власти. Думаю, что местные органы власти это те, на кого мы должны полагаться, когда думаем о развитии Молдовы. Это они развивают страну, потому что остались в своих регионах и делают свою работу. Мы даем им финансовые возможности, чтобы проводить изменения.

В Молдове все же отсутствует децентрализация власти.

Отсутствует.

Могут ли местные власти что-то изменить в этих условиях, если будут проявлять инициативу и активность?

Могут, конечно, потому что есть много возможностей. Но придет время, когда ты, развивая свое село, регион или город, столкнешься с проблемами, которые невозможно решить на местном уровне. Допустим, в большинстве регионов Молдовы есть проблема с мусором. Как с ним работать? Жители ждут, что примар решит эту проблему. Многие из них хотят это сделать. Но проблема мусора не решается на местном уровне.

Почему?

Потому что это не проблема одного села. Мы решаем ее на региональном уровне и на уровне страны. Значит, даже если человек активен на местном уровне, пытается что-то делать, решать вопросы, все равно в какой-то момент он сталкивается с проблемой, которую невозможно решить на местном уровне.

А может ли польский примар на местном уровне решить вопрос с мусором?

Может. Потому что у нас для этого есть законодательство. Разработана система и стратегия. Государство издает закон, местные органы власти на уровне областей разрабатывают стратегию, и потом примэрии, которые решают вопрос на локальном уровне, включаются в эти стратегии. В Польше есть законодательная база, которая дает возможность энтузиастам, лидерам на местном уровне решать местные вопросы.

Это благодаря децентрализации?

Да, благодаря децентрализации.

Насколько в Польше децентрализация дает регионам финансовую свободу?

Она ее дает, потому что налоги остаются на местном уровне. Значит, регион не зависит от того, получит ли он деньги из Варшавы. Примар в Польше не зависит от Варшавы. Он получает финансирование по закону. Определенная часть налогов остается ему, и он может ими самостоятельно распоряжается. Закон обязывает его решать вопросы образования, здравоохранения, дорог, уборки мусора, окружающей среды, детских садиков. Как он будет решать эти вопросы — его дело.

И он за это отвечает перед избирателями.

И перед законом.

Могут ли местные власти стать инициаторами ускорения внедрения стратегии децентрализации. Могли бы повлиять на это на местах?

Они должны. Но что означает децентрализация в Молдове? Что вместо тысячи примэрий останется двести. И это большая проблема, потому что не все примэрии заинтересованы в укрупнении. Это стресс. Допустим, есть село с примэрией, где работают несколько человек. И вдруг оказывается, что в этом селе примэрии больше не будет, а будет где-то в другом месте, одна на несколько сел.

У нас в Польше при населении 40 млн человек 2400 примэрий. В Молдове одна тысяча примэрий на 3,5 млн. Опыт Польши доказывает, что так намного эффективнее. Наша примэрия — это не одно село и одна примэрия. К примэрии могут относиться 30 сел. Такая есть возле Варшавы — 30 сел, 8 тыс. жителей. Бюджет — 10 млн евро. Эта примэрия смогла взять кредит 5 млн евро, чтобы построить детский сад, потому что они считают, что это инвестиция в будущее. Они построили самый современный садик в Польше и благодаря этому привлекают к себе хороших жителей. Хорошие жители — кто это? Это те, которые платят высокие налоги.

Сколько сотрудников в этой примэрии?

Шестьдесят. Не сравнить с Молдовой. Поэтому я и говорю, что под децентрализацией надо понимать модернизацию, улучшение условий жизни. Многие жители Молдовы бывали в Евросоюзе, и они знают, какой там уровень жизни. Некоторые говорят, что в Молдове это невозможно. В Польше, в начале 90-х, тоже так говорили. Это очень хорошее оправдание ничегонеделанию – у нас это невозможно, и ладно. Децентрализация — это ответственность примара и людей, которые его проверяют, следят за тем, что он делает и насколько хорошо выполняет свои обязанности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

NM Espresso: ЕС закрыл двери для Чебана, Трамп пишет Майе Санду о пошлинах, а Шор смеется из Москвы

Румынский МИД подтвердил, что мэр Кишинева Ион Чебан получил запрет на въезд в Румынию и всю Шенгенскую зону. Ведомство уточнило, что решение приняли «по соображениям национальной безопасности». Первым отреагировал блок «Альтернатива», в который входит и партия Чебана «Национальная альтернативная платформа». По словам представителей блока, запрет инициировали власти Молдовы, и это свидетельствует о том, что Чебан — «главный враг» молдавской власти, которая готовит «репрессии» против него и его команды.

Реакция самого Чебана не заставила себя ждать: он записал видеообращение о том, что его «не поставят на колени», и обвинил президента Майю Санду и партию «Действие и солидарность» в использовании госинститутов для ограничения его деятельности. Администрация президента и PAS пока не прокомментировали обвинения.

В том, как и почему Чебану запретили въезд, действует ли запрет на все страны ЕС, как это может повлиять на выборы, и почему эта история может сыграть Чебану на руку — NewsMaker разбирался в тексте «Чебану закрыли путь на Запад. Он теперь главный лидер оппозиции PAS?»  

МИД Румынии также сообщил, что запрет касается еще двух граждан Молдовы. NM обратился за разъяснениями, но в ведомстве отказались подтвердить или опровергнуть информацию о том, что речь идет о бывшем премьере Василе Тарлеве и бывшей журналистке Наталье Морарь, которая в последние годы активно участвует в политике. Тарлев пока не прокомментировал ситуацию, а Морарь написала в соцсетях, что «не получала официальное уведомление». Правда, пресс-секретарь правительства Даниел Водэ утверждает, что всех фигурантов дела, включая Чебана, официально уведомили.

Кстати, Водэ считает, что главным событием дня является не это, а то, что Energocom закупил почти половину объема газа на 2025–2026 годы — около 3,75 млн МВт•ч, или примерно 352,5 млн кубометров. Детали контрактов (цены, партнеры и объемы) остаются конфиденциальными «в соответствии с международной практикой и условиями договоров». Их раскроют только после завершения поставок.

К торговым новостям 

Дональд Трамп направил Майе Санду официальное письмо о введении с 1 августа 25% пошлины на все товары из Молдовы, экспортируемые в США. В письме также говорится, что, если Кишинев решит применить ответные меры, то введут дополнительные пошлины. На платформе Truth Social Трамп написал, что пошлины на товары из Алжира, Ирака и Ливии составят 30%, а из Молдовы, Брунея и Филиппин — 25%. «Эти пошлины можно изменить — вверх или вниз — в зависимости от наших отношений», — добавил он. 

Министр экономики Дойна Нистор прокомментировала в Facebook письмо Трампа, отметив, что с 1 августа США вводят 25% таможенную пошлину на молдавские товары — и это меньше, чем предложенные три месяца назад 31%. По её словам, решение принято в сложных условиях мировой торговли.

О других повышениях 

Вода в некоторых районах Молдовы подорожает более чем на 10 леев — НАРЭ утвердило новые тарифы для Бессарабки, Вулканешт, Сынжереи, Криулян и Кантемира. Подробности — по ссылке.

О деньгах 

Депутат от PAS и глава парламентской комиссии по экономике Раду Мариан в эфире одной из передач заявил, что средняя зарплата в Кишиневе — около 1000 евро. Многие эксперты усомнились в достоверности этой цифры. Реальную ситуацию проанализировал журналист NewsMaker Николай Пахольницкий.

Выборы на подходе

ЦИК Молдовы обязал партии представить данные о руководстве — иначе их не допустят к парламентским выборам. Это обеспокоило партию ALDE, которую возглавляет бывший депутат Арина Спэтару: по ее словам, в партии нет кворума для утверждения нового состава Национального политсовета.

За бортом избирательной гонки может оказаться и блок Илана Шора. Власти осудили съезд, организованный беглым политиком в Москве, и предупредили, что всех, кто «замышляет заговор против государства и народа Молдовы», привлекут к ответственности. Пресс-секретарь правительства Даниел Водэ назвал мероприятие «актом госизмены». В ответ Шор заявил, что это «смешно», и что Молдова может «жить и развиваться в союзе с Россией, не теряя суверенитета».

Короткой строкой:

  • Молдова и Великобритания договорились о взаимном признании водительских прав
  • Виорел Урсу станет новым послом Молдовы в Швеции — парламентская комиссия одобрила его кандидатуру
  • Минобразования подготовило новый закон о волонтерской деятельности
  • В Приднестровье продлили режим ЧП в экономике
  • Утвердили штрафы за незаконную вырубку леса — от 35 до 2230 леев
  • Жительницу Дрокиевского района оштрафовали на 50 тыс. леев за подкуп избирателей на президентских выборах

Что будет сегодня, 10 июля:

  • 9:00 — заседание Высшего совета прокуроров
  • 11:00 — пленарное заседание парламента
  • 12:00 — Минобразования передаст 10 новых школьных микроавтобусов на площади Великого национального собрания
  • 15:00 — заседание ЦИК
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: