На 22-летнюю уроженку Тирасполя Ларису Калик в Приднестровье завели уголовное дело: ее подозревают в публичных призывах к экстремизму из-за документальной книги о приднестровской армии. Ранее доследственную проверку проводили местные спецслужбы, а теперь все материалы передали в Следственный комитет Приднестровья. Из-за опасений за свою безопасность Калик покинула территорию Молдовы.
Ранее NM писал об уроженке Тирасполя Ларисе Калик, которая в конце 2019 года выпустила сборник анонимных интервью с бывшими солдатами Приднестровской армии. После публикации книги ею начали интересоваться сотрудники министерства госбезопасности Приднестровья (МГБ) и настоятельно приглашать на беседы. Через третьих лиц Калик узнала, что против нее ведут доследственную проверку на экстремизм. Спецслужбы находили героев ее интервью и допрашивали их как свидетелей по этому делу. Опасаясь за собственную безопасность, Лариса Калик покинула Молдову до закрытия границ на карантин.
Калик долго не предоставляли официальной информации о том, что происходит. 3 апреля на ее запрос ответило МГБ: в ответе подчеркнули, что «в отсутствии возможности отождествления […] вашей личности как Калик Л.А.» не могут предоставить ей запрашиваемую информацию. «Поскольку она [информация] напрямую может затрагивать права и законные интересы гражданина, в отношении которого проведена проверка», — говорилось в ответе МГБ.
Таким образом, в министерстве лишь косвенно подтвердили, что проверку все-таки проводили. Ларисе Калик в этом же письме предложили лично обратиться в МГБ с заявлением о предоставлении информации и при этом документально подтвердить свою личность. На запрос NM об этой проверке в МГБ так и не ответили.
Как рассказала Лариса Калик NM, после этого она обратилась с письмом к лидеру Приднестровья Вадиму Красносельскому как «гаранту конституционных прав и просила рассмотреть этот беспредел». В письме она просила предоставить информацию об итогах проверки, проведенной МГБ. Письмо было направлено 28 апреля.
Ответ она получила по электронной почте месяц спустя, 9 июня: его прислали из военной прокуратуры Приднестровья. В нем говорится, что в результате проверки на девушку завели уголовное дело по ст. 276 п. 2 Уголовного кодекса Приднестровья (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ и интернета). Военный прокурор также сообщил, что дело передали Следственному комитету Приднестровья. Он проведет еще одно предварительное расследование.
Кроме того, оказалось, что уголовное дело открыли еще 3 марта 2020 года.
«Мы столько раз пытались понять, что происходит, и только через три месяца стало окончательно ясно. Сейчас будем пытаться получить больше информации по делу, но этот процесс тоже затянется, я думаю», — поделилась с NM Лариса Калик.
Отметим, согласно УК Приднестровья ей грозит штраф от 36,8 тыс. до 46 тыс. приднестровских рублей (примерно от €2 тыс. до €2,5 тыс.) или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Сейчас девушка находится за пределами Молдовы.
***
Напомним, 20 марта 2020 года лидер Приднестровья Вадим Красносельский утвердил стратегию противодействия экстремизму на 2020-2026 годы. Ее необходимость объяснялась тем, что «за последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз».
Согласно стратегии, в Приднестровье собираются и дальше бороться не только с экстремистскими организациями, но и с «информационным» экстремизмом. В частности, с информацией, которая «дестабилизирует социально-политическую и экономическую ситуацию» в Приднестровье.
Доследственная проверка Ларисы Калик стала первым известным случаем борьбы с «информационным экстремизмом» в Приднестровье.
Подробнее об этом читайте в материале NM «Чувствую себя советским диссидентом» В Приднестровье девушку проверяют на экстремизм из-за книги о местной армии. История NM.
Кроме того, 9 июня в Тирасполе разрешили арестовать и объявили в розыск оппозиционного депутата горсовета, члена Приднестровской коммунистической партии Александра Самония. Его обвиняют по той же статье, что и Калик, за анонимные посты в Facebook, в которых он якобы призывал к «социальной вражде и нетерпимости» и оскорблял местного лидера Вадима Красносельского.
Подробнее об этом деле читайте в материале NM «Прокурор идет за мной». В Приднестровье депутата-оппозиционера хотят арестовать из-за постов в Facebook (DOC).