После публикации статьи «Дело мести. Наркотриллер о «войне» полицейских в Молдове» NM получил сразу два предварительных иска от полицейских, о которых идет речь в этой статье. Они требуют опровержения опубликованной информации и возмещения морального ущерба. Кроме того, на автора статьи поступили в полицию две жалобы о клевете. О них сообщил глава отделения полиции, который для этого специально пришел в офис NM. Адвокат и редакция NewsMaker расценивают действия полицейских как попытку запугать журналистов.
Иски
Редакция NewsMaker получила в конце февраля два идентичных предварительных иска от сотрудников службы внутренней безопасности и борьбы с коррупцией МВД (SPIA) Ивана Мельника и Дмитрия Русу. Оба они — герои материала «Дело мести», в котором NM рассказал о конфликте между несколькими офицерами полиции и сотрудниками SPIA. Со ссылкой на открытое письмо генпрокурору и руководству МВД, а также на информацию от анонимных источников и видеозапись допроса NM рассказал о том, что Мельник и Русу фигурировали в деле о «незаконном обороте наркотических, психотропных веществ или их аналогов».
К публикации NM прикрепил видеозапись допроса обвиняемого Александра Боярского, который рассказал, что в течение долгого времени получал от сотрудников SPIA Ивана Мельника и Дмитрия Русу наркотики (героин) на реализацию.
NM также указал, что Александр Боярский позже отказался от своих показаний, и Русу и Мельника вывели из-под уголовного преследования по делу о торговле наркотиками в связи с нехваткой доказательств. В то же время против Мельника возбудили уголовное дело за превышение служебных полномочий и нарушение неприкосновенности частной жизни. Дело передали в суд, где его до сих пор рассматривают.
В своем предварительном иске Мельник и Русу требуют, чтобы NewsMaker и автор материала Александра Батанова опубликовали опровержение следующего содержания: «Я, Александра Батанова, и периодическое издание NewsMaker Moldova опровергаем информацию, которую распространили 2 февраля 2021 года (тогда был опубликован перевод статьи на румынский язык. — NM), и которая касается Ивана Мельника/Дмитрия Русу. Информация о том, что он вовлечен в незаконные действия, совершал злоупотребления, акты коррупции, оборот наркотиков и пр., клеветническая, ложная, придуманная и не соответствует действительности».
Русу и Мельник также требуют выплатить им 100 тыс. леев морального ущерба и удалить с сайта NM публикации на русском и румынском языке, о которых идет речь.
Кроме того, в своих предварительных исках Русу и Мельник утверждают, что NM «получил незаконное вознаграждение $150» за эти публикации, но не указывают, от кого и зачем.
Отметим, перед публикацией материала «Дело мести» NM пытался получить комментарий МВД, в ведомстве которого находится SPIA. Но в пресс-службе МВД на запрос, отправленный NM 20 января, до сих пор не ответили. В запросе NM просил прокомментировать факты, изложенные в открытом письме офицеров полиции, направленном генпрокурору и руководству МВД.
Это письмо написали несколько офицеров полиции, которые пять лет назад расследовали дело о наркоторговле, фигурантами которого были сотрудники SPIA Русу и Мельник. Офицеры полиции рассказали в письме, что из-за дела о наркоторговле у них начался открытый конфликт с сотрудниками SPIA, причастными к этому делу. По словам полицейских, с подачи SPIA против них открыли несколько «сфальсифицированных» уголовных дел, последнее из которых возбудили в конце прошлого года.
Жалобы
Кроме поданных в суд исков на NM и автора статьи Александру Батанову, в полицию поступили две жалобы на Батанову. О жалобах сообщил глава отделения полиции №1 Николай Корнеску, который для этого пришел в редакцию NM. Александры Батановой на месте не было, позже она связалась с Корнеску по телефону. Он сообщил, что в жалобах идет речь о клевете. Корреспондент NM предложила направить об этом официальный запрос в редакцию, Корнеску согласился.
Согласно ст.70 Кодекса о правонарушениях, клевета — это «распространение заведомо ложной информации, позорящей другое лицо». Наказание за это для физических лиц — штраф от 48 до 72 у.е. (от 2400 до 3600 леев) или 20-60 часов неоплачиваемого труда в пользу общества, для должностных лиц — штраф от 72 до 150 у.е. (от 3600 до 7500 леев) с лишением права занимать определенные должности на срок от трех месяцев до одного года.
Если клевета связана с обвинением в совершении преступления, то наказание для физлиц — штраф от 60 до 90 у.е. (от 3000 до 4500 леев) или от 40 до 60 часов неоплачиваемого труда, для должностных лиц — штраф от 90 до 180 у.е. (от 4500 до 9000 леев) с лишением права занимать определенные должности на срок от шести месяцев до одного года.
Проверка
В своих предварительных исках Русу и Мельник написали, что «ложную информацию», которую распространил NM, изучила прокуратура, и все завершилось «реабилитирующим актом, снимающим обвинения, и выплатой морального ущерба упомянутым лицам».
Так как Мельник и Русу не указали, какую информацию они считают ложной, проверить это утверждение не представляется возможным.
В то же время, как рассказал NM глава прокуратуры Кишинева Олег Афанасий, следствие по делу о наркоторговле, о котором написал NM, пока не завершено. По словам Афанасия, дело вели прокуроры муниципальной прокуратуры и группа офицеров полиции. После того как эти полицейские написали открытое письмо генпрокурору, дело отправили на проверку.
«После проверки заместитель генпрокурора Руслан Попов распорядился отозвать дело у следственной группы, и я передал его другому прокурору, который никак не связан ни с кем из фигурантов дела и не состоял в первой следственной группе. Это — нейтральный человек. Мы обеспечим справедливое расследование этого дела», — сказал Олег Афанасий.
***
По словам адвоката Виталие Замы, поведение полицейского Корнеску, который пришел в редакцию, можно назвать «странным, если не вызывающим». «Даже если у него в работе материал, связанный с жалобами предполагаемых пострадавших от публикации лиц, он должен с соблюдением всех законных требований прислать в редакцию повестку. Соответственно, такое поведение можно расценить как попытку запугивания СМИ», — считает адвокат.
Он также напомнил, что национальное и международное законодательство гарантирует защиту журналистских источников, и что это — один из фундаментальных факторов свободы прессы. «Отсутствие такой защиты может демотивировать источники помогать прессе информировать граждан об общественно значимых темах. Вследствие этого пресса может потерять способность играть свою важную роль «сторожевого пса», а способность СМИ распространять точную и заслуживающую доверия информацию снизится», —подчеркнул Зама.
Редакция NewsMaker расценивает приход полицейского в офис издания без всякого предварительного уведомления как давление, а бездоказательные обвинения в получении некого «вознаграждения» — как попытку дискредитировать NM. Жалобы, написанные на нашего корреспондента как на физическое лицо, и желание полицейского «разыскать» корреспондента считаем попыткой запугать журналистов NewsMaker.