Вам здесь не местно. Как Kaufland изменит ритейл-торговлю в Молдове
6 мин.

Вам здесь не местно. Как Kaufland изменит ритейл-торговлю в Молдове

Открытие двух супермаркетов Kaufland стало событием для Кишинева. Чтобы попасть в них, люди стояли в очередях, а в соцсетях эта тема стала одной их самых обсуждаемых. Как оказалось, на полках супермаркетов Kaufland нет многих известных молдавских брендов, которые заменили в основном румынскими. NM разбирался, почему так, и как приход Kaufland может повлиять на молдавский рынок.

В Кишиневе 26 сентября открылись два магазина розничной торговли немецкой сети Kaufland. Событие вызвало ажиотаж у местных жителей. Кишиневцы, несмотря на дождь, стояли в огромных очередях у супермаркетов, а вечером на подъездах к ним образовались пробки. Пользователи соцсетей активно обсуждали свои ожидания от сервиса и ассортимента товаров сети.

Кто попал на полку

Оказалось, что многих привычных молдавских брендов, которые есть в других сетях, в Kaufland нет. При этом полки были заполнены множеством европейских брендов продовольственных товаров, которые раньше не продавались в Молдове.

Собеседник NM в одной из компаний-производителя пищевой продукции, которая не попала на полки Kaufland, на условиях анонимности рассказал, что сначала немецкий ритейл запросил у местных производителей очень большие ретробонусы (скидки за проданную продукцию).

«Они слету хотели по 40-45% ретробонуса, когда весь рынок работает в пределах 10% (в зависимости от категории товара может меняться от 6-7% до 14%. — NM.). В итоге они решили выбрать по одному местному производителю в каждой категории товаров. В молочке таких несколько. Больше всего молдавских производителей — в винном отделе, но это было бы совсем нагло, если бы большинство вин на полках были румынскими», — говорит собеседник NM.

В итоге, по его словам, большинство производителей, которые вошли в Kaufland, договорились о скидке 25-27%, однако, для этого им пришлось повысить цены для всех. «Если ты всем даешь скидку 10%, то не можешь по этой же цене давать скидку 20%, [будет убыток], поэтому поставщики повысили цены», — отметил производитель.

Также он рассказал, что производителям поставили жесткие условия поставки товара: один-два дня, а в случае их невыполнения — штраф. При этом другие ритейлеры, по словам собеседника NM, дают на доставку товара три-четыре дня.

Кроме того, производитель отметил, что на некоторых европейских товарах были этикетки румынских стандартов, а это нарушает местное законодательство. «В разных странах есть различия в этикетировании товара. Например, какой продукт называть спредом, какой — сметаной или сметанным продуктом, а какой — соком или нектаром. Вообще ассортимент рассчитан на потребителей Румынии, и именно такой вкус навязывают молдавским потребителям», — отметил производитель. Он добавил, что говорить о том, потеряла ли его компания от того, что не попала на полки, можно будет только спустя полгода.

Коммерческий директор Ungar (производит кондитерские изделия под брендом Colibri. — NM.) Игорь Унгуряну, чья продукция продается в Kaufland, в беседе с NM, наоборот, заверил, что очень доволен условиями. «Я очень рад, что появилась возможность выложить свой товар на полках. Не секрет, что у каждой сети есть собственное производство, но, если в других городах сети впускают других производителей, то нас не впускали. В Kaufland же есть собственное производство, есть мы и Panilino», — сказал Унгуряну.

Он отметил, что у них «нормальный ретробонус», но по условиям контракта не может его  раскрыть. «У ритейлера жесткие требования к товару: он должен быть правильно упакован, от фабрики до конечной точки транспортироваться при одинаковой температуре. Мы подготовились, у нас новые машины с мониторингом температуры. Если продукт должен храниться при температуре от 4 до 6 градусов, то его нельзя везти при другой», — объяснил Унгуряну.

Вмешательство или поддержка?

Тема взаимоотношений между поставщиками и ритейлерами возникала и на обсуждении проекта поправок в Закон о внутренней торговле, который еще в прошлом году приняли в первом чтении, однако потом вопрос завис. Как пояснил на слушаниях этого проекта 25 сентября глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Игорь Мунтяну, цель властей — найти точки для компромисса между местными производителями, которые лоббируют окончательное утверждение поправок, и торговыми сетями, которые выступают жестко против.

Напомним, что с помощью поправок в Закон о внутренней торговле планируется ограничить максимальный размер скидки для ритейлеров до 10%, обязать торговые сети обеспечить на полках 50% товаров местного происхождения и ограничить период промоакций 60 днями.

Во время обсуждения законопроекта ритейлеры говорили о недопустимости вмешательства государства в контрактные отношения и настаивали на отмене регулирования размера скидки. А производители, наоборот, требовали сохранить это положение, утверждая, что некоторые ритейлеры требуют от них скидку 30%. О ком именно идет речь, они не говорили, но периодически в их заявлениях звучало название Kaufland.

NM запросил комментарий у Kaufland об отношениях с поставщиками и объеме местной продукции на полках, но на к моменту публикации ответа не получил.

Игорь Мунтяну сказал NM, что только на следующей неделе сможет прокомментировать отношения Kaufland с поставщиками.

Что будет с молдавскими ритейлерами?

Эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ считает, что приход Kaufland положительно отразится на молдавском рынке внутренней торговли. «С каждым годом уменьшается неформальная торговля. До прихода сети Metro мелкие сельские магазины отоваривались на рынке, с приходом Metro, а теперь и Kaufland они закупаются у них», — говорит Ионицэ.

Он отметил, что поставщики жалуются на жесткие условия со стороны Kaufland, но подобные сети максимально нацелены на оптимизацию расходов. «Чтобы товары были как можно дешевле, они десятки лет работают над оптимизацией логистики и других расходов, и само собой хотят, чтобы контрагенты уменьшили свои расходы до минимума, но те не пекутся об этом», — отметил Ионицэ.

По его словам, схожая ситуация в секторе автопромышленности. Там крупные игроки также заставляют местные компании снижать свои расходы, но местный бизнес хочет работать, как раньше, несмотря на низкую прибыльность.

По мнению Ионицэ, Kaufland выглядит более конкурентоспособным, чем местные игроки, но со временем они смогут улучшить работу. Такое, по его словам, уже было и в других секторах, когда приход иностранной компании улучшал работу всего рынка. «До прихода Gas Natural Fenosa потери в электросетях были около 30%, но после их прихода потери снизились не только у них, но и у государственных сетей на севере Молдовы. Сейчас они меньше 10%. Аналогичная ситуация и с авиаперелетами. Был риск, что при открытии рынка пострадает местная госкомпания, но при этом цены в 2011-2012 годах были нереальные. В итоге после либерализации рынок авиаперелетов показал взрывной рост», — говорит Ионицэ.

Экономический эксперт Виктор Чобану считает, что Kaufland может одновременно «и убить, и не убить» местных производителей. «Известно, что у них очень агрессивная закупочная политика, они диктуют цены, требуют большой дисконт, но они заточены на работу с крупными производителями. А у нас их немного, разве что Trans Oil, Sudzucker и консервные заводы. Понятно, что они будут давить мелких производителей закупочными ценами, и для них эта сеть будет недоступна. Мелкие производители предпочтут продавать на свой страх и риск на рынках или более мелким закупщикам. Но, скорее всего, большинство товаров в Kaufland будут импортными», — уверен Чобану.

По его мнению, местные сети после прихода Kaufland тоже выживут, и произойдет диверсификация внутренней торговли. «Я не думаю, что они умрут, Kaufland — это, скорее, оптовый магазин. Мы же не ездим каждый день закупаться в Metro», — резюмировал Чобану.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: