16 мая государственные флаги Молдовы, а также флаги Кишинева и ЕС, вывешенные на здании столичной мэрии, были приспущены в знак траура. В сообщении на сайте мэрии поясняется, что таким образом городские власти отметили 204-ю годовщину «аннексии» Россией в 1812 году «территории Молдовы, расположенной на левом берегу Прута». Законодательством установлен перечень памятных дат, но связанных с 1812 годом среди них нет. Впрочем, нет и норм, запрещающих мэрам молдавских городов отмечать то, что они хотят каким угодно способом.
Пресс-секретарь мэрии Вадим Брынзэнюк сказал NM, что флаги были приспущены по устному распоряжению мэра Дорина Киртоакэ. Он добавил, что это делается не первый год.
В сообщении на сайте мэрии поясняется, что приспустив флаги и повязав на флаг у входа в мэрию черную ленту, городские власти отметили памятную дату – 204-ю годовщину «аннексии» Российской империей в 1812 году «территории Молдовы, расположенной на левом берегу Прута». Два века назад 16 мая был подписан русско-турецкий мирный договор, завершивший очередную войну между враждовавшими Османской и Российской империями. По нему территория, впоследствии названная Бессарабией, отошла России. Эти земли были частью Молдавского княжества, которое контролировалось Портой, но не являлось собственно Османской империей, а было вассальным государством.
Дата, которую Дорин Киртоакэ решил отметить как «траурную» и памятную, отсутствует в постановлении парламента, которым утверждены дни памяти, праздничные дни и дни отдыха. Необычен и формат, который мэр Киртоакэ выбрал, чтобы отметить «день аннексии» Бессарабии Россией.
Приспущенные флаги и черная лента символизируют траур — именно так в траурные дни предписывает делать закон. «Государственный флаг вывешивается в знак траура в дни траура, объявленные в установленном порядке, и в рамках похоронных церемоний […] Государственный флаг на флагштоке приспускается, развеваясь таким образом на середине флагштока. К верхушке древка государственного флага, размещенного на фасадной стороне зданий, крепится черная лента, длина которой пропорциональна длине флага», — говорится в законе «О Государственном флаге Республики Молдова».
Однако узнать, что подразумевает собой «установленный порядок» объявления траура и действовал ли мэр в его рамках, NM не удалось. Глава администрации президента Ион Пэдурару в беседе с NM сказал, что в Молдове нет конкретного закона, регламентирующего объявление траура. «Как правило, траур объявляет президент [указом] – это связано с тем, что затрагивает госсимволику. Какого-то закона, который бы регламентировал, как это делается, нет», — сказал Пэдурару. Ответить на вопрос, имеет ли право мэрия объявлять траур, он затруднился, посоветовав обратиться в Госканцелярию. Там на звонки NM не ответили.
Глава счетной палаты Серафим Урекян, работавший мэром столицы до Дорина Киртоакэ, сказал NM, что в Молдове нигде не регламентировано объявление траура. «Не регламентировано, но думаю, что это прерогатива не мэрии, а политического руководства страны. Впрочем, любой человек может делать, что он хочет — это его убеждения, он так делает», — сказал Урекян. По его словам, за время его управления городом с 1994 по 2005 год траур не объявлялся ни разу.
Таким образом, Дорин Киртоакэ, отдавая распоряжения приспустить флаги по случаю годовщины подписания русско-турецкого мирного договора 1812 года, действовал по принципу «разрешено все, что не запрещено».
Собеседники NM в мунсовете Кишинева назвали решение мэра приспустить флаги политическим. «Все эти акции, траур, изменения названия улиц — это идеальная политическая тактика либералов. Надо смотреть на это через призму зарабатывания политического капитала», — сказал NM лидер фракции «Нашей Партии» в мунсовете Илиан Кашу.
Мунсоветник от Партии социалистов Максим Лебединский сказал NM, что объявлять траур – это прерогатива парламента и правительства. «В данном случае на местном уровне соответствующее решение мог вынести разве что мунсовет. Но господин Киртоакэ в обычной своей манере в очередной раз превысил полномочия», — отметил советник, не пояснив, что именно нарушил градоначальник.
Другой мунсоветник-социалист Гаик Вартанян тоже раскритиковал распоряжение столичного градоначальника: «В то время как у Киртоакэ траур по историческим событиям, у кишиневцев траур по своему городу».