Вице-премьер реинтеграции Олег Серебрян провел пресс-конференцию 17 января, на которой рассказал о гуманитарном кризисе в Приднестровье, поездке лидера региона Вадима Красносельского в Москву, опасениях Тирасполя, которые касаются Закона о сепаратизме и ответил на вопросы журналистов. NewsMaker коротко рассказывает главное из пресс-конференции Серебряна.
О встрече в формате «1+1»
Олег Серебрян сожалеет, что переговорщики из Тирасполя отказались от проведения встречи, которая по предложению Кишинева должна была пройти 17 января в Кишиневе или в онлайн-формате.
«Хотелось, чтобы мы встретились сегодня после встречи главных переговорщиков от Кишинева и Тирасполя. (…) Она должна была состояться в штаб-квартире миссии ОБСЕ в Кишиневе в формате видеоконференции. К сожалению, категорический отказ господина Игнатьева от нашей инициативы сделал эту встречу невозможной. (…) Сотни тысяч граждан ждали эту встречу и ее результатов. Люди, находящиеся в сложной ситуации в населенных пунктах на Левом берегу Днестра и в районе муниципия Бендер, продолжают оставаться без какой-либо значительной поддержки», — заявил Серебрян 17 января.
Почему Тирасполь не просил Кишинев о помощи?
Серебрян прокомментировал публичные обвинения Тирасполя, в которых приднестровская сторона обвиняла Кишинев в том, что тот не предложил реальную помощь. И задался вопросом, «почему Тирасполь не обратился к Кишиневу за помощью для граждан, живущих на Левом берегу Днестра».
«Я многократно говорил публично, что мы готовы предоставить продовольствие, медикаменты, топливо, генераторы, принимать тяжелобольных в наши медицинские учреждения, оказывать помощь автомобилями скорой помощи районам на Левом берегу Днестра. Разве это не геноцид со стороны Тирасполя — то, что они делают сейчас с этими людьми, которых держат в плену? По сути, не Кишинев должен был инициировать встречу в формате «1+1» по гуманитарным вопросам. (…) Тирасполь должен был сделать это, был обязан сделать это. И не 17 января, а уже 1 января. Мы бы отреагировали немедленно», — добавил он.
Почему представители Тирасполя не приезжают в Кишинев?
Вице-премьер реинтеграции утверждает, что Кишинев предложил провести встречу в формате «1+1» еще 9 января, и подчеркнул, что Кишинев в сложившихся условиях готов был к встрече и 1 января. По словам Серебряна, в Кишиневе все были на месте и готовы встретиться. Он заявил, что на месте Игнатьева был бы готов к встрече где угодно и в любом формате.
«Тирасполь заявил, что мы можем встретиться 17 января и настаивал, чтобы это произошло в Тирасполе. (…) Почему бы им не приехать в Кишинев? Это было бы логично, учитывая, что почти два года мы шли навстречу Тирасполю и ездили в Бендеры, где нашим журналистам беззастенчиво ограничивают доступ, а после каждой встречи МГБ (служба безопасности региона) устраивает мне настоящие «пресс-бани» во дворе миссии ОБСЕ. В нынешней ситуации, в которой находятся жители Приднестровья, на месте господина Игнатьева я бы немедленно ответил на призыв Кишинева. Я бы согласился на любую встречу, даже если бы предложил провести ее не в Кишиневе, а в Виннице», — заявил вице-премьер.
Правда ли, что переговорщикам из Тирасполя небезопасно в Кишиневе?
Серебрян также прокомментировал слова Вадима Красносельского, который заявлял, что представитель Тирасполя Виталий Игнатьев не может приехать в Кишинев на встречу в формате «1+1», потому что для него это якобы небезопасно.
«Мне очень сложно объяснить это заявление господина Красносельского о том, что господин Игнатьев якобы находится в опасности на территории, находящейся под контролем конституционных властей. Как вы знаете, не только господин Игнатьев последние полтора года избегал рабочих поездок в Кишинев на рабочие встречи, но и другие представители так называемых учреждений Тирасполя. (…) В то же время в частном порядке практически все они пересекали Правый берег с различными целями и по необходимости, и это можно доказать», — заявил вице-премьер.
По словам политика, проведение встреч в формате «1+1», как и рабочих групп, предполагало их чередование. «Один раз — в офисе Миссии ОБСЕ в Тирасполе, следующий — в офисе Миссии ОБСЕ в Кишиневе. Мы пошли навстречу этому капризу, поскольку считаем его именно капризом».
«На самом деле никакой опасности нет, потому что они спокойно передвигаются по Правому берегу. Сожалею сейчас и публично признаю это, но мы пошли навстречу этой просьбе Тирасполя, и на протяжении 18 месяцев ради этого соглашения, этого диалога, искали решение. К сожалению, это ни к чему не привело. Сейчас, буду честным, после визита господина Красносельского в Москву, было бы абсурдно снова утверждать, что делегация из Кишинева должна ездить в Бендеры или Тирасполь, потому что якобы делегации из Тирасполя небезопасно находиться на Правом берегу. Никакой опасности нет. Никто не угрожает делегации Тирасполя, и мы продолжаем ждать их здесь, в Кишиневе, для проведения рабочих встреч. Мы не вернемся к решениям, которые приняли в 2023-2024 годах. Возвращаемся к норме», — заявил Серебрян.
Напомним, что в январе 2024 года представители Службы безопасности Украины (СБУ) вызвали представителя по внешним связям Приднестровского региона Виталий Игнатьев в отделение СБУ в Винницкой области для «получения письменного уведомления о подозрении в совершенных преступлениях».
О каком «гуманитарном газе» говорят в Тирасполе?
Вице-премьер не смог смог объяснить, что значит «гуманитарный газ», который Москва, по словам Красносельского, готова поставить в Тирасполь.
«Впервые в жизни слышу определение «гуманитарный газ», и не могу объяснить, что это значит».
Так глава Бюро реинтеграции подчеркнул, что не знает, каков юридический статус этого газа.
О чем Кишинев просит Тирасполь?
Серебрян также заявил, что власти Кишинева готовы оказать «всю возможную помощь нашим гражданам с Левого берега Днестра».
«У нас есть только одна просьба к Тирасполю: если вы не хотите просить нас о помощи, хотя бы позвольте нам помочь вам. Не препятствуйте нашим машинам скорой помощи пересекать регион по вызову, разрешите медицинским учреждениям региона обращаться к своим коллегам на Правом берегу за необходимой поддержкой, дайте возможность IGSU (Главному инспекторату чрезвычайных ситуаций) доставлять и устанавливать генераторы в больницах и школах, устраните на этот критический период все препятствия, которые вы создали для свободного передвижения граждан по обе стороны Днестра. (…) И, наконец, примите помощь, которую украинский народ предлагает вам столь щедро в эти трудные времена. Они прекрасно знают, что такое гуманитарный кризис, что такое холод, страдания и боль. (…) Проявите хотя бы немного здравого смысла и дайте ответ, потому что, как я понимаю, у вас не хватает смелости открыто отказаться от этой помощи», — заключил Серебрян.
***
Напомним, в 7:00 утра 1 января 2025 года, как и планировалось, Украина официально остановила транспортировку российского газа через собственную газотранспортную систему. С конца 2022 года весь российский газ поставляли в Приднестровье. Правобережная Молдова использовала газ, закупленный на европейском рынке. Весь газ в объеме 5,7 млн кубометров газа в сутки использовали для внутренних нужд непризнанного Приднестровья и для генерации электроэнергии «Молдавской ГРЭС» для всей территории Молдовы. За потребленный газ никто не рассчитывается.
«Газпром» 28 декабря сообщил, что прекратит поставку газа в Молдову так как Moldovagaz «регулярно не исполняет платежные обязательства по действующему контракту, что является существенным нарушением его условий».
В Молдове 16 декабря ввели режим чрезвычайной ситуации в энергетике. Власти Приднестровья тоже ввели режим чрезвычайной ситуации. После прекращения подачи газа 1 января там отключили центральное отопление в городах, а газ остался только для приготовления пищи. Запасов газа, по данным приднестровских властей, должно хватить на 20 дней. Молдавская ГРЭС с 1 января перешла на генерацию электроэнергии на угле. С 3 января в приднестровском регионе начали вводить веерные отключения электроэнергии.
Приднестровский лидер Вадим Красносельский после визита в Москву заявил, что в ближайшее время Россия предоставит газ для Приднестровья как «гуманитарную помощь». Кроме того, Красносельский выразил желание встретиться с президентом Молдовы Майей Санду, чтобы «лично проинформировать ее о ситуации в регионе».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!