Новый накал страстей во взаимоотношениях Кишинева и Комрата, спровоцированный конфликтом вокруг выборов башкана, достал из «чулана» все накопившиеся ранее проблемы. И добавил новых. NM рассказывает, почему одни и те же вопросы в отношениях центра с южной автономией не решаются и всплывают из года в год, что можно с этим сделать, и возможно ли в принципе поставить в этом точку.
Гагаузия собралась всем съездом
27 апреля в Доме культуры города Комрата прошел Съезд депутатов всех уровне. Решение о проведении мероприятия приняли депутаты Народного собрания Гагаузии (НСГ) 16 мая. В тот день НСГ собралось на специальное заседание для обсуждения ситуации с выборами башкана Гагаузии.
Второй тур выборов башкана Гагаузии прошел 14 мая, в нем выиграла кандидат от партии «Шор» Евгения Гуцул. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Гагаузии тогда заявила, что выборы законны и прошли без нарушений. В Кишиневе с этим не согласились. Еще до второго тура выборов ЦИК Молдовы направила письмо в ЦИК Гагаузии, в котором указала на нарушения, связанные с финансированием избирательной кампании, и на вмешательство иностранных граждан в предвыборную гонку. В то же время Генеральный инспекторат полиции Молдовы обратил внимание ЦИК Гагаузии на подкуп и подвоз избирателей в первом туре выборов.
И вот, на 16 мая второй тур выборов состоялся, победитель был, но вопрос о признании результатов выборов оставался открытым. В тот день сотрудники Национального Центра по борьбе с коррупцией провели обыски в ЦИК Гагаузии. Их целью были списки избирателей, которые на тот момент уже направили в Апелляционную палату (АП) Комрата вместе с другими документами, необходимыми для рассмотрения законности выборов. Тогда сотрудники НЦБК направились в АП Комрата. Тем временем у суда собрались люди, несогласные с действиями Кишинева.
После протеста на заседание собралось НСГ. Депутаты приняли решение о согласии с позицией ЦИК Гагаузии. Поскольку полномочий по утверждению башкана у НСГ нет, это было просто политическое решение о поддержке.
На том же заседании депутаты объявили о проведении Съезда депутатов всех уровней. Этот съезд должен был пройти еще осенью прошлого года, но тогда его отменили. Последнее такое мероприятие состоялось в 2018 году, а предпоследнее — в 2014 году, после проведения в Гагаузии референдума о внешнем векторе развития страны.
Идея «вмешательства Кишинева в избирательный процесс в автономии» стала спусковым крючком для объявления Съезда и должна была стать и центром обсуждения. Но, пока съезд собирался, конъюнктура немного изменилась. АП Комрата утвердила результаты выборов. Евгения Гуцул была признана избранным башканом, и для того, чтобы стать полноправной главой Гагаузии, ей осталось лишь дождаться инаугурации. Кишинев не «отнял» у Комрата сделанный им выбор, и накал страстей пошел на спад.
Однако съезд все-таки состоялся. Выборы и избранный башкан Евгения Гуцул не стали центральной темой дискуссий, а вот сопротивление Кишиневу все-таки стало. Выступающие соревновались в красноречии: кто красивее и виртуознее обвинит центральную власть и правящую партию «Действие и солидарность» (PAS) в давлении на Комрат. Кто ярче раскритикует курс на евроинтеграцию, с которым «не согласны» в Гагаузии.
Были и радикальные выступления. Так, депутат НСГ Николай Дудогло «грозил» референдумом о дальнейшей судьбе Гагаузии. Однако его тут же «успокоил» общественный деятель Леонид Добров, который призвал Дудогло «утихомириться».
О референдуме говорилось и в проекте резолюции, который накануне появился в некоторых СМИ. Правда там речь шла о плебисците по внешнеполитическому курсу — интегрироваться в ЕС или «быть с Россией»? С идеей такого референдума незадолго до этого выступил беглый политик Илан Шор, осужденный на 15 лет тюрьмы за участие в «краже миллиарда». Политический смысл затеи в том, чтобы противопоставить Гагаузию и другие регионы центральной власти, которая сделала ставку на вступление страны в ЕС до 2030 года. И заодно «понравиться» России, где молдавской евроинтеграции не рады.
В принятом варианте резолюции о референдуме речь уже не шла, а многие пункты оказались скопированными из резолюций 2018 и 2014 года.
«Вечные» гагаузские требования
Конституционный статус закона «Об особом правовом статусе Гагаузии»
Первое требование участников съезда — придать конституционный статус закону «Об особом правовом статусе Гагаузии». Власти автономии требуют, чтобы в этот закон Молдовы все изменения вносились только после консультации с Народным собранием и при достижении полного консенсуса.
Это же требование указано и в резолюциях Съезда депутатов всех уровней 2014 года и 2018 года. В 2016 году в парламенте Молдовы зарегистрировали три законопроекта, касающиеся Гагаузии. Один из них как раз и предполагал изменение закона «Об особом правовом статусе Гагаузии» только после консультаций с НСГ. Однако этот законопроект не рассмотрели до сих пор. В прошлом году Народное собрание Гагаузии в очередной раз выступило с такой законодательной инициативой, но в парламенте ее по-прежнему игнорируют.
Невозможность отмены решений НСГ через суд
Следующее нерешаемое годами требование участников съезда — перестать отменять решения НСГ через суд. Как это работает? Внутренние законы Гагаузии принимаются Народным собранием, после чего их должен промульгировать башкан. Однако госканцелярия (ведомство правительства) может опротестовать решения НСГ в суде и таким способом отменить их.
Яркий пример отмены решения НСГ в суде — история с георгиевской лентой. В прошлом году парламент Молдовы запретил ношение, распространение и изготовление георгиевских лент как символа военной агрессии России в Украине. В НСГ с этим не согласились и приняли свой закон, который разрешал ношение ленты. Но в итоге госканцелярия РМ это решение опротестовала.
Вопрос как правило упирается в разделение полномочий. С одной стороны, в Гагаузии вправе принимать свои законы в некоторых сферах, с другой — они не должны противоречить общереспубликанским. А если такое противоречие есть, то суд по запросу госканцелярии отменяет такие акты.
Возврат деконцентрированных служб
Также в резолюции указано требование о возврате деконцентрированных служб. Дело в том, что в 2017 году в Молдове прошла реформа Государственной налоговой службы (ГНС), в результате которой было создано четыре региональных подразделения ГНС. Гагаузия вошла в южное подразделение. При этом отделение напрямую подчиняется минфину, а руководство подразделения не входит в состав исполкома Гагаузии.
К этой реорганизации в автономии отнеслись негативно, и с 2017 года требуют возврата налоговой службы, а также таможенной, статистической и других деконцентрированных служб. Это требование отмечено и в нынешней резолюции, и в резолюции Съезда депутатов всех уровней 2018 года.
Бывший депутат НСГ Екатерина Жекова отмечает, что это — правильное и логичное требование. При этом она подчеркивает, что не ясно, почему участники съезда обращаются с этим вопросом только к центральным властям. «В зале был человек, который представлял и представляет Гагаузию в правительстве (башкан Гагаузии Ирина Влах). Почему у нее не спросили, как это произошло?» — говорит Жекова.
Гарантированное представительство в парламенте
Другое «вечное» требование — гарантированное представительство Гагаузии в парламенте. Депутаты НСГ не единожды выступали с этой законодательной инициативой: последний раз такой законопроект был предложен год назад. Суть его такова: Гагаузию делят на пять одномандатных округов и во время парламентских выборов от каждого округа избирается депутат в парламент Молдовы. То есть предлагается смешанная избирательная система: парламент избирается по пропорциональной системе плюс пять депутатов по одномандатной системе в Гагаузии.
Бывший председатель ЦИК Юрий Чокан год назад раскритиковал эту инициативу, отметив, что избирательная система должна быть общей: не может быть в одной части страны одномандатная система, а в других — пропорциональная.
Бывший депутат НСГ Екатерина Жекова, наоборот, считает, что такая инициатива может положить начало плодотворному диалогу, а «холодное отношение» к ней Кишинева только усложняет ситуацию.
Представительство Гагаузии в ВСП
Есть в резолюции и новое требование — вернуть представительство Гагаузии в Высшем совете прокуроров (ВСП). В 2021 году в закон «О прокуратуре» внесли поправки, согласно которым прокурор Гагаузии больше не входит в состав ВСП. Хотя это требование участников съезда относительно новое, о проблеме говорят уже два года. Председатель юркомиссии парламента Олеся Стамате, комментируя эту ситуацию, отметила, что «нет смысла держать человека для галочки», подчеркнув, что прокурор Гагаузии практически никогда не принимал участия в заседаниях ВСП.
«Виноваты обе стороны»
Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический аналитик Алексей Тулбуре выделил один, по его мнению, очевидный вывод по итогам Съезда — необходим диалог, но его нет. «Действительно, между Комратом и Кишиневом не существует никакого диалога. Об этом говорят и в Кишиневе, и в Комрате. Этот диалог имитировали. Да, существует механизм межпарламентского диалога — парламентская рабочая группа совместно с депутатами НСГ. Есть возможность что-то друг другу высказать, но этого не происходит», — говорит Тулбуре. При этом он отмечает, что ни среди представителей центральных властей, ни среди представителей властей автономии нет людей, который этот диалог готовы вести.
Также эксперт подчеркивает, что Гагаузия не находится вне молдавского контекста — а значит, к ней применимы те же требования к демократии, свободе слова, свободе прессы и к другим свободам. «А над таким демократическим процессом, как выборы, они поиздевались. Причем, получается, что сами над собой поиздевались. Кишинев должен был вмешаться в процесс гораздо раньше, а не между первым и вторым туром, и тем более не после второго тура. Такие действия Кишинева никто не понял», — говорит Тулбуре.
Эксперт добавляет, что в отсутствии диалога виноваты обе стороны. Для того, чтобы ситуация изменилась, он предлагает «создать отдельную структуру на уровне министерства регионального развития или на уровне правительства в целом». «Те требования, которые были включены в резолюцию, должны сформировать основу этого диалога», — подытожил Тулбуре.
Отсутствие диалога приводит к радикальным заявлениям. Тут речь идет не только об угрозах проведения референдума [о внешнеполитическом векторе или о независимости] со стороны некоторых депутатов НСГ, но и о заявлениях некоторых депутатов парламента о необходимости ликвидировать автономию. Тулбуре отмечает, что такие разговоры неприемлемы. «Те, кто позволяет себе такие заявления, ведут себя как люди без исторической памяти, без ответственности. Я помню 90-е годы и помню, какое напряжение было на юге. И то, что удалось избежать кровопролития, не допустить приднестровского сценария — это заслуга обеих сторон. И Комрата, и Кишинева», — заключил эксперт.
«Мы просто топчемся на месте»
О проблеме отсутствия диалога между Кишиневом и Комратом говорит и бывший депутат НСГ Екатерина Жекова. По ее словам, принятая резолюция — это знак того, что «Гагаузия топчется на месте» и «мостик между Кишиневом и Комратом так и не был выстроен». «Пункты резолюции — нужные и полезные. Но текст резолюции очень похож на предыдущие. Это говорит о том, что мы топчемся на месте. Да, Гагаузию всегда раскалывали кишиневские партии. Это правда. Но в Гагаузии есть и свои внутренние проблемы, о которых на этом съезде не говорили вообще», — отметила Жекова.
По ее мнению, на ситуацию в автономии влияет и отсутствие консолидации в обществе. Жекова уверена, что представление о том, что «Гагаузия после выборов башкана едина, как никогда» — ложное. «Нынешнему башкану и предыдущим башканам так и не удалось объединить гагаузское общество. Съезд не стал показателем сплоченности. В зале было много пустых мест, присутствовал не весь депутатский корпус, высказаться дали не всем, да и в целом атмосфера съезда была напряженной», — подчеркнула она.
Для достижения результатов, по словам Жековой, необходимо следующий съезд, намеченный на 9 сентября, начать с анализа нынешней резолюции: что было сделано, что не сделано и почему. Также Жекова отмечает, что в съезде должны принять участие и представители центральных властей: «Гагаузия — это часть Молдовы, и когда в Гагаузии есть проблемы, их надо решать вместе».
Бывший депутат НСГ подчеркивает, что проблема решается не «кричащими лозунгами». «Сейчас это не нужно. Когда рядом война, когда мир настолько хрупок, накалять ситуацию еще больше — безумие. И очень жаль, что это делают и из Кишинева, и из Гагаузии», — отметила Жекова.
Кроме того, Жекова также обратила внимание на отсутствие в резолюции упоминания о гагаузском языке. «Мы — не просто политическая автономия. Наша особенность в том, что у нас есть свой язык и культура, и мы должны их сохранять». показательно в этом плане, что и сам Съезд проходил не на гагаузском языке, а на русском.
«Нынешняя ситуация — это больше, чем просто недопонимание»
Политический аналитик Дионис Ченуша отмечает, что нынешняя ситуация — это больше, чем просто недопонимание. «Мы наблюдаем политический кризис, который при неправильном управлении может иметь геополитические последствия», — говорит эксперт. По его словам, для решения проблемы необходима интеграция гагаузской политической элиты и общественности в политические процессы на национальном уровне, а также культурная интеграция.
Ченуша считает, что важную роль должно сыграть противостояние российской дезинформации. По его словам, именно восприятие Гагаузии как пророссийского региона является причиной нежелания центральных властей расширять полномочия автономии или закреплять нынешние прерогативы.
Эксперт предполагает, что в дальнейшем Кишинев попытается удержать ситуацию под контролем, дискредитируя новоизбранного башкана и политические силы, противостоящие давлению из Кишинева.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!