Вокзальные споры. Как конфликт междугородних перевозчиков и Garile Auto Moderne дошел до протеста
6 мин.

Вокзальные споры. Как конфликт междугородних перевозчиков и Garile Auto Moderne дошел до протеста

Междугородние перевозчики на протесте в центре Кишинева потребовали вернуть автовокзалы в госсобственность. Перевозчики утверждают, что частный партнер государства — компания Garile Auto Moderne собирается взимать с водителей незаконные сборы. В компании в ответ обвинили перевозчиков в сокрытии своих доходов и в желании «сохранить хаос, чтобы дальше проворачивать свои схемы». NM разбирался в ситуации.

Чем недовольны перевозчики

В протесте, прошедшем 7 октября, участвовали несколько десятков водителей междугородних маршрутных такси, которые 7 октября вывели свои микроатобусы на центральную площадь Кишинева. Организатором протеста выступила Ассоциация работодателей автомобильных перевозчиков (APOTA). Глава ассоциации Олег Алекса рассказал журналистам, что перевозчики требуют, чтобы власти расторгли договор о частно-государственном партнерстве с Garile Auto Moderne и вернули автовокзалы в собственность государства.

Алекса рассказал, что ситуация с работой автовокзалов изменилась, после того как совладельцем Garile Auto Moderne стал бизнесмен Александр Вылку (стал совладельцем компании в прошлом году, ему принадлежит 50%: 25% напрямую и еще 25% через компанию Ramin-Lux, соучредителем которой он является).

Олег Алекса рассказал, что в марте компания Garile Auto Moderne отказалась возвращать перевозчикам накопленные перед ними долги — 7 млн леев, которые транспортники должны были потратить на выплаты зарплат и ремонт автомобилей. По словам Алексы, проблему удалось решить только в июне после вмешательства правительства.

Алекса также рассказал, что руководство компании уволило более двухсот сотрудников вокзалов, в результате из 500 сотрудников осталось чуть больше 250. «Приходите на [любой кишиневский] автовокзал и вы увидите, что работают 1-2 кассы, из-за этого создаются очереди», — отметил Алекса. Он добавил, что это приводит к тому, что кассиры физически не успевают продать билеты до отправления маршруток, и водители вынуждены брать людей без билетов.

Алекса также напомнил, что в 2018 году Национальный центр борьбы с коррупцией открыл уголовное дело о нелегальных сборах на автовокзалах.  Тогда задержали нескольких сотрудников автовокзалов. Правоохранительные органы утверждали, что водители платили кассирам деньги за то, чтобы они не контролировали должным образом «безбилетников», а кассиры, в свою очередь, передавали эти деньги начальству. «Люди, которые должны были находиться под уголовным преследованием, возвращаются на работу и даже занимают руководящие должности», — возмутился Алекса.

Он отметил, что сейчас руководство Garile Auto Moderne планирует вернуться к этой схеме получения незаконных денег. В беседе с NM Алекса пояснил, что сейчас автовокзалы получают 10% от суммы продажи билетов, однако, по его словам, владельцы компании говорили ему, что водители должны платить больше, при этом не называя конкретных сумм.

Представители транспортных компаний также рассказали, что за некоторое вознаграждение автовокзалы отдают предпочтение определенным перевозчикам, направляя к ним пассажиров, тем самым поощряя недобросовестную конкуренцию.

В завершении Алекса сказал журналистам, что ждет от правительства и министерства экономики ответа на выдвинутые требования и обвинения.

Протест, отметим, продолжался недолго. В какой-то момент водители одновременно посигналили, а спустя полчаса уехали с площади.

Что говорят в Garile Auto Moderne и в правительстве

Директор Garile Auto Moderne Юрий Мороз в ответ на обвинения Алексы обвинил его в том, что он не хочет легализовать доходы перевозчиков и заставляет водителей выходить на протесты. Руководство Garile Auto Moderne еще 6 октября на пресс-конференции заявило, что Алекса преследует личные цели. «Garile Auto Moderne заключила с государством договор о государственно-частном партнёрстве. Инвестиции компании в автовокзалы за один год оказались больше, чем инвестиции государства за десять лет», — заявил Мороз.

Он отметил, что компания прилагает огромные усилия для наведения порядка на автовокзалах. «И господин Алекса нервничает, потому что настал черед легализовать доходы перевозчиков. Так называемый революционер категорически не желает, чтобы в отрасли пассажироперевозок навели порядок. Основная его цель — сохранить хаос, потому что именно в условиях хаоса, отсутствия контроля он привык реализовывать свои схемы», — заявил Garile Auto Moderne.

В минэкономики тем временем сообщили, что вместе с Национальным агентством автомобильного транспорта (ANTA) провели проверки и выявили нарушения и со стороны перевозчиков, и со стороны автовокзалов. «Очевидно, что есть нарушения технологического процесса. Со стороны перевозчиков речь идет о безбилетных пассажирах. Со стороны автовокзалов — о числе работников. Но эти конфликты [между водителями и сотрудниками вокзала] возникли в период пандемии, когда отменили 80% рейсов, и произошло сокращение персонала. Даже сейчас не выполняется 20%-30% рейсов», — сказал NM госсекретарь минэкономики Юлиан Постика. Он добавил, что обе стороны конфликта приглашали в ANTA для обсуждения этого вопроса.

«Что касается требования о расторжении контракта, то важно понимать, что есть подписанный в 2018 году контракт. Процесс его выполнения находится под контролем. Более подробно об этом могут рассказать в Агентстве госсобственности», — сказал Постика.

Получить комментарий в аппарате премьер-министра Иона Кику не удалось: пресс-секретарь премьера Борис Харя на звонки и SMS-сообщения NM не ответил.

Как сменялись владельцы Garile Auto Moderne

В конце 2018 года, напомним, власти передали в управление на 25 лет компании Garile Auto Moderne 30 автовокзалов по всей стране (практически все автовокзалы). По условиям договора, компания должна была в течение трех лет вложить в реконструкцию и модернизацию вокзалов 200 млн леев, а затем эксплуатировать их и обслуживать «для продолжения их полноценного функционирования».

По оценкам тогдашнего министерства экономики, срок окупаемости этих инвестиций — 25 лет, поэтому власти установили такой срок государственно-частного партнерства. При этом инвестор обязан из своей прибыли ежегодно перечислять государству 4,97 млн леев. Каждый год сумма должна увеличиваться на 5%.

Собственники компании Garile Auto Moderne несколько раз менялись. Сначала ее учредителями были строительная компания Exfactor-Grup с долей 85% и гражданин США Лука Муко с долей 15%, а директором компании был Виталий Мруг.

Летом прошлого года собственниками Garile Auto Moderne стали гражданка Украины Оксана Демченко с долей 50%, бизнесмен Франк Ариф (25%), владеющий компанией беспошлинной торговли Le Bridge, и молдавская компания Ramin-Lux (25%), совладельцем которой является Вылку. https://newsmaker.md/rus/novosti/avtovokzaly-moldovy-peredali-dalshe-u-garile-auto-moderne-smenilis-sobstvenniki-i-44468/ Директором компании стал Юрие Мороз. Осенью прошлого года Александр Вылку выкупил долю Франка Арифа, увеличив этим свою долю в Garile Auto Moderne до 50%

Имя Александру Вылку, напомним, стало широко известно в мае этого года, после того как СМИ рассказали о его встрече с депутатом парламента Евгением Никифорчуком и бывшим главой СИБ Василием Ботнарем. Тогда СМИ называли Вылку человеком из окружения президента Игоря Додона.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: