К Апелляционной палате (АП) Кишинева сегодня привезли несколько сот человек, там же установили сцену и биотуалеты. Чуть позже к АП подъехала депутат от партии «Шор» Марина Таубер. В АП в это время рассматривали ходатайство прокуроров об аресте Таубер. Митингующие, которых привезли из Оргеева и коммуны Жора де Мижлок, очень ругали президента Игоря Додона и периодически выкрикивали: «Марина, мы с тобой». Был среди митингующих и кандидат в столичные мэры от партии «Шор» Валерий Клименко.
Людей начали подвозить к АП за час до начала заседания, на котором должны были рассмотреть ходатайство прокуроров о предварительном аресте Таубер. Перед АП установили колонки и импровизированную сцену, чуть поодаль — биотуалеты, а автобусы, на которых привезли людей, припарковали в квартале от АП.
Вскоре перед АП появилась и сама Марина Таубер. Она была в красном брючном костюме. Таубер заявила, что дело против нее и Регины Апостоловой завели по указанию президента Игоря Додона и спикера Зинаиды Гречаной. Таубер утверждает, что лишение ее и Апостоловой депутатского иммунитета и уголовное расследование против них связано с предстоящими местными выборами.
Также Таубер рассказала, что у нее отобрали дипломатический паспорт, после этого она передала прокурору свой обычный загранпаспорт. Так, по ее словам, она хотела показать, что не собирается покидать страну.
Следующие полчаса она вмести со своим адвокатом простояла в тесном коридоре АП, который заполнили ее сторонники и журналисты. Судьи АП в это время за закрытыми дверями рассматривали ходатайство прокуроров.
«Понимаете, они [ судьи ] сделают так, чтобы мы еще очень долго стояли. Это особое отношение к Марине Таубер и Регине Апостоловой», — отметила Таубер, обратившись к журналистам.
Тем временем с улицы доносились крики: «Марина мы с тобой».
Лейтмотивом протеста стало обвинение в адрес мужа Зинаиды Гречаной. Выступающее неоднократно напоминали, что сегодня утром Илан Шор сообщил, что в 2008 году муж Гречаный взял в Banca de Economii кредит 40 млн леев. Таубер напоминала об этом не менее трех раз.
Выступавшие в основном ругали власть. Больше всего критиковали Додона, немного реже вспоминали премьер-министра Майи Санду и главу МВД Андрея Нэстасе. Некоторые читали стихи собственного сочинения, которые они посвятили Апостоловой и Таубер.
«Когда-то мне нравился Додон. Я была в Садово, думала он хозяин, а он пришел в правительство и них**на не делает», — сказала одна из женщин, поднявшись на сцену. Завершила она свою речь признанием в любви Илану Шору.
Следом за ней на сцену поднялся кандидат в мэры Кишинева от партии «Шор» Валерий Клименко. «Вот вы говорите, Додон них**а не сделал. А кто тарифы поднял?!». Его слова встретили смехом. Клименко также возмутился тем, что рассмотрение меры пресечения задерживалось почти на час. «Они [судьи] наплевали не только на Марину Таубер как на депутата, но и на 2 тыс. человек, которые тут собрались. Судьи пообедали, а Марина стоит и ждет. Как у них кусок в горле не застрял. Они хотят, чтобы мы устали и ушли», — возмущался Клименко.
Более или менее активно на слова выступающих реагировали около 100 человек, стоявших у сцены. Остальные расположились на скамейках, на ступеньках и на траве и почти не принимали участия в происходящем.
Проходившая мимо пожилая женщина поинтересовалась у собравшихся, почему они протестуют. «За Таубер? А вам что делать нечего? Идите работать!», — сказала она. «А что нам делать? Мы на пенсии», — ответила ей одна из женщин, к которой она обратилась.
Женщина по имени Елена рассказала NM, что их привезли из Оргеева, чтобы бороться с беззаконием. «Так жить невозможно. Сплошное беззаконие», — отметила она. Другая женщина, которая отказалась представиться, не смогла сказать, зачем приехала: «А вы что, не слышите, что люди говорят. Вот послушайте их», — предложила она.
Через два с половиной часа судьи закончили рассматривать ходатайство прокуроров и доводы сторон. Но решение отложили до завтра.
После этого Марина Таубер снова вышла к протестующим. Она повторила свои жалобы на Гречаную и Додона, обвинила их в давлении и шантаже и пообещала бороться до конца. Также она отметила, что готова к любому сценарию. Затем обратилась на английском языке ко всем посольствам, аккредитованным в Кишиневе, и попросила их обратить внимание на происходящее. После этого Таубер уехала.
Затем один из организаторов протеста объявил в мегафон, что все могут идти к автобусам. Люди торопливо пошли занимать места.
***
Напомним, 16 сентября парламент по требованию Генпрокуратуры лишил иммунитета депутатов от партии «Шор» Регину Апостолову и Марину Таубер. Как сообщил депутатам и. о. генпрокурора Думитру Робу, следствие располагает доказательствами их причастности к банковскому мошенничеству. По словам прокурора, Таубер и Апостолова, будучи акционерами одного из банков, из которых вывели деньги, входили в преступную группу под руководством Илана Шора.
Марину Таубер 18 сентября суд поместил под домашний арест на 30 суток.
Регину Апостолову поместили под судебный контроль.