На этой неделе редакция NM внимательно следила за происходящим в Бельцах. Там муниципальные советники от «Нашей партии» (НП) четыре дня голодали в знак протеста против «давления и шантажа силовых структур».
Вопрос, вокруг которого завязался конфликт, может показаться местечковым и несущественным. Местные избранники от «Нашей партии» собрались проголосовать за проведение референдума об отставке находящегося сейчас в Москве мэра Бельц Ренато Усатого.
Зачем им этот референдум и прочие нюансы — вопрос десятый. В этой истории важно другое. На местных выборах 2015 года «Наша партия» в Бельцах с большим отрывом одержала победу, получив большинство в мунсовете. Усатый стал мэром, получив 72% голосов.
Выборы признаны демократическими. Значит, власть в Бельцах законная и соответствует воле горожан. Однако в молдавских реалиях оказалось, что поддержка избирателей — далеко не гарантирует возможность принимать решения и руководить даже одним городом.
За несколько недель до заседания, на котором «нашисты» планировали принять решение о плебисците, правоохранительные органы устроили настоящую «охоту» на мунсоветников от НП. В ход пошли обыски, повестки, угрозы, открытие уголовных дел на советников и их родственников.
Все это подробно описано в репортаже корреспондента NM Марины Шупак — едва ли не единственного журналиста из Кишинева, приехавшего на место, чтобы поговорить с участниками политической голодовки.
Открытая и радикальная форма протеста мунсоветников, скорее всего, стала неожиданностью для режиссеров «политической охоты». То, что должно было остаться в тени, вышло наружу — по крайней мере отчасти.
Хотя реакция гражданского общества, СМИ и дипломатов на события в Бельцах оставляет массу вопросов. Из десятков правозащитных организаций, по данным NM, только представители ассоциации Promo-LEX съездили в Бельцы, чтобы самим поговорить с протестующими.
А призыв оппозиционеров к дипломатам услышали только диппредставительства США и Евросоюза. Их представители провели встречу с муниципальными советниками после заседания 19 января.
Бледные, с кругами под глазами, обессиленные — такими 19 января я увидела советников от НП. Им все-таки удалось проголосовать за референдум.
Тем не менее ряды их поредели. За ночь до заседания совета фракция НП в бельцком мунсовете недосчиталась двух человек. Ранее еще два советника сложили мандат. Вряд ли история с обысками, повестками и арестами на этом закончится. Игроки в молдавской политике привыкли добиваться своего.
То, что речь идет о региональном центре, не избалованном вниманием СМИ, дипломатов и НПО, об условно пророссийской партии и мэре — оппозиционном политике с неоднозначной репутацией, лишь делает ситуацию в Бельцах более показательной. А исход бельцкого конфликта — во многом определяющим для всей Молдовы.
Парламентские выборы в 2018 году пройдут по смешанной избирательной системе. Половину депутатов будут избирать по одномандатным округам, что в разы увеличивает роль местных политических лидеров.
Если при результате 72,45% на местных выборах и одном советнике от правящей Демпартии, контроль над бельцкой мэрией — после всех протестов и голодовок — перейдет к демократам, то вряд ли кто-то на местах посмеет впредь сопротивляться.
Показательно и упорное молчание о происходящем в Бельцах некоторых проевропейских оппозиционных политиков. Они, вероятно, полагают, что подобная участь обойдет их стороной.
Но, как показывает опыт и Бельц, и Гагаузии, и молдавского парламента, в захваченном государстве геополитические предпочтения не играют решающей роли. И вряд ли будет иметь большое значение, когда к сыну (брату, отцу) пророссийского или проевропейского избранника, победившего по одномандатному округу, придут с обысками, а потом пригласят в правящее большинство.
Автор: Галина Васильева, заместитель главного редактора NM