Ядерные демократы. Кто и зачем пытался захватить рынок экспорта грецких орехов
7 мин.

Ядерные демократы. Кто и зачем пытался захватить рынок экспорта грецких орехов

Демократы, будучи у власти, хотели перекроить рынок экспорта грецких орехов, чтобы его монополизировали близкие власти компании. К таким выводам пришла парламентская комиссия, которая расследовала ситуацию. С ее выводами не согласен глава компании Monicol Думитру Викол, которую обвинили в попытке монополизировать рынок при помощи родственных связей с экс-премьером Павлом Филипом. Викол утверждает, что цены на орехи и экспорт упали по объективным причинам.

Что обнаружила комиссия?

Парламентская комиссия по экономике, бюджету и финансам провела свое расследование «орехового кризиса», после того как обнаружилось, что на рынке экспорта грецких орехов действовали мошеннические схемы и монополия, в которой были замешаны представители прежней власти.

По данным комиссии, до 2016 года молдавский рынок экспорта очищенных грецких орехов успешно развивался: росли площади ореховых плантаций, открывались новые предприятия, а Молдова занимала около 6% мирового рынка орехов. Ядра орехов экспортировали в основном во Францию, Германию и Италию.

Но в 2016 году, как отмечает комиссии, экспорт орехов из Молдовы снизился по сравнению с 2014 и 2015 годами на 35%, или на €110 млн, а закупочные цены упали на 50%. В то же время, по информации mold-street.com, речь не может идти о снижении на такую сумму, поскольку именно столько составляет весь объем экспорта ореховых ядер из Молдовы.

В комиссии считают, что кризис на ореховом рынке начался в конце 2016 года. «Тогда некоторые чиновники из правительства Павла Филипа подмяли под себя большую часть рынка, передав его аффилированным компаниям. Для захвата рынка кабмин инициировал создание рабочей комиссии, которая предприняла некоторые меры для выявления необоснованных возвратов НДС, уклонения от уплаты налогов, подделок в актах закупок и контрабанды орехов», — следует из пресс-релиза комиссии.

Там также говорится, что существование этой рабочей комиссии, о которой сообщали экспортеры орехов, официально не подтвердилось, но, как выяснилось, такую комиссию просила создать Служба информации и безопасности, но получила от властей отказ в 2016 году. Затем этим делом занималась Генпрокуратура, Прокуратура по особым делам и Таможенная служба, не привлекая к расследованию ни СИБ, ни МВД. По мнению главы парламентской комиссии Игоря Мунтяну, это свидетельствует о разделении сфер влияния в период прежней власти.

По данным парламентской комиссии, с 2015 по 2019 годы у экспортеров орехов проводилось в три раза больше обысков, чем раньше. К примеру, только Налоговая служба провела 72 налоговых контроля, в 33 из них обнаружились нарушения, за которые налоговая выписала штрафов и пени на более чем 10 млн леев.

По мнению Мунтяну, бесконечные проверки ореховодов в 2016-2017 годах фактически заблокировали их нормальную деятельность, многие были вынуждены закрыться из-за ареста продукции и ареста некоторых руководителей компаний. Он привел в пример данные таможни и МВД об арестах такой продукции.

По информации парламентской комиссии, правоохранительные и контролирующие органы требовали от компаний акты о происхождении орехов, которые те не могли представить, а в некоторых случаях представляли их, но физические лица, у которых закупались ореховые ядра, отказывались подтвердить закупку по разным причинам. Это давало властям повод расценивать представленные компаниями документы как фиктивные или контрабандные. В парламентской комиссии посчитали такие обвинения в адрес экспортеров тенденциозными.

Мунтяну рассказал, что в разгар кризиса на рынке экспорта орехов в 2017 году появились те, кто за вознаграждение «решали» проблемы ореховодов. Так, грузовик ядер грецкого ореха обходился в $10 тыс. или по 0,5 цента за килограмм.  Кроме того, снизилась закупочная цена на ореховые ядра с 120-140 леев за кг до 30-50 леев за кг. А экспорт упал больше, чем на треть.

В комиссии считают, что меры правительством против уклонения от налогов на рынке орехов на самом деле преследовали другие цели — перераспределить рынок.

При чем здесь Филип?

«Тут же появились проигравшие и победители этой схватки. Компания Monicol утроила экспорт за год — с 1,2 тыс. тонн до 3,8 тыс. тонн. Как известно, компания Monicol была близка экс-премьеру Павлу Филипу», — говорится в пресс-релизе парламентской комиссии. Как отметил Игорь Мунтяну, компания принадлежит свату Филипа Думитру Виколу.

Комиссия отмечает, что при этом у Monicol не было таких экспортных возможностей, чтобы фактически заменить всех закрывшихся конкурентов, поэтому план по монополизации рынка орехов вскоре провалился, и компания оказалась с запасами, которые не могла продать на внешних рынках.

Комиссия утверждает, что после этого компаниям по сбору и экспорту грецких орехов предложили вернуться на рынок, пообещав закрыть их уголовные дела, но с одним условием: $0,5 за кг орехов на экспорт наличными, или $ 10 тыс. за фуру.

В 2017 в качестве меры поддержки власти внесли поправки в законодательство, которые позволяли не проверять закупки продукции у физических лиц, если те не занимались предпринимательской деятельностью, а с суммы закупки выплачивались налоги в бюджет.

Мунтяну считает, что сейчас кризис исчерпан, а компании никто не «прессует», поэтому можно вернуться к закупочной цене 2016 года, чтобы производители орехов больше не сокращали свои плантации. «В противном случае мы могли бы подумать, что эти компании в картельном сговоре хотят сохранить крайне низкую цену, и может потребоваться вмешательство Совета по конкуренции», — добавил депутат.

Он также попросил контролирующие органы пресекать любые злоупотребления со стороны лиц, которые занимались неофициальным налогообложением от имени Демпартии. «У них есть 48 часов, чтобы вернуться в русло закона и пресечь любые неофициальные злоупотребления и налоги», — заключил Игорь Мунтяну.

Напомним, что 1 июля правительство также создало комиссию, которая  должна была изучить вопрос экспорта орехов из Молдовы. До этого ореховоды встретились с министром сельского хозяйства Жоржетой Минку и рассказали ей о различных препятствиях при экспорте ореховых культур. В частности, мелкие предприниматели не могут экспортировать орехи из-за необходимости заполнять сертификат о происхождении товара. А это невозможно, если орехи скупают у физических лиц. Кроме того, органы надзора при заполнении документов на экспорт требуют доказательства факта закупки орехов и его ядра. Также экспортеры указали на необоснованные задержки грузовиков с товаром на таможне, высокое налогообложение, коррупцию при возврате налога на добавленную стоимость и несправедливое правосудие.

В 2018 году многие политики обвиняли в монополизации рынка три крупные компании, близкие к властям. В частности, Майя Санду заявила, что «семья премьер-министра Филипа монополизировала экспорт орехов и диктует рыночные цены». Никто из заявлявших о монополии не указывал названия компаний, монополизировавших рынок орехов. Судя по всему, речь идет о компаниях Maestro Nut, Monicol, Prometeu-T.

Филип тогда заявлял, что никакой монополии нет, а у компании Monicol, которую основал сват Филипа Думитру Викол, доля рынка не более 20%.

Как отреагировали в Monicol?

Глава компании Monicol Дмитрий Викол опроверг обвинения комиссии. В частности, он сказал, что данные комиссии о трехкратном росте экспорта его компании недостоверны. Викол привел в пример свои данные: в 2014 компания экспортировала 1,6 тыс. ядер орехов, в 2015 — столько же, в 2016 — 1,9 тыс. тонн, в 2017 — 2,4 тыс. тонн, а в 2018 — 2,3 тыс. тонн.

Викол заявил, что рост экспорта его компании связан с тем, что он много инвестировал в развитие предприятия и получение международных сертификатов. «Источники этих денег — собственные средства и банковские кредиты, а также госсубсидии, но в объемах, строго соответсвующих закону», говорится в заявлении директора компании.

Викол добавил, что тот факт, что его дочь вышла замуж за сына Филипа, причем до того, как тот стал премьером, не может говорить о том, что его бизнесу оказывали поддержку. По его словам, его компанию также неоднократно проверяли, а в 2018 году экспорт его продукции заблокировали на месяц.

Глава Monicol отдельно остановился на ценах на орехи. Он признал, что цена на ядра очень низкая, но считает, что это связано со многими факторами, в том числе со снижением общемировых цен, низким качеством молдавских орехов из-за весенних заморозков и т.д. Викол сказал, чего его компания с января по август 2018 года принимала ядра орехов по 120 леев за килограмм, а с сентября 2018 по июнь 2019 — по 95 леев за килограмм.

«Я не помню, чтобы представители парламента шантажировали и угрожали бизнесменам, устанавливали закупочные цены или ставили ультиматумы. Разве у нас не рыночная экономика?», — выразил недоумение Викол.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: