Юлия Ябанжи: «Самое главное — не рассчитывать, что с самого начала будут миллионные доходы»
8 мин.

Юлия Ябанжи: «Самое главное — не рассчитывать, что с самого начала будут миллионные доходы»


Десять лет назад — в мае 2007 года в Молдове была создана Организация по развитию сектора малых и средних предприятий (ODIMM), призванная содействовать повышению конкурентоспособности отечественной экономики через поддержку МСП. О том, какие программы поддержки предпринимателей успела за это время реализовать ODIMM и как они помогают развивать экономику страны, мы поговорили с Юлией Ябанжи, гендиректором организации с момента ее создания.

Одна из последних и самых инновационных программ, запущенных ODIMM — «Женщины в бизнесе». Чем обусловлена эта инициатива и какова ее конечная цель?

Программа запущена в конце 2016 года и вписывается в европейскую тенденцию укрепления экономического потенциала женщин. Экономически независимая женщина — это плюс для семьи, для общества и для нее самой. Это осознают все больше и больше наших соотечественниц, доказательством чему служит и тот факт, что по первому разделу программы уже подано около 300 заявок из разных районов страны. Заявительницы — это работающие женщины, но настроенные основать собственный бизнес, женщины-домохозяйки, ухаживающие за детьми, или безработные. Большинство из них намереваются основать или развивать предприятия в сфере услуг, сельского хозяйства, народных промыслов, агротуризма.

О чем говорит «общий портрет» ваших кандидаток?

Ну, прежде всего, показывает, как развивается роль женщины в Молдове, и, к счастью, она с каждым годом меняется к лучшему. Наши женщины становятся более задействованными и смелыми. Понимая, что для успешного бизнеса нужно обладать знаниями, навыками и компетенцией, женщины много и активно учатся, в том числе на различных курсах и тренингах. При этом равняются на своих коллег, которые уже создали свое успешное дело. При этом не важны размер предприятия, или села, в котором оно открыто — все эти женщтны героини.

Кстати, о селах. У кого больше шансов стать участницей программы ODIMM — у жительниц села или города?

Во всех наших программах приоритетом пользуются женщины из сельской местности, а определяющим является географический фактор. Такова ситуация в Программе PARE 1+1, так было в Национальной программе экономической поддержки молодежи PNAET (из нее исключены исключены Кишинев и Бельцы) или в Программе развития бизнес-инкубаторов. В PARE 1+1 и «Женщины в бизнесе» существует квота для города, но преимуществом пользуются села, районные центры и поселки.

А каковы еще критерии отбора в программу «Женщины в бизнесе»?

Будет отобрано 300 женщин, которые, по мнению отборочной комиссии, обладают бизнес-опытом, предпринимательскими навыками и мышлением. Им не нужно будет представлять бизнес-план, тем не менее своими ответами на вопросы из формуляра (некоторые из них весьма провокационные) им нужно будет убедить нас в том, что они обладают предпринимательской «жилкой», что очень важно. Наша цель заключается в том, чтобы по завершении трех учебных модулей они могли набросать бизнес-план. А формуляр заявки на участие в программе можно заполнить и отправить онлайн.

На втором этапе будет отобрано 100 лучших бизнес-идей, причем при отборе будут учитываться инновационный и территориальный критерии. То есть мы будем поддерживать предприятия, предлагающие ранее не существовавшие в этой местности услуги. На третьем этапе будет отобрано только десять женщин-предпринимателей, обладающих опытом работы на рынке свыше двух лет, а также амбициозным и ориентированным на экспорт инвестиционным планом.

В какой мере программы вашей организации способствовали развитию МСП в Молдове?

Наши программы не только достигли намеченных целей, но и превысили ожидания. Поэтому, несмотря на то, что некоторые из них были запущены в 2009-2010 годах как пилотные, они существуют и поныне. Наиболее эффективна программа PARE 1+1, которая внедряется уже шестой год (изначально она предполагала, что на каждый вложенный трудовым мигрантом лей в открытие бизнеса в Молдове, государство добавит еще лей. — NM). Успех этой программы, в первую очередь, заключается в том, что молдаване возвращаются домой и создают условия для включения детей в предпринимательскую деятельность. В результате мы имеем реинтегрированные семьи, новые рабочие места и новые предприятия, созданные в селах и районах.

Благодаря этой программе, занято много пустующих ниш на рынке услуг. Особенно в селах, где с возвращением трудовых мигрантов появились парикмахерские, спортзалы, маленькие фабрики, которые платят зарплаты, налоги и др. Постепенно люди расширили свои предприятия и сферу их деятельности, поскольку предприниматель, почувствовавший вкус бизнеса, неизбежно захочет расти. Успешной является и программа PNAET, в рамках которой свыше 1500 молодых людей получили льготные кредиты. Сейчас мы фокусируемся на развитии и консолидации бизнес-инкубаторов: их создано уже десять, но вскоре мы планируем открыть еще два — в Кагуле и Калараше.

Чем, по сути, являются эти инкубаторы и как они функционируют?

Это публичные учреждения, созданные в поддержку начинающих компаний, которым в течение трех лет предоставляется офисное или производственное помещение (для сборки мебели, изготовления окон и др.), консалтинговые услуги и обучение. Известно из мирового опыта, что первые три года — самые критические для предприятия. В инкубаторах риск неудачи меньше, так как эти компании пользуются опекой и поддержкой со стороны наших специалистов. Каждый инкубатор, в котором могут разместиться 20-28 компаний, является также центром информирования для других предприятий и двигателем развития предпринимательства в определенном регионе. Естественно, мы бы не смогли добиться успеха в этом деле без участия районных советов. Они, как правило, предоставляют нам здание, которое мы обновляем, и впоследствии субсидируют его содержание и функционирование.

Вы упомянули о предпринимателях, изготовляющих мебель или окна. Это тоже предприятия? Я спрашиваю об этом, потому что у нас несколько искаженное представление о бизнесе — дескать, невозможно добиться успеха, не имея изначально миллионы леев.

Это ошибочное мнение. Самое главное — не строить слишком большие ожидания, не рассчитывать на то, что с самого начала будут миллионные доходы. Бизнес можно начать с небольшими ресурсами, важно, чтобы он был хорошо продуманным, важно иметь стратегическое видение, ежегодно оценивать свою деятельность, определять, так ли продвигаются дела, как было задумано. Большие цели сложнее воплощать в жизнь, развиваться следует шаг за шагом.

Такое впечатление, что вы не о Молдове говорите, экономическая ситуация в которой, по мнению экспертов, шаткая и заниматься здесь бизнесом сложно.
Нет-нет, я как раз о Молдове и веду речь, и дело тут не только в моем оптимизме. Знаю, что трудно, что сокращается численность предпринимателей, что очень много людей уезжает из страны. Я смотрю на это сквозь призму программ ODIMM, бенефициары которых тоже сталкиваются с проблемами бюрократического или финансового порядка, но им все же удается это преодолеть. Для меня показателем успеха являются те более 1000 семей, которые с помощью программы PARE 1+1 основали с нуля или развили свое дело.Радует, что посещая эти предприятия, а они находятся под нашим мониторингом, мы видим, что предприятие развивается, что у них большие планы и что даже после завершения программы они к нам же обращаются за помощью: или просят стать гарантами для получения кредита через Фонд гарантирования кредитов, или за помощью для начала экспортной деятельности, или для участия в учебных мероприятиях, которые, кстати, продолжают оставаться бесплатными.

Какова роль внешних партнеров Молдовы в поддержке программ ODIMM?

Сложно отделить международные деньги от отечественных. Годовой бюджет четырех важных программ — PNAET, PARE 1+1, Фонд гарантирования и бизнес-инкубаторы составляет около €3 млн и финансируются из бюджета за счет гранта ЕС. То есть изначально эти деньги поступают из государственного бюджета и только после реализации программ и, соответственно, отчетов, мониторинга, аудита и пр., средства поступают от ЕС в виде гранта длябюджетной поддержки. Бесспорно, что в последние десять лет государство уделяет повышенное внимание МСП. В госбюджете на этот год на эту сферу выделено 93 млн леев.

Артистов обычно спрашивают о самой любимой песне. А у вас есть любимая история кого-то из бенефициаров программ ОDIMM?

Отвечу, наверное, как отвечают артисты — мне абсолютно все дороги. Но вспомнить хочу историю Виктории — молодой нетрудоустроенной женщины, которая в 2009 году с помощью программы PNAET получила льготный кредит и основала собственный бизнес в сфере пчеловодства, которое нравилось ей с детства. Еще одна запомнившаяся история успеха — супругов Виктории и Игоря. Это молодые люди, которые после окончания вуза решили заняться производством игр и игрушек для детей. Они основали Компанию Edujoc, которую я называю «молдавское лего». Со временем они создали семью и сейчас приходят на наши мероприятия со своим ребенком. Они постоянно в поиске, создаваемые игры тестируют в школах, детсадах. Очень важно, чтобы предприниматель был погруженным в свой бизнес и в постоянном поиске нового — только так можно развиваться, расти и быть довольным тем, чем занимаешься.

Автор — Сорина Штефырцэ

Статья реализована Ассоциацией независимой прессы (API) при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Читайте «Объектив Европа» на сайте www.api.md.

Материал публикуется на коммерческой основе.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: