В международный день борьбы с коррупцией министр юстиции Серджиу Литвиненко представил молдавский аналог закона Магнитского.
Что произошло?
9 декабря правительство Великобритании объявило о внесении в санкционный список председателя партии «Шор» Илана Шора и экс-председателя Демократической партии (ДПМ) Владимира Плахотнюка. Им запрещено въезжать в Великобританию, их активы на территории Соединенного Королевства будут заморожены, а гражданам Великобритании запрещено проводить с ними экономические операции.
Ранее, 26 октября, санкции против Шора и Плахотнюка ввели США. И не только против них, но и против связанных с ними юридических и физических лиц. 1 ноября Комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение, согласно которому деятельность физических и юридических лиц, включенных в санкционный список США за постоянное злоупотребление влиянием и коррупцию, будет строго отслеживаться также и в Молдове.
Сегодня премьер-министр Молдовы Наталья Гаврилица и министр юстиции Серджиу Литвиненко выступили на пресс-конференции. На ней Гаврилица объявила о введении Великобританией санкций против Шора и Плахотнюка и отметила, что «это еще один удар наших партнеров по преступным группировкам». А Литвиненко, в свою очередь, представил проект закона, который позволит Молдове вводить санкции против физических и юридических лиц, которые были включены в иностранные санкционные списки, а также вводить санкции в отношении физических и юридических лиц по собственной инициативе.
О чем будет закон
Литвиненко, представляя законопроект, отметил, что это некий аналог «закона Магнитского» в Молдове. Закон Магнитского — это механизм по введению персональных санкций. Изначально санкции вводились Соединенными Штатами против граждан России, которые были причастны к смерти аудитора Сергея Магнитского (Магнитский заявил о существовании схем для масштабного хищения бюджетных средств через незаконный возврат налогов, организованных российскими чиновниками и силовиками. После этого его обвинили в уклонении от уплаты налогов. Находясь под следствием, он скончался в изоляторе). Затем «закон Магнитского» стал глобальным, теперь его применяют к гражданам разных стран, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права.
Закон, представленный сегодня, предусматривает введение санкций в Молдове — против лиц, попавших под санкции в других государствах, а также введение санкций исключительно по инициативе Молдовы. Как рассказал на пресс-конференции министр юстиции, у лиц, попавших под санкции, заморозят все активы: они не смогут продавать, дарить или передавать их другим лицам. При этом государство может взять на себя управление этими активами, а также активами лиц, которые связаны с попавшими под санкции. Также лицам, попавшим под санкции, будет запрещено оказывать финансовые услуги: открывать им банковские счета, переводить деньги, предоставлять кредиты.
Литвиненко отметил, что закон выставят на обсуждение и добавил, что рассчитывает на принятие его в окончательном чтении до конца года.
Кого коснется закон
Санкции могут ввести против людей, ответственных за геноцид, преступления против человечности, серьезные нарушения прав человека, а также за сотрудничество с иностранными разведывательными органами, которые проводят враждебные Молдове действия. Также санкции могут ввести против тех, кто, занимая ответственные государственные должности или находясь в руководстве партии, совершал коррупционные действия, а также незаконно присваивал частную или государственную собственность.
В тексте закона отмечено, что санкции могут коснуться не только лиц, напрямую совершивших противоправные действия. Они могут распространиться и на тех, кто в течение последних десяти лет оказывал ответственным за правонарушения лицам финансовую, техническую или материальную поддержку. Что это значит? Закон прописывает разные ситуации, которые доказывают такую связь. К примеру, когда человек является владельцем компании, акции которой принадлежат в том числе и лицу, попавшему под санкции, либо имел с лицом, попавшим под санкции, определенные деловые связи.
Закон и свобода слова
Литвиненко, представляя закон, также отметил, что Совет телевидения и радио (СТР) сможет отзывать лицензии у компаний, принадлежащих или связанных с лицами, которых коснулись санкции. Также совет будет обязан отозвать лицензию, если телеканал каким-то образом продвигает тех, кого включили в список санкций.
Этот пункт закона раскритиковал депутат-социалист Богдан Цырдя. Он написал в своем Telegram-канале, что «Литвиненко официально объявил о полной зачистке СМИ Молдовы и об установлении диктатуры». «Просто беспрецедентный размах и небывалый наезд на свободу слова. Ведь любое цитирование санкционированных лиц — это их продвижение, верно?» — написал Цырдя.
Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковей, наоборот, отметил для NM, что приветствует подобный закон: «Я всегда поддерживал идею того, чтобы лица, попавшие под санкции в Европе и США, были санкционированы и в Молдове, включая и владельцев медиахолдингов, которые используют их для отмывания денег». Однако Маковей добавил, что в процессе публичных обсуждений будут внесены изменения, которые позволят улучшить качество закона и принять дополнительные меры, которые бы гарантировали права тех, на кого этот закон будет распространяться. Петру Маковей подчеркнул необходимость гарантий того, чтобы положения закона не использовались в политических целях.
Закон и обратная сила
Бывший министр юстиции Станислав Павловский обратил внимание на то, что подобный закон не может иметь обратной силы. «Закон принимается и работает в настоящем и будущем, но не в прошлом. Да, в законе прописано, что те, кто совершал какие-то действия в течение последних десяти лет, также могут быть санкционированы. Закон принимается сейчас. Человек в отсутствие закона не мог предвидеть последствия своих действий», — объяснил Павловский.
Закон и права человека
Станислав Павловский также отметил, что закон должен быть согласован с положениями Европейской конвенции по правам человека: «США ввели [санкции], но они не являются стороной конвенции, не связаны ее положениями. В то время как Молдова связана, и, если положения нового закона не будут соответствовать положениям Европейской конвенции, они породят огромное количество жалоб в Европейский суд по правам человека — с предопределенным результатом». Он также добавил, что в нынешней версии меры во многом превосходят те, которые приняли власти США и Великобритании.
Бывший член Высшего совета магистратуры (ВСМ) Теодор Кырнац раскритиковал предлагаемый закон. По его словам, этот документ нарушает права граждан Молдовы. «Молдавское законодательство на данный момент очень хорошо прописывает, как действует государство через прокуратуру, суды или другие специализированные институты в сфере юстиции. Мы хорошо знаем, что любое обвинение, любое подозрение в нарушении закона должно быть подтверждено независимым судом, и обвиняемому должны быть доступны все инструменты защиты. Согласно этому закону человек сначала обвиняется, а потом уже может обратиться в суд, это меняет сам процесс поиска доказательств вины. Я считаю, что таким образом нарушаются презумпция невиновности, право на доступ к юстиции, ограничение прав судов и право на защиту тех людей, которых включают в список», — заключил Кырнац.
***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!