Молдавские чиновники, которые не могут объяснить происхождение своего имущества, могут его лишиться. Во всяком случае, это предусматривает довольно «юное» национальное законодательство в этой сфере, реализация норм которого, однако, затягивается. Между тем некоторые европейские государства уже давно используют деньги, полученные от продажи конфискованного имущества чиновников, на благо государства.
В теории у нас
На данный момент национальное законодательство предусматривает, что требовать конфискации незаконного имущества вправе прокуроры, а также инспекторы Национального органа по неподкупности (НОН) — новой структуры, созданной вместо Национальной комиссии по неподкупности.
Согласно закону «О Национальном органе по неподкупности», вступившему в силу 1 августа 2016 года, эта структура проверяет задекларированное имущество и доходы чиновников, судей, прокуроров, депутатов. Если выяснится, что они обладают имуществом и доходами, происхождение которых не могут объяснить, составляется соответствующий акт, а затем в суд подается заявление о конфискации. Окончательное судебное решение по этому поводу отправляется минфину для исполнения.
В законе говорится, что «конфискация может касаться всего имущества, которым владеет субъект декларирования, части этого имущества или же определенного/определенных объектов». Также, «в случае решения о конфискации всего необоснованного имущества, части имущества или определенного объекта реализуются посредством продажи с аукциона в соответствии с установленной правительством процедурой или при необходимости передаются в собственность государства».
На практике у них
Если для Молдовы эта практика новая, то в странах Евросоюза она весьма успешно применяется уже много лет. Согласно исследованию Disposal of confiscated assets in the EU Member States («Управление конфискованным имуществом в государствах ЕС», разработанному Центром европейских демократических исследований, в большинстве стран Евросоюза незаконно нажитое имущество конфискуется посредством гражданского или уголовного процесса.
- В Чехии имущество государственных чиновников может быть конфисковано только в случае их уголовного преследования. Уголовно-процессуальный кодекс Чехии допускает конфискацию, как материального имущества, так и финансовых активов.
- В Дании тоже процедура конфискации необоснованного имущества, как правило, применяется после вынесения обвинительного приговора в уголовном процессе. Распространенной практикой в Дании является продажа конфискованного имущества и перечисление вырученных денег в государственную казну.
- В Финляндии конфискация тоже возможна лишь в рамках уголовного процесса и регламентируется Уголовным кодексом. Непреложное правило в этой стране — бережное отношение и эффективное управление имуществом, которое подлежит конфискации, для предотвращения его повреждения. В Финляндии конфискованное имущество либо выставляется на продажу, либо используется учреждениями или органами местного публичного управления.
- Осуждение в уголовном процессе служит основанием для конфискации имущества и в Литве. В этом прибалтийском государстве право собственности лица может временно ограничиваться соответствующим распоряжением прокурора в целях обеспечения конфискации.
- В отличие от вышеназванных стран в Ирландии конфискация незаконно нажитого имущества возможна в рамках, как уголовного, так и гражданского процесса. Как правило, недвижимость и ценные вещи продаются на аукционах, а автомобили — через автодиллеров. Способ продажи устанавливается судом после вынесения окончательного решения о конфискации. Закон предусматривает максимально оперативную продажу имущества и передачу денег министерству финансов.
Новая директива ЕС
В последние годы государства ЕС и европейские учреждения объединили свои усилия в борьбе с незаконным обогащением. Для обеспечения единообразия законодательных норм по этому разделу Европейский парламент принял в 2014 году директиву, которая предусматривает применение странами сообщества процедуры расширенной конфискации в случаях, когда стоимость имущества осужденного лица не может быть обоснована его легальными доходами.
Другим важным положением директивы ЕС является возможность конфискации имущества третьих лиц в случаях, когда фактические владельцы неправомерно приобретенного имущества регистрируют свои банковские счета и материальные ценности на других людей. «Только отобрав у правонарушителей имущество, сможем говорить о реальной борьбы с преступностью. Нельзя больше мириться с ситуацией, когда сажаем преступника в тюрьму, а его криминальные деньги оставляем в обороте», — заявила два года назад экс-министр юстиции Румынии Моника Маковей.
Крайним сроком для синхронизации национальной законодательной базы государств ЕС с директивой «О замораживании и конфискации средств совершения преступлений и доходов от преступной деятельности в Европейском союзе» был установлен 2016 год.
В последние годы молдавские СМИ и представители гражданского общества сообщали о множестве случаев предположительно незаконно нажитого имущества. Тем не мене, ни до принятия закона «О Национальном органе по неподкупности», ни после его вступления в силу в Молдове не было случаев конфискации имущества сомнительного происхождения. При этом представители власти не устают повторять, что Молдова должна заимствовать европейские стандарты и практики.
Автор — Лилия Захария
Статья реализована Ассоциацией независимой прессы (API) при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Читайте «Объектив Европа» на сайте www.api.md
Материал публикуется на коммерческой основе.