Внимание мировых СМИ последние несколько недель приковано к российско-украинской границе. Напряжение достигло пика, когда Вашингтон назвал 16 февраля предполагаемой датой вторжения российских войск в Украину. Госдеп США к тому же призвал своих граждан срочно покинуть Украину и неконтролируемый властями Молдовы приднестровский регион. NM разбирался, есть ли сегодня реальная угроза для Молдовы, возможна ли «горячая фаза» конфликта, или ситуация вокруг Украины ограничится «войной деклараций и нервов».
Как развивалась ситуация
О возможном вторжении российских войск в Украину заговорили еще в конце прошлого года. Поводом для этого стала переброска российских войск к границе с Украиной. В Москве тогда сообщили, что речь идет о плановых военных учениях. В ответ НАТО усилило свое присутствие в Польше и Румынии: в Польшу отправили основной контингент 82-й воздушно-десантной дивизии, а в Румынию передислоцировали из Германии эскадрильи боевых самолетов F-16. Кроме того, США и другие страны НАТО отправили в Украину 90 тонн летального оружия, боеприпасов и другую военную помощь.
В феврале США эвакуировали из Киева семьи своих дипломатов. Госдеп США призвал американских граждан немедленно покинуть Украину и Приднестровье, неконтролируемое властями Молдовы. В Вашингтоне пояснили, что не смогут эвакуировать своих граждан в случае военных действий, «которые могут начаться в любой момент». Затем в США заявили, что вторжение России предположительно может начаться 16 февраля.
Вслед за США более 30 стран призвали своих граждан покинуть Украину, а несколько стран тоже эвакуировали семьи сотрудников посольств. В Киеве назвали эвакуацию дипломатов преждевременной. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что находится в Украине и уезжать никуда не собирается. Предположительную дату вторжения 16 февраля Зеленский объявил «Днем единения Украины.
В России все это время утверждали, что Москва не планирует никакого вторжения, и расценивали ситуацию как «раскручиваемую Западом истерику». При этом Москва продолжает настаивать на гарантиях безопасности, основная из которых — нерасширение НАТО на Восток. «Нас не может не беспокоить перспектива возможного принятия Украины в НАТО, потому что за этим, безусловно, последует размещение там военных контингентов, баз и угрожающего нам оружия», — заявил президент России Владимир Путин (цитата по euronews).
15 февраля в минобороны России сообщили, что частично завершили военные учения на западных границах и уже отводят войска к местам их дислокации. А российско-белорусские учения, по информации минобороны РФ, завершатся 20 февраля.
Что говорят власти Молдовы
Президент Майя Санду, комментируя 14 февраля ситуацию вокруг Украины, призвала граждан не поддаваться пропаганде, сеющей раздор и ненависть. Санду также заверила, что власти Молдовы внимательно следят за ситуацией и рассматривают все возможные сценарии развития событий, в том числе «риск военных действий в Украине».
Спикер парламента Игорь Гросу, в свою очередь, отметил, что вероятности военного вторжения в Молдову нет: «Мы очень внимательно следим за тем, что происходит в Украине, на левом берегу Днестра. Но имеющиеся данные (я говорю это не для того, чтобы мы расслабились) говорят о том, что признаков подобного сценария [военного вторжения в Молдову] сейчас нет».
Какова вероятность «горячей фазы»
Эксперты сходятся во мнении, что вероятность военного вторжения России в Украину минимальна. Бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы, политический аналитик Алексей Тулбуре считает, что сложившаяся ситуация — скорее, война «деклараций и нервов». По мнению эксперта, все уже достаточно «попугали» друг друга, и войны с использованием оружия не будет. Тулбуре напомнил, что 15 февраля Россия сообщила о завершении части учений на своих западных границах. Американцы же, по его словам, заявляют об угрозах со стороны России, чтобы отбить любое стремление Москвы предпринять какие-либо провокации.
«Я надеюсь, что стороны начнут говорить друг с другом, и мы успешно преодолеем этот очередной «карибский кризис» и больше к этому возвращаться не будем», — отметил эксперт. Он также обратил внимание на визит в Молдову 15 февраля замминистра иностранных дел России Андрея Руденко: «Он вряд ли приехал бы в Кишинев накануне вторжения в соседнее государство».
Политолог Виктор Жук, в свою очередь, отметил, что России нет смысла атаковать военным путем Украину или другие страны. Россия, по словам эксперта, использует другие методы — гибридные, невоенные. «Такие методы она использует, в том числе, в отношении Молдовы. Например, то же соглашение о поставке природного газа. Этого достаточно, чтобы в экономике и социальной сфере Молдовы появились новые проблемы», — считает эксперт.
Что касается политического конфликта России и Украины, то, как отметил Виктор Жук, используя «язык бокса», «Украина сейчас находится на канатах, но она выживет». По словам эксперта, главное сейчас — это спокойствие. «Для руководства Украины самое главное — не поддаваться на провокации, если они будут, и не начинать контртеррористическую операцию против Донецкой и Луганской самопровозглашенных республик. Я думаю, что президент Зеленский понял это, Он несколько раз говорил, что угроза, конечно, есть, но надо быть бдительными и не поддаваться на провокации», — считает эксперт.
Есть ли угроза для Молдовы
Если все-таки допустить разворачивание «горячей фазы» конфликта, то, по словам Тулбуре, Молдове может грозить «все что угодно», начиная от экономического и энергетического коллапса и заканчивая оккупацией территории. «Мы — маленькая, слабая страна, мы всегда были и остаемся объектом, (называя себя субъектом), международных отношений, разменной монетой в противостоянии более сильных игроков. Присутствие российских войск в приднестровском регионе, по моему убеждению, — угроза для безопасности нашей страны. Если что-то начнется на востоке Украины, мы можем ожидать, что в Кишинев войдут танки не из Ростова, а из Тирасполя, и вряд ли кто-то сможет их остановить. У нас, и это очевидно, нет боеспособной армии. Сопротивление могут оказать только подразделения полиции и ополченцы. В этом смысле за 30 лет независимости у нас, увы, ничего не изменилось», — считает Тулбуре.
По мнению Виктора Жука, если все же дойдет до военного конфликта, основной проблемой для Молдовы могут стать беженцы: «Если вторжение все же будет, хотя я думаю, что этого не будет, то мы столкнемся с риском потока беженцев. Это будет самое трудное для Молдовы».
Политолог Виктор Чобану тоже уверен, что вероятность «горячей фазы» конфликта минимальна, и сегодня прямой угрозы для Молдовы нет: «Я не вижу пока оснований паниковать. Пока все мирно. Это не означает, что все закончилось, но объявленная на завтра американцами война не состоится». При этом Чобану подчеркнул, что война в «горячей фазе» в современной Европе невозможна, к тому же Россия вряд ли что-то выиграет от вторжения. «Зачем это России? Посадить на шею ДНР и ЛНР? Включить их в состав Российской Федерации? России это не надо. Там [в ДНР и ЛНР] живут люди, которых тоже надо кормить», — считает Чобану.
По его словам, Россия давно использует такую тактику: создает точки напряженности, а потом замораживает их. «Это схоже с ситуацией в Приднестровье. Так что конфликт на востоке Украины так же заморозится и будет долго зреть», — заключил эксперт.