Минздрав предлагает семейным врачам заняться частной практикой. Что об этом думают медики и эксперты?
5 мин.

Минздрав предлагает семейным врачам заняться частной практикой. Что об этом думают медики и эксперты?


Министерство здравоохранения предлагает разрешить семейным врачам открывать кабинеты для частной практики. Проект закона опубликован для обсуждения 24 мая. Эксперты считают документ крайне сырым, а аргументы минздрава о европейской модели и более эффективном расходовании средств — надуманными. Семейные врачи, кроме того, сомневаются, что такой кабинет в нынешней модели финансирования здравоохранения сможет принести хоть какой-то доход.

Что предлагает минздрав

Министерство здравоохранения, труда и соцзащиты, согласно законопроекту, предлагает ввести две новые формы организации частной практики для семейных врачей: индивидуальный кабинет и центр семейной медицины.

В документе сказано, что один врач может открыть только один индивидуальный кабинет. При этом в юридических документах медик будет осуществлять свою работу как физическое лицо, индивидуальный предприниматель, а кабинет носить его имя.

Центр семейной медицины могут основать два и более врача, а их работу будет регулировать контракт. Центр будет действовать как юридическое лицо и сможет выбрать собственное название.

Регистрировать и ту, и другую форму работы медиков будет Агентство общественных услуг в соответствии с законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Медицинскую аккредитацию врачи должны будут получать в минздраве.

Семейные врачи, которые решат заняться частной практикой, могут претендовать на бесплатные помещения в государственных клиниках или же снимать собственные. Кроме того, в законопроекте сказано, что и индивидуальный кабинет, и центр семейной медицины «могут получить финансовую и материальную поддержку государства».

В пояснительной записке говорится, что все это должно «приблизить систему первичной медицинской помощи к европейской модели, создать более привлекательные условия для медиков, помочь более эффективно расходовать средства в системе здравоохранения и повысить инициативность и ответственность семейных врачей».

«Утром я буду доктором, а вечером — бухгалтером»

У врачей к документу много вопросов. Семейный врач из Кишинева Галина Лазарева считает, что с медицинской точки зрения предложение минздрава «не хорошее и не плохое», а вот в организационной части «много подводных камней».

«Непонятно, каким будет финансирование, и на каком свете окажутся врачи, если надо будет напрямую заключать договор с медицинской страховой компанией», — отметила Лазарева. По ее словам, если средства, выделяемые страховщиками на одного пациента, останутся такими же как сейчас, то открывать индивидуальный кабинет будет невыгодно. Поможет ли эта инициатива привлечь медиков в районы, по ее мнению, тоже целиком зависит от финансирования и возможных льгот.

«Нужно же будет оплачивать работу бухгалтера, уборщика, аренду кабинета. Грубо говоря, возможно, утром я буду доктором, а вечером — бухгалтером. При нынешнем финансировании на одного пациента врач может просто остаться без зарплаты», — считает Лазарева.

По ее словам, ситуация в Молдове осложняется спецификой пациентов. Система частных кабинетов семейных врачей успешно работает во многих странах, но там люди чаще обращаются к докторам для профилактики. В Молдове же — для лечения более тяжелых и хронических форм заболеваний, на которые от страховой компании нужно больше средств: как рассчитать в этих условиях финансирование одного кабинета, пока не понятно. При этом Лазарева уверена, что эту практику в Молдове все же рано или поздно введут. Она надеется, что до этого министерство опробует новую форму в одном районе или населенном пункте.

«Это рискованно и невыгодно»

Эксперт Центра политики и исследований в здравоохранении (PAS) Геннадий Цуркану считает, что законопроект минздрава сырой и не учитывает всех проблем семейной медицины, а только «предлагает организационную структуру».

При этом пока не понятно, как семейные врачи со своими кабинетами будут защищены юридически и финансово. «Нужно обязательное страхование от врачебных ошибок, потому что врач будет один на один со всем. Если врачебная ошибка признают, то суд потребует выплатить компенсацию несколько сотен тысяч леев. И такой врач, работающий как индивидуальный предприниматель, будет отвечать всем своим имущество — то есть у него могут забрать квартиру, машину, все», — отметил Цуркану.

Пункт законопроекта о государственной финансовой поддержке тоже не дает врачам никаких гарантий. «Написано, что “могут получить” финансирование, но ведь могут и не получить. Скажут, как обычно, что нет денег», — считает эксперт.

В опасности, по его мнению, могут оказаться и интересы пациента. В законопроекте сказано, что работа врача должна соответствовать нормам, которые разработает правительство, но эту формулировку он называет слишком расплывчатой. Кроме того, по мнению Цуркану, непонятно, кому именно будут подчиняться частные семейные врачи со своими кабинетами — напрямую минздраву или местным властям.

«Но в минздраве при этих реформах и сокращениях персонала нужно будет создать целый специальный отдел, а у местных властей вообще, как правило, нет управления здравоохранения. Такие управления есть только в Кишиневе, Бельцах и Гагаузии, поэтому главврачи местных больниц предоставлены сами себе, и их никто не контролирует», — пояснил эксперт.

Отметим, на днях центр PAS опубликовал исследование, в котором проанализировал все возможные юридические формы, в которых могли бы работать частные семейные врачи. Как отметил Цуркану, в центре знали о планах минздрава и решили заранее прощупать почву. «Мы пришли к выводу, что во всех существующих формах это [частная практика семейного врача] рискованно и невыгодно», — подчеркнул Цуркану. По его мнению, новая инициатива минздрава вряд ли сможет привлечь  в села молодых специалистов.

«В пояснительной записке сказано, что таким образом миндрав хочет приблизить систему здравоохранения к европейской модели. Но реформы должны проводить для того, чтобы услуги были доступны людям, а не для того, чтобы кому-то что-то доказать», — подытожил эксперт. И добавил, что устав ЕС позволяет странам-членам самим определять модель системы здравоохранения.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: