Правоохранительные органы Молдовы объявили в розыск судью и судебного исполнителя, которые подозреваются в причастности к отмыванию $20 млрд через Moldindconbank. Судьям, задержанным накануне по этому делу, грозит до 10 лет тюрьмы. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь.
Морарь отказался называть имена 15 судей и трех судебных исполнителей, задержанных накануне на 72 часа, чтобы «не нарушать презумпцию невиновности». Вместе с тем Морарь сообщил, что эти судьи работали в судах Комрата, Каушан, Рышкан, Унген, Теленешт и в суде столичного сектора Центр. Вероятнее всего, отметил Морарь, прокуроры уже завтра направят в суд запрос о предварительном аресте задержанных.
Глава Антикоррупционной прокуратуры также сообщил, что уголовные дела возбуждены в отношении 20 человек: 16 судей и четырех судебных исполнителей. По словам Мораря, двое (судья и судебный исполнитель) не были задержаны, поскольку находятся за пределами Молдовы. Они объявлены в международный розыск, добавил прокурор.
Эти 20 судей и судебных исполнителей, по словам Мораря, подозреваются в причастности к делу о так называемом «Ландромате», (так назвали одну из крупнейших в Восточной Европе операций по отмыванию денег с использованием молдавской банковской и судебной систем). Морарь заявил, что всего через Moldindconbank в результате преступной схемы было отмыто более $20 млрд. Кроме того, добавил прокурор, судебные исполнители, причастные к делу, нанесли своими действиями госказне урон на сумму миллиард леев.
Морарь сообщил, что в отношении каждого из задержанных и.о. генпрокурора Эдуард Харунжен возбудил уголовное дело. Морарь отметил, что Высший совет магистратуры (ВСМ) накануне удовлетворил просьбу Харунжена об уголовном преследовании судей.
В свою очередь, глава управления уголовного преследования Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Богдан Зумбряну подробно рассказал о том, как вчера проходила операция массового задержания судей и судебных исполнителей. По его словам, вчера около 10:50 утра сотрудники НЦБК и Антикоррупционной прокуратуры начали проводить обыски в офисах, домах и автомобилях бывших и нынешних работников сферы юстиции. Всего провели 51 обыск.
«Задержания произошли без инцидентов. Только одного судебного исполнителя не оказалось дома, и нам пришлось привлечь МВД [для его задержания]», — отметил Зумбряну.
Уголовное дело по факту отмывания денег через Moldindconbank НЦБК возбудил еще 17 февраля 2014 года. Журналисты поинтересовались у Мораря, почему причастные к делу судьи были задержаны только сейчас. Прокурор объяснил это тем, что «было много вопросительных знаков, и люди не очень-то хотели делать заявления». Однако, по словам Мораря, после «экстрадиции в Молдову одного предпринимателя» следствию удалось продвинуться в этом деле. «Мы сейчас на этапе составления пазла», — сказал Морарь.
На вопрос о том, имеет ли он в виду Вячеслава Платона, прокурор отвечать отказался. На вопрос о том, кто был организатором схемы отмывания денег, Морарь, улыбнувшись, ответил: «Вы методом дедукции, возможно, сами сделаете вывод из всего, что я сказал».