Премьер-министр Кирилл Габурич считает, что Молдове грозит дефолт. По мнению премьера, избежать его можно, заключив в ближайшее время новый меморандум о сотрудничестве с МВФ. Эксперты, впрочем, опасений премьера не разделяют, полагая, что его заявления обусловлены попыткой себя обезопасить. Первоочередными проблемами сегодняшней Молдовы они называют политические, а не экономические.
По мнению премьера, Молдове может грозить дефолт (неспособность государства обслуживать все или часть своих обязательств). Об этом он заявил на этой неделе в эфире ProTV. По мнению Габурича, избежать дефолта поможет новый меморандум о сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ). Власти Молдовы, отметим, ожидают приезда миссии МВФ для переговоров по новому меморандуму 16 июня.
«Новое соглашение с МВФ будет обсуждаться на следующей неделе. Нам необходимо выполнить все условия МВФ, чтобы убедить их подписать этот договор. Одним из условий является ликвидация трех банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Если мы не подпишем соглашение, стране может грозить дефолт»,— сказал премьер. По его словам, если меморандум подписан не будет, то необходимо будет провести оптимизацию расходов, сократить количество госслужащих и т.д.
Предыдущая трехлетняя программа сотрудничества Молдовы с МВФ, напомним, стартовала 29 января 2010 года и завершилась в апреле 2013-го. Она предусматривала финансовую поддержку в объеме 369,6 млн специальных прав заимствования (СПЗ), что составляло на тот период порядка $570 млн. Из них Молдова получила 320 млн СПЗ, или около $490 млн. Последний транш — $76 млн — не был получен из-за недовольства МВФ слишком большими социальными расходами и высоким бюджетным дефицитом. Деньги МВФ, как правило, предоставляются на поддержание валютных резервов страны.
Получить комментарий минфина, который ответственен за управление публичными финансами, на момент написания материала не удалось: ведомство не ответило на письменный запрос NM.
Эксперты, впрочем, не считают, что существует реальная угроза дефолта. «Я думаю, что до этого не дойдет»,— сказала NM доктор экономики Лилиана Агаркова. Она привела в пример Украину, в которой, несмотря на все сложности, в том числе военные действия, дефолт объявлен не был. При этом эксперт отметила, что реальное положение вещей могут знать только в минфине.
Рисков для объявления дефолта не видит и исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь. По ее мнению, заявление премьера — это не более чем попытка обезопасить себя. «Если получится заключить меморандум о сотрудничестве с МВФ, то это будет своего рода подушкой безопасности, чтобы правительство не закидали камнями за те обязательства, которые он на себя возьмет, в том числе по оптимизации расходов. Если же нет, то у него будет своего рода оправдание, что он сделал все возможное»,— считает эксперт.
По ее словам, для объявления дефолта нет экономических предпосылок: «Валютные резервы достаточны для покрытия как минимум трех месяцев импорта, а внешний долг по отношению к ВВП пока не переходит допустимые пределы». Единственный реальный фактор риска — это погода, которая пока подводит сельхозпроизводителей, отметила эксперт, добавив, что «к периодическим погодным трудностям мы уже привыкли».
Эксперт также считает, что первоочердные проблемы Молдовы сегодня связаны не с экономикой, а с политикой: «Речь идет об устойчивой коррупции, постоянных скандалах, политической нестабильности. Вокруг решения проблем на финансовом рынке шума много, а конкретных действий фактически нет».