Между Кишиневом и Тирасполем снова обострились противоречия. После введения Россией эмбарго на фрукты из Молдовы в Кишиневе перестали выдавать сертификаты на экспорт плодоовощной продукции в РФ. Хотя Приднестровье также попало под действие эмбарго, в Тирасполе утверждают, что со стороны РФ препятствий для экспорта приднестровской продукции нет, а отказ Кишинева давать сертификаты называют «шантажом и давлением». Молдавские власти говорят, что особых указаний российских ведомств касаемо приднестровской продукции не получали. Обе стороны обвиняют друг друга в политизации вопроса, и обе намерены искать его решение в Москве.
В Тирасполе накануне состоялась очередная встреча представителей по политическим вопросам от Молдовы и Приднестровья Еуджена Карпова и Нины Штански. Стороны сконцентрировались на вопросах экономики, для решения которых на встречу были приглашены представители профильных экспертных групп сторон. Наиболее острым вопросом повестки дня стала проблема выдачи Кишиневом приднестровским сельскохозяйственным производителям фитосанитарных сертификатов РМ для экспорта продукции на территорию России.
Представители Тирасполя выразили возмущение тем, что профильные службы Молдовы прекратили выдачу соответствующих документов, необходимых для транзита приднестровской сельхозпродукции в Россию через территорию Молдовы и Украины. Приднестровские власти видят в этом политическую подоплеку. «У нас сложилось впечатление, что молдавская сторона использует фактор невыдачи фитосанитарных сертификатов нашим фермерам как инструмент шантажа и давления»,— сказала Нина Штански.
По ее словам, Кишинев готов выдавать сертификат лишь в том случае, «если фермер сможет подтвердить, как именно и куда он вывезет свою продукцию». «Мы пытались объяснить молдавским коллегам, что качество, например, сливы и ее содержание не меняется в зависимости от того, везется она в Москву или Брюссель. Она остается все той же сливой и соответствует все тем же нормам»,— сказала госпожа Штански.
Как выяснил NM, Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов РМ (ANSA) действительно прекратило выдачу фитосанитарных сертификатов на экспорт сельхозпродукции в РФ. «Служба не выдает сертификаты для коммерческих агентов Республики Молдовы в связи с запретом экспорта товарных категорий 0808 (блоки, груши и айва, свежие), 0809 (абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы и терн, свежие) на территорию России. Запрет Россельхознадзора касается всех регионов Молдовы»,— сообщил NM начальник управления защиты и здоровья растений ANSA Александр Чобану.
То, что в поступивших в Кишиневе документах Россельхознадзора о введенных ограничениях нет никаких оговорок касаемо продукции из Приднестровья, NM подтвердили и в Бюро по реинтеграции. Собеседник NM в Бюро, знакомый с содержанием переговоров с Тирасполем по данной теме, сказал, что молдавские власти не вправе выдавать сертификаты на экспорт продукции, подпадающей в Российской Федерации под действие карантинных ограничений.
То, что Приднестровье по факту попало под действие введенного Россией в июле эмбарго в отношении продукции из Молдовы, ранее признала и российская сторона. Во второй половине сентября, то есть спустя два месяца после введения эмбарго, в Тирасполь прибыла российская делегация во главе с Дмитрием Лоскутовым, который является помощником курирующего Приднестровье вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. Господин Лоскутов тогда сказал, что «работа по выработке механизма ликвидации последствий попадания приднестровской продукции под эмбарго уже идет».
О результате этой работы ни Тирасполь, ни Москва до сих пор официально не сообщили. Тем не менее на вчерашней встрече, по данным NM, приднестровская сторона заявила, что препятствий для экспорта в Россию продукции из Приднестровья с российской стороны на данный момент нет. В Кишиневе, однако, говорят, что каких-либо дополнительных решений и указаний российской стороны, касающихся продукции из Приднестровья, не получали.
Между тем механизм вывода отдельных регионов Молдовы из-под действия эмбарго российской стороной уже опробован. В марте текущего года Роспотребнадзор вывел винодельческие предприятия Гагаузии из-под действия введенного в сентябре 2013 года запрета на вино из Молдовы. В Кишиневе решение назвали политическим, но препятствий для экспорта гагаузским предприятиям чинить не стали.
Господин Чобану объяснил это тем, что тогда российской стороной было оформлено отдельное решение на этот счет: «В том случае Роспотребнадзор сначала ввел эмбарго, а потом снял его для некоторых производителей. В этом же случае от Россельхознадзора подобных решений не поступало». Другим отличием мартовской ситуации с Гагаузией от нынешней с Приднестровьем начальник ANSA назвал то, что в случае с вином фитосанитарные сертификаты на экспорт не нужны.
По итогам встречи политических представителей в Тирасполе Нина Штански озвучила вывод о том, что приднестровские фермеры, «выходит, становятся заложниками очевидного конфликта между двумя другими субъектами» — Молдовой и Россией. Госпожа Штански обвинила Кишинев в «неготовности к конструктивному диалогу» и призвала молдавскую сторону не политизировать проблему. «Мы, конечно, будем пытаться найти разрешение этого вопроса, особенно в контакте с Российской Федерацией»,— добавила представитель Тирасполя.
О необходимости переговоров с Москвой говорят и в Кишиневе. Собеседник NM в Бюро по реинтеграции сказал, что вчера приднестровская сторона была проинформирована о ведущемся в настоящее время диалоге с российской стороной о комплексном решении проблемы введенных ограничений в соответствии с положениями соответствующих конвенций ВТО. Комментируя позицию приднестровской стороны на переговорах, собеседник подчеркнул: «К сожалению, мы опять сталкиваемся со случаем искусственной политизации. В Тирасполе, видимо, считают, что смогут помочь разрешению этой проблемы путем раздувания проблемы в прессе. Это ошибочное мнение».