На банковский рынок Молдовы приходит румынский Banca Transilvаnia (BT). Вместе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) он готов купить 100% акций Victoriabank. Власти говорят, что приход BT — это большой плюс для банковского сектора и экономики страны. Эксперты с этим согласны, но не исключают, что румынского инвестора может отпугнуть происхождение денег, на которые была куплена часть акций Victoriabank. NM разбирался, что изменит приход в Молдову Banca Transilvаnia и какие риски может нести эта сделка.
О том, что Banca Transilvania собирается купить 39% акций Victoriabank, принадлежащих кипрской компании Insidown LTD, 7 ноября сообщил ЕБРР, владеющий 27,5% акций Victoriabank. ЕБРР, который также является акционером Banca Transilvania, отметил, что хочет вместе с румынским банком выкупить и остальные акции Victoriabank.
Через неделю, 15 ноября, Нацбанк Молдовы одобрил запрос Banca Transilvania на покупку 100% акций Viktoriabank. При этом, как отметили в НБМ, покупка остальных акций (кроме 39% акций Insidown LTD) будет зависеть от решения их владельцев.
Плюсы
Управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы Франсис Малиж считает, что приход в Молдову Banca Transilvаnia сделает банковский сектор страны более прозрачным и укрепит доверие к нему граждан. Об этом Малиж сказал, отвечая на вопросы журналистов в Брюсселе во время саммита «Восточного партнерства», прошедшего 24 ноября.
Он напомнил в этой связи о «настоящей катастрофе», которую недавно пережила банковская система Молдовы: «миллиард был украден, а еще 20 млрд — отмыто». Одной из причин этого Малиж считает тот факт, что во всех молдавских банках, кроме двух с иностранным капиталом, конечные владельцы большой части акций были неизвестны. «Все акционеры банков должны быть прозрачными. Эта сделка как раз такая: банк с хорошей репутацией хочет инвестировать в Молдову», — подчеркнул Малиж.
Там же, в Брюсселе, журналисты спросили об этой сделке и премьер-министра РМ Павла Филипа. Он сказал, что приход в Молдову Banca Transilvania свидетельствует, что молдавскому правительству удалось добиться успехов в укреплении банковского сектора. Премьер добавил в этой связи, что важно не только выявить и привлечь к ответственности всех виновных в краже миллиарда из банков страны, но и создать такое законодательство, которое не позволит этой ситуации повториться.
Эксперты тоже считают, что приход на банковский рынок Молдовы Banca Transilvania окажет на него положительное влияние. Одним из таких положительных эффектов, по мнению экономиста Виктора Чобану, станет исчезновение сомнительных операций в банковском секторе. Он напомнил, что банки с иностранным капиталом, работающие в Молдове, «не были замешаны в сомнительных сделках, тогда как молдавские банки сначала были прачечной, а потом частью схемы вывода денег».
Отвечая на вопрос, что хорошего принесет гражданам Молдовы приход Banca Transilvania, он привел в пример приход на молдавский рынок компаний Orange и Moldcell (часть международной группы Telia Sonera). «Два крупных мобильных оператора конкурируют между собой, а у граждан за счет этого есть качественная и доступная мобильная связь», — сказал эксперт.
Экономический аналитик Вячеслав Ионицэ тоже считает, что приход Banca Transilvania может изменить к лучшему ситуацию на банковском рынке Молдовы. По его словам, ситуация там все еще плохая: «Банки парализованы, кредитование экономики падает, а Нацбанк изымает всю ликвидность».
По данным Нацбанка, отметим, в первом полугодии 2017 года объем банковских кредитов составил 26,8 млрд леев против 30,4 млрд леев годом ранее.
«Banca Transilvania — динамично развивающийся банк Румынии, причем его подъем связан с кредитованием малых и средних предприятий», — отметил Ионицэ. Он также подчеркнул, что приход этого румынского банка станет сигналом и для других иностранных инвесторов, которые, если и приходили в последние годы в Молдову, то, в основном, в открытые здесь свободные экономические зоны.
Banca Trancilvania занимает третье место среди румынских банков по активам и доле рынка (8%). Банк насчитывает около 1,76 млн клиентов. ЕБРР владеет 8,6% акций Banca Trancilvania. Банк был основан в 1993 году в городе Клуж-Напока.
Риски
Через несколько дней после появления информации о покупке румынским банком 39% акций Victoriabank, принадлежащих кипрской Insidown LTD, бизнесмен Вячеслав Платон, осужденный за мошенничество по делу Banca de Economii, написал письмо руководству Banca Transilvaniа. Платон утверждает, что Insidown купила акции Victoriabank на деньги, похищенные из Banca de Economii. По его словам, «в случае смены власти в Молдове, акции Victoriabank, о которых идет речь, конфискуют в пользу государства, а всех участников сделки будут преследовать в уголовном порядке или за кражу, или за отмывание денег, добытых незаконным путем». Поэтому Платон не советует Banca Transilvaniа покупать эти акции.
Еще через несколько дней, когда стало известно, что Нацбанк одобрил сделку, Платон пишет руководству румынского банка еще одно письмо с тем же предостережением. И предлагает Banca Transilvania проверить изложенные им факты с помощью аудита Victoriabank.
Эксперты считают, что риск, о котором говорит Платон, не лишен оснований. Однако, отмечает Виктор Чобану, Banca Transilvania и ЕБРР, зная ситуацию, все же идут на этот шаг. «Ранее ЕБРР фактически отказали в покупке этих акций, а теперь почему-то согласились на сделку. Они [власти] в такой ситуации, что выбирать не приходится. Видимо, сейчас ситуация такова, что Victoriabank можно и нужно продать. Если бы пришлось засветить всех акционеров этих банков, всплыли бы интересные офшоры, поэтому и решили продать», — полагает Чобану.
Вячеслав Ионицэ также считает, что не стоит игнорировать информацию Вячеслава Платона. По его мнению, Нацбанк и Генпрокуратура должны сделать свою работу и ответить на вопрос, кто реальный собственник акций, о которых говорит Платон, и кто получит деньги от их продажи. «Но надо понимать, что покупка акций и проверка реального бенефициара — два разных процесса. Но провести эту проверку надо, чтобы не спугнуть инвесторов», — отметил Ионицэ.
При этом он подчеркнул, что любая информация, появляющаяся в публичном пространстве, может негативно повлиять на сделку по покупке акций, инвесторы могут передумать. «Важно понимать: если этот инвестор откажется от сделки, для других иностранных инвесторов это станет явным негативным сигналом. Это не пройдет бесследно для страны», — уверен эксперт. Он добавил, что «Молдова — не та страна, в которую ломятся инвесторы», и в этой ситуации крайне важно, чтобы «Banca Transilvania правильно купил акции Victoriabank и правильно зашел на молдавский рынок».
Платон тем временем, не получив ответа от руководства Banca Transilvania, направил письмо (есть в распоряжении NM) в румынское Управление расследования преступлений организованной преступности и терроризма. В письме он рассказал, как Insidown LTD купила акции Victoriabank. По его словам, часть денег из Banca de Economii, на которые были куплены акции Victoriabank, выводилась из Молдовы в латвийский Privatbank, а затем возвращалась в Молдову. В связи с этим Платон предложил румынским правоохранителям обратиться к латвийским коллегам, чтобы получить подтверждение изложенных им фактов.
Платон пишет, что хорошо знает ситуацию, так как занимался реверсивной сделкой продажи акций Insidown и вел все переговоры об этом с нынешним председателем Демпартии Владимиром Плахотнюком, его доверенным лицом Сергеем Яраловым и бизнесменом Иланом Шором. По словам Платона, он готов пройти проверку на детекторе лжи. Он также не исключил «мошеннические намерения» Banca Transilvania и ЕБРР в сделке покупки акций Victoriabank и предложил румынским силовикам проверить это предположение.
Цена
Согласно плану регулируемых сделок, опубликованному Национальной комиссией по финансовому рынку (НКФР), акции Victoriabank могут быть проданы 16 января 2018 года. По данным НКФР, цена 39% акций Victoriabank, которые собирается купить Banca Transilvania, составит около €37 млн.
С июня 2015 года, напомним, Victoriabank находится под спецнадзором Нацбанка. Тогда регулятор ввел специальный надзор в трех крупнейших банках Молдовы — Moldova Agroindbank, Moldindconbank и Victoriabank. Спецнадзор вводится, если установлено, что банк, его акционер или руководители нарушили закон «О финансовых учреждениях», нормативные акты Нацбанка или условия лицензии.
За несколько месяцев до этого, в начале 2015 года, ЕБРР объявил о намерении увеличить свою долю в Victoriabank до 50%, а затем и до 100%. Нацбанк одобрил заявку ЕБРР. Однако сделку заблокировали из-за спешно внесенных властями изменений в законодательство. Разгорелся скандал: ЕБРР назвал действия молдавских властей «преднамеренным и циничным шагом».
Тем не менее ЕБРР не оставил план увеличить свое присутствие в Victoriabank: через год после введения там спецнадзора, летом 2016 года, ЕБРР увеличил свой пакет акций в Victoriabank до 27,5%, выкупив долю румынского Alpha Bank (12,5%).Тогда ЕБРР сообщал, что намерен наладить эффективное корпоративное управление банка и привлечь в Victoriabank сильных партнеров. ЕБРР также отмечал, что «непрозрачность структуры акционеров остается серьезной проблемой банковского сектора Молдовы и негативно влияет на инвестиционный климат и финансовую стабильность страны».
Осенью этого года Нацбанк оштрафовал на 496 тыс. леев всех членов правления Victoriabank за несоблюдение пруденциальных требований регулятора. Санкции были наложены по итогам комплексного контроля НБМ в этом банке.
Крупнейший акционер Victoriabank — глава российской страховой компании «Арсеналъ» Сергей Лобанов: ему принадлежат 39,2% акций, которыми он владеет через кипрский офшор Insidown LTD. Крупными пакетами владеют также ЕБРР (27,56%), основатель банка Виктор Цуркан и Галина Пройдисвет (24,26%).