Предварительные итоги прошедших 20 ноября выборов в Народное собрание Гагаузии показывают, что большую часть нового состава законодательного органа, как и предполагалось, составят независимые депутаты. Но, как показывает опыт, независимость местных избранников весьма условна, и политический окрас парламента автономии будет зависеть от переговоров, которые после выборов только начинаются.
Выборы в Народное собрание Гагаузии (НСГ) не вызвали большого ажиотажа у населения. По данным ЦИК автономии, на избирательные участки пришли лишь 42,8% из примерно 122,2 тыс. зарегистрированных избирателей.
Жители 17 избирательных округов смогли избрать своих депутатов с первого тура, имена еще 15 депутатов определятся через две недели, в ходе второго тура голосования. Еще в трех округах выборы не состоялись, поскольку явка на них составила меньше 33%. Согласно избирательному кодексу Гагаузии через две недели там пройдут повторные выборы.
Всего в выборах принимали участие 126 кандидатов, из которых 95 — независимые, 21 — от Партии социалистов (ПСРМ), семеро — от «Нашей партии» (НП) и один — представитель Демократической партии (ДПМ). По предварительным итогам голосования 20 ноября, из 17 депутатов, избранных в первом туре, 14 являются независимыми, двое — от ПСРМ и один — от ДПМ.
Через две недели представители ПСРМ будут бороться за депутатский мандат в восьми округах, «Нашей партии» — в двух, а еще в восьми округах борьба будет происходить только между независимыми кандидатами.
Нарушения и задержания
Проводившая мониторинг выборов неправительственная организация «Пилигрим-демо» в своем отчете констатировала «серьезные, но немногочисленные нарушения». В числе таковых был назван подвоз избирателей в городе Вулканешты, сопровождавшийся агитацией за кандидата от ПСРМ, большой баннер с кандидатом от социалистов напротив избирательного участка в Чадыр-Лунге и несколько других нарушений.
Наблюдателей обеспокоило и то, что границы округов в Чадыр-Лунге и Комрате определяли местные мэрии вместо окружных избирательных советов, как того требует законодательство. В результате границы избирательных участков в этих городах не всегда совпадали с границами избирательных округов.
Еще один инцидент произошел в пятницу, 18 ноября, когда правоохранительные органы в центре Комрата задержали независимого кандидата в депутаты от села Дезгинжа Николая Рая. Поводом стало инициированное прокуратурой Единец уголовное дело против Рая, в котором он обвинялся в неуплате налогов.
Согласно Кодексу о выборах Гагаузии, кандидат в депутаты в период избирательной кампании не может быть задержан или подвергнут аресту без согласия избирательной комиссии. Председатель ЦИК Гагаузии Иван Комур заявил, что никто с таким запросом к нему не обращался, и призвал правоохранительные органы отпустить задержанного.
В субботу вечером кандидат был освобожден. По итогам выборов он прошел во второй тур, набрав по своему округу 35,8% — на 0,4% меньше, чем занявший первое место другой независимый кандидат Иван Терзи.
Партии и результаты
Выборы в Народное собрание Гагаузии прошли спустя неделю после голосования за президента Молдовы. На них кандидат от Партии социалистов Игорь Додон получил на территории Гагаузии почти 99% голосов. С учетом этого, избранные с первого тура два депутата-социалиста смотрятся более чем скромно.
Похоже, свои позиции в Гагаузии утратила и «Наша партия» Ренато Усатого. Имея во главе трех городов автономии своих представителей, НП довольствуется лишь одним своим кандидатом во втором туре в селе Чишмикиой.
Не удалось восстановить позиции и движению «Единая Гагаузия» (ЕГ), которое в период пребывания у власти в автономии Михаила Формузала (с 2006-го по 2015 год) было ведущей политической силой в регионе. Некоторых из победителей первого тура можно считать фигурами, близкими к ЕГ, однако за последние полтора года, прошедшие со времени утраты движением власти в автономии, эти политики сохранили с организацией весьма условную связь.
Нельзя назвать успешным и результат действующего спикера НСГ Дмитрия Константинова. Он не только претендовал на повторный депутатский мандат, но и давал понять, что рассчитывает еще на четыре года председательства. В своем округе, однако, Константинов вышел во второй тур с 23,7% голосов. Его сопернику независимому кандидату Виталию Драгою для победы в первом туре не хватило лишь полпроцента голосов. Драгой считается соратником лидера местных демократов, экс-мэра Комрата Николая Дудогло.
Из числа сторонников Дудогло можно отметить еще одного «независимого» депутата — Виталия Чебану, выигравшего уже в первом туре по округу в селе Ферапонтьевка. В Гагаузию он переехал из Кишинева перед башканскими выборами 2015 года. Тогда он поддерживал выдвижение Николая Дудогло на пост башкана и даже был одним из спонсоров его кампании.
Чебану владеет несколькими крупными фирмами, зарегистрированными в Кишиневе. Одна из них — Aniconix grup — фигурировала в отчете Национальной антикоррупционной комиссии за 2012 год. В частности, в документе шла речь о незаконном присвоении имущества Banca de Economii управляющим Aniconix grup на сумму 7 млн. леев. Впоследствии, правда, Генпрокуратура прекратила дело из-за отсутствия состава преступления.
Переговоры и прогнозы
Изучение профилей победителей первого тура показывает, что в будущем составе НСГ главными соперничающими силами будут группа сторонников башкана Ирины Влах и группа депутатов, прямо или косвенно связанных с ДПМ. Результаты второго тура покажут, чей лагерь будет более многочисленным. «Контрольный пакет», скорее всего, будет у малочисленных групп и отдельных депутатов, не принадлежащих ни к одной из основных сил. Именно переговоры с ними и определят фигуру будущего спикера и общий политический окрас НСГ.
Ирина Влах на правах главы региона уже поздравила новоизбранных депутатов, выразив надежду, что их усилия будут направлены на укрепление правового статуса Гагаузии и развитие автономии. «Жители Гагаузии ждут от будущего состава депутатского корпуса плодотворного сотрудничества со всеми ветвями власти, стабильности в регионе, принятия качественных законодательных актов», — говорится в заявлении башкана, обнародованном ее пресс-службой.
Как показывают последние президентские выборы и многочисленные социологические исследования, гагаузское общество на редкость единодушно во взглядах по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. Но гагаузские депутаты, судя по всему, единством мнений отличаться не будут.
Наличие в депутатском корпусе представителей разных политических групп и довольно большого числа крупных предпринимателей, может превратить НСГ в источник напряженности и средство лоббирования бизнес-интересов. О том, что реализация названных башканом целей будет сопряжена со сложностями, говорят и местные эксперты.
По мнению руководителя «Пилигрим-демо» Михаила Сиркели, объединение большинства депутатов вокруг политических фигур с определенными интересами, несет риски. «Помимо того, что эти группы не институционализированы, мы не знаем их программ, какие задачи они перед собой ставят, и, самое главное, как эти задачи соотносятся с общественным интересом. Это не обеспечивает предсказуемость и прогнозируемость политических процессов, и таит в себе угрозу нестабильности, а как следствие, и безопасности», — сказал NM эксперт.