Днестр воли не видать. ОБСЕ ждет от Кишинева лидерства в процессе приднестровского урегулирования
6 мин.

Днестр воли не видать. ОБСЕ ждет от Кишинева лидерства в процессе приднестровского урегулирования


Австрийское председательство ОБСЕ призывает Кишинев принять на себя лидерство и инициативу в приднестровском урегулировании. Об этом  по итогам визита в Молдову заявил спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Вольф Дитрих Хайм. В рамках его визита была организована встреча главных переговорщиков сторон, которые не встречались с середины марта. В отсутствии прогресса в переговорах стороны винят друг друга, а перспективы встречи в формате «5+2» остаются неопределенными.

Первый среди равных

В четверг, 25 мая, в Бендерах состоялась трехсторонняя встреча политических представителей Кишинева и Тирасполя Георгия Бэлана и Виталия Игнатьева со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ Вольфом Дитрихом Хаймом. Главные переговорщики не встречались с 14 марта.

Как признался Вольф Дитрих Хайм, идея провести трехстороннюю встречу появилась внезапно — «на последней стометровке» его визита в Молдову. Еще накануне на совместной с австрийским дипломатом пресс-конференции вице-премьер Георге Бэлан сетовал, что давно ждет от представителя Тирасполя приглашения на встречу. Виталий Игнатьев жаловался, что от диалога, напротив, уклоняется Кишинев.

В итоге встреча переговорщиков была организована при посредничестве миссии ОБСЕ в Молдове, она прошла в офисе организации в Бендерах. По словам спецпредставителя ОБСЕ, на ней обсуждались все основные вопросы переговорной повестки. В первую очередь речь идет о восьми приоритетных пунктах, над которыми стороны в начале года договорились работать.

«Сейчас  уже проработаны многие технические аспекты, и для достижения сторонами соглашения по любому из восьми пунктов требуется лишь политическая воля, — отметил Хайм. — Продемонстрируют ли они политическое мужество, чтобы открыть преимущества этих соглашений для людей на обоих берегах, зависит от сторон».

Австрийский дипломат добавил, что позиция председательства ОБСЕ остается прежней: встреча в формате «5+2» будет организована, когда стороны сумеют прийти к решению хотя бы нескольких вопросов из повестки переговоров.

Хайм также подчеркнул, что в переговорном процессе в формате «5+2» Кишинев и Тирасполь выступают на равных, и «обе стороны обязались конструктивно участвовать в этом процессе». «В то же время, у Республики Молдова, как у государства, есть возможность продемонстрировать лидерство и взять на себя инициативу, чтобы добиться реального прогресса в переговорах», — добавил он.

Слова и дела

Также в четверг Вольф Дитрих Хайм побывал в Тирасполе, где встретился с политическим представителем Приднестровья в переговорном процессе. Виталий Игнатьев поблагодарил австрийского дипломата за организацию трехсторонней встречи в Бендерах. На ней, по словам Игнатьева, кроме восьми пунктов основной переговорной повестки, затронули и тему импорта в Приднестровье продовольственных товаров с территории Украины.

С 20 мая, напомним, украинские власти стали пропускать продовольственные грузы в Приднестровье только по согласованию с Нацагентством по безопасности пищевых продуктов РМ (ANSA). В Тирасполе это назвали очередным витком блокады, а в Кишиневе — напротив, мерой обеспечения безопасности и регулирования поставок продовольствия в приднестровский регион.

«Приднестровская сторона направила РМ перечень предложений, в том числе проект протокольного решения, который позволил бы урегулировать вопросы с импортом. На встрече отмечалось, что Приднестровье в ближайшее время получит ответ Республики Молдова, в частности, по линии ANSA», — сказал Виталий Игнатьев по итогам встречи с Хаймом.

Вместе с тем позиции собеседников по поводу организации встречи в формате «5+2» разошлись. Тирасполь выступает за скорейшую организацию такой встречи. О готовности к проведению переговоров в официальном формате заявлял и молдавский переговорщик.

В ОБСЕ однако настаивают на том, что результатом встречи должно стать подписание конкретных соглашений, о которых стороны должны между собой договориться . «Мы слышим заявления с обеих сторон о том, что они готовы к проведению встречи в формате „5+2“… Но заявлять — это одно, а последовательно работать над достижением каких-то результатов сторонами, посредниками и наблюдателями — это уже более сложная задача, которой необходимо заниматься», — сказал Хайм.

Встречу в формате «5+2, по его словам, «можно созвать за считанные недели, если будут реальные основания для ее проведения». «Я уверен, некоторые рабочие группы в ближайшие дни проведут встречи и найдут компромисс, смогут достичь каких-то соглашений, которые позволят нам в ближайшем будущем выйти на встречу в формате „5+2“», — добавил дипломат.

«У нас с господином Хаймом разное понимание перспектив и целесообразности проведения заседания в формате „5+2“, — заметил в свою очередь Виталий Игнатьев. — Мы считаем, что заседания надо проводить, и чем быстрее и чаще, тем лучше, поскольку это площадка, где политическая воля как раз и может быть найдена».

Молдавский переговорщик Георгий Бэлан после встречи с австрийским дипломатом заявил, что стороны максимально близки к достижению компромисса по трем проблемам — телекоммуникации, транспорт и образование. Он дал понять, что решение этих вопросов станет достаточным для созыва заседания в формате «5+2».

Посты преткновения 

В ходе своего визита спецпредставителю ОБСЕ удалось встретиться не только с переговорщиками сторон, но и с представителем России в переговорном процессе Сергеем Губаревым, который прибыл в Молдову несколькими днями ранее.

Москва, как и Тирасполь, выступает за скорейший созыв очередного раунда переговоров в формате «5+2». Российский дипломат рассказал, что встречался в Кишиневе с Георгием Бэланом и советником президента Василием Шовой, и «они тоже выступают за скорейшее проведение официального заседания».

«Думаю, что всем уже понятно, что без этого не обойтись, что дальше тянуть не имеет смысла. Сидеть по углам — не самый лучший способ решения проблем. А проблемы, к сожалению, только накапливаются», — сказал Губарев в Тирасполе.

Аргумент о том, что для организации встречи стороны должны сперва о чем-то договориться, российский дипломат считает неубедительным. «Сейчас речь идет не о продуктивности, а о том, чтобы мы в ближайшее время хотя бы собрались. Говорить сейчас о какой-то продуктивной работе не совсем реалистично, потому что скоро мы торжественно отпразднуем год, как мы собирались в последний раз», — сказал он.

Российский дипломат также считает «не лишним напомнить всем его участникам о принципе, который зафиксирован в переговорных документах — не предпринимать односторонние действия, которые ухудшают положение партнеров по переговорам». С этим согласился и приднестровский переговорщик Игнатьев.

Под односторонними мерами, осложняющими переговоры, Москва и Тирасполь подразумевают последние шаги Кишинева и Киева — в первую очередь украинское решение по импорту продовольствия и планы по установлению совместного пограничного и таможенного контроля на приднестровском участке границы.

«Все это явно не ведет к улучшению ситуации в регионе. Все это ведет только к росту напряженности, к росту негативных последствий от таких решений. И то, что мы лишены возможности все это открыто обсуждать, только усугубляет ситуацию​», — считает Сергей Губарев. По его словам, «настала пора разобраться в складывающейся ситуации», и для этого тоже нужна встреча в официальном формате.

Кишинев включению в переговорную повестку вопроса о совместных постах категорически противится. Как заявил вице-премьер Бэлан, это вопрос двусторонних отношений между Молдовой и Украиной, и он «никак не относится к урегулированию приднестровской проблемы».

Спецпредставитель ОБСЕ Хайм сказал по этому поводу, что «понимает опасения» Тирасполя, то также считает, что это вопрос отношений между Кишиневом и Киевом, и не является предметом обсуждения в формате «5+2».

Вместе с тем австрийский дипломат напомнил о том, что Кишинев уже несколько месяцев обещает запустить широкую кампанию по информированию населения о совместном контроле на приднестровском участке границы: «Я все еще жду, чтобы эт кампания прошла и достигла своих целей. Сейчас — самое время».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: