Глава Приднестровья Евгений Шевчук провел сегодня в Тирасполе традиционную пресс-конференцию по итогам года. NM отобрал самые важные темы, по которым высказался лидер региона.
Об отношениях с Кишиневом
«То, что сотрудник таможенных органов был похищен в Зоне безопасности, противоречит действующим соглашениям между Приднестровьем и Молдовой. То, что возбуждение [в Кишиневе] уголовных дел [в отношении приднестровских чиновников] приняло лавиноопасный характер уже в 2014 году, говорит о том, что в Молдове системно работают по ряду направлений. Одно из них, как мы оцениваем,— это нагнетание напряженности».
«Я думаю, что у некоторых политических сил, спецслужб Республики Молдова, которые находятся не под контролем самой Молдовы, есть какие-то иные планы, даже, возможно, отличные от планов политического руководства Республики Молдова. Всем прекрасно понятно, что продолжение такой политики может привести к вооруженному столкновению в Зоне безопасности. У Приднестровья достаточно сил и ресурсов для того, чтобы симметрично ответить. Но вместе с тем мы считаем, что на данный момент необходимо действовать дипломатическими инструментами».
«Мы будем предпринимать весь комплекс мер для того, чтобы наш сотрудник оказался на свободе. Не хочется, чтобы был реализован план, когда мы будем менять приднестровского таможенника на молдавских полицейских или кого-то еще. Это не то, что нужно для формирования переговорной площадки и стабильности в регионе».
«Желание ряда политических представителей Молдовы вывести отсюда российские войска и трансформировать формат под мирогарантийную операцию я считаю очень опасным. В первую очередь это очень опасно для мира в Зоне безопасности, и не только в Зоне безопасности, а в этом регионе Европы в целом. Поэтому, если приоритетом является мир и жизнь граждан, нужно, чтобы некоторые товарищи поостыли. Конечно, хорошо, может быть, в Кишиневе рассуждать, нужна миротворческая операция или нет, думая, что они будут находиться спокойно в Кишиневе. Считаю, что это серьезные заблуждения по этому поводу, спокойными они не будут нигде».
«С кем бы нам хотелось взаимодействовать [в Кишиневе]? С прагматичными, неконфликтными представителями, которые во главу угла ставят экономические, социальные выгоды, которые придерживаются и наших подходов — мирного урегулирования взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем. Если такие руководители придут или будут назначены, будут избраны на руководящие должности, то, я думаю, мы можем увидеть соответствующий прогресс в переговорах».
«Мы убеждены, что в непростое время нельзя создавать искусственные барьеры на пути взаимной торговли и торговли с внешним миром. Есть экономические проблемы и у Приднестровья, и у Молдовы. И мы только проиграем, если пойдем по пути экономических осложнений».
Об отношениях с Украиной
«Приднестровцы к Украине относились и относятся доброжелательно. То, что на Украине к власти пришли определенные политические силы, у которых своеобразное видение взаимоотношений с Приднестровьем, конечно, это для нас довольно серьезная проблема, потому что мы ощущаем на себе не только информационное давление путем вбрасывания в первую очередь в украинские СМИ дезинформации, связанной с возможными так называемыми военными рисками. Против Приднестровья направлены конкретные ограничения. В первую очередь это ограничения в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в Приднестровье. Мы в свое время полагали, что эти ограничения будут применены в силу каких-то обстоятельств на короткий период времени. Однако мы видим, что ситуация не меняется. Вводятся ограничения на довольно длительный срок».
«Мы знаем и о том, что проводятся периодические консультации между Украиной и Молдовой, я имею в виду органами государственной власти, в направлении того, как распространить фактически с помощью Украины молдавское законодательство на территории Приднестровья вне рамок переговорного процесса. Эти действия, на наш взгляд, не являются конструктивными».
«Мы никогда не проявляли никакой агрессии ни в отношении Молдовы, ни в отношении Украины. Мы не концентрировали вооруженные формирования ПМР на границе. Вместе с тем отмечаем иное: представители силовых министерств Украины заявляют о некой военной угрозе, что является попросту ложью. Почему это делается, сложно сказать. Некоторые эксперты высказывают мнение, что находиться на территории Украины ближе к приднестровской границе гораздо безопасней, чем под Донецком. Другие высказывают предположение, что нужно списать определенную сумму денег в бюджете Украины. Это право Украины концентрировать на своей территории те или иные вооруженные формирования, но таким образом они, безусловно, демонстрируют агрессивные действия. Надеюсь, что пройдет еще немного времени, когда объективная обстановка на Украине, на приднестровско-украинской границе даст основание полагать, что военных рисков и угроз для Украины со стороны Приднестровья не существует».
«В Приднестровье, в отличие от Украины, транслируются украинские, российские СМИ. Европейские СМИ тоже представлены в телевизионных пакетах. У приднестровских граждан есть возможность сравнить информационные сообщения и сделать соответствующие выводы. На мой взгляд, у украинских СМИ недостаточно достоверная информация о происходящем».
«Мы считаем, что попытки ряда руководителей на Украине не замечать того факта, что Приднестровье существует, идут вразрез с документами переговорного процесса, в которых четко изложено, как должны поступать Кишинев и Тирасполь, страны-гаранты или участники переговорного процесса».
Об отношениях с Россией
«Меморандумы [о межведомственном взаимодействии между органами власти РФ и Приднестровья] — это иной качественный уровень взаимодействия, который был достигнут в рамках соответствующего протокола, подписанного на высоком уровне. Эти меморандумы позволяют нашим приднестровским министерствам использовать более современную методологию управления той или иной отрасли — здравоохранения, просвещения, спорта, иметь прямые контакты».
«Но эти возможности во многом скованы, на мой взгляд, неконструктивными действиями некоторых органов Республики Молдова. Это непредоставление сертификатов для вывоза определенной сельскохозяйственной продукции. Это и до сих пор неразрешенность проблемы с нашим транспортом, и не только железнодорожным, но и автомобильным. Отсутствие соответствующих документов, которые позволили бы нашим приднестровским экономическим агентам вывозить готовую продукцию на собственном транспорте. Это проблемы банковской сферы. Надеюсь, что рано или поздно придет понимание того, что политика экономических санкций в первую очередь создает предпосылки для ухудшения условий проживания граждан».
«Что касается социальных проектов и программ, которые осуществляются на территории Приднестровья неправительственной организацией Российской Федерации «Евразийская интеграция». Вы знаете, что проект продолжается. И мы рассчитываем на его успешное завершение в те плановые сроки, которые были ранее определены».
Об экономическом кризисе
«Мы ощущаем на себе последствия не только ситуации в Российской Федерации, но и на Украине, в Молдове. Есть нестабильность валют, спроса на рынках, заметно и падение деловой активности. Более ярко будут видны последствия в ближайшие три-четыре месяца. В связи с этими проблемами ряд промышленных предприятий уже сократили объемы производства, некоторые — на грани остановки, другие потеряли рынок до 50%. Безусловно, это ударит по налогам и занятости».
«Я не сторонник прогнозов, потому что некоторых наших партнеров сложно спрогнозировать в действиях. Но будем исходить из того, что уже происходит. Страны, с которыми мы традиционно торгуем, в первую очередь это Российская Федерация, Украина, Молдова, находятся не на самом лучшем этапе своего экономического состояния. Это будет существенно предопределять экономику Приднестровской Молдавской Республики. В связи с этим я считаю, что 2015 год будет гораздо сложнее, чем 2014-й. Возможно, ситуация с экономическими проблемами затянется на период полтора-два года, то есть и на 2015-й, и на 2016 год. Легче падать, чем подниматься».
«Источники оказания государственной поддержки исчерпаны. В то же время все больше предприятий обращается за помощью к правительству путем льготирования как по налогам, так и предоставления энергоносителей по более дешевым ценам. Мы не можем весь промышленный сектор дотировать. Тот уровень государственной поддержки, который на сегодняшний день предоставляется как юридическим, так и физическим лицам,— самый высокий в СНГ».
О ситуации на валютном рынке
«В Приднестровье достаточно безналичных валютных ресурсов для проведения расчетов в твердой валюте. Есть проблемы с наличной валютой. Они есть и в Молдове, и на Украине. Проблемы созданы в том числе искусственно. С августа месяца ввозимые подакцизные товары нам заблокировала Украина. Акцизные сборы и пошлины уплачивались в наличной валюте на границе. Сейчас этот источник просто иссяк, и у нас нет возможности завозить наличную валюту для подкрепления, потому что Молдова закрыла счета приднестровских банков на основании своих писем, отправленных на Украину».
«Вторая очевидная проблема, которая воздействует на объем денежного предложения в валюте, заключается в том, что меньше граждан возвращается с заработков, и эти заработки стали значительно ниже ввиду девальвации. И до сих пор многие граждане, в первую очередь граждане Российской Федерации, побаиваются проехать через Украину. Совпадение этих факторов привело к определенной напряженности в наличном денежном обращении».
«Что касается спекуляций о том, что [доллар будет стоить] 20 или 30 рублей (на протяжении последних двух лет Центробанк Приднестровья держит курс местного рубля к доллару на уровне 11,1 рубля за $1.— NM). Насколько мне известно, в Каменке некоторые валютчики уже начали продавать по 20. Но те, кто продал рубли по 20, серьезно потеряли, потому что нет оснований для такой девальвации приднестровского рубля с 1 января. Это слухи, распространяемые, возможно, умышленно, возможно, теми людьми, которые желают на спекуляциях больше заработать, спровоцировав некий ажиотаж».
«Некоторые банковские учреждения, пользуясь ситуацией, создают дополнительный ажиотаж путем все большей скупки валюты. Продолжают скупать, скупать — и в мешок. Уже даже наевшись, продолжают то же самое делать. Поэтому мы пересмотрим подходы к тем бизнесменам в банковском секторе, которые не понимают сложности, фактически действуют исходя из антигосударственных подходов […] Президент, правительство, Центральный банк будут предпринимать все возможные действия, направленные на продолжение поддержания курса национальной валюты».
Об энергетике
«Молдова официально обратилась к Приднестровью для того, чтобы увеличить объем поставок электроэнергии (с находящейся на территории Приднестровья Молдавской ГРЭС.— NM). На энергетическом рынке Украины (часть электроэнергии Молдова до последнего времени закупала на Украине.— NM) есть проблемы с дефицитом электроэнергии. В этих условиях можно было поступить по-разному, например, можно было не поставлять Молдове дополнительную электроэнергию. Тогда бы Молдова оказалась в той же ситуации, в которой сейчас Украина, а может, даже хуже. Вместе с тем мы считаем, что, несмотря на разные политические взгляды, мы должны в первую очередь думать о выгодах наших экономических агентов, о том, что в Молдове живет большое количество граждан, которое в этот зимний период нуждается в электричестве и тепле. В связи с этим приднестровская сторона приняла решение об увеличении объема поставок электроэнергии в Республику Молдова, несмотря на то, что молдавские власти фактически допустили целую группу инцидентов в отношении приднестровских представителей. Получается, по одной щеке ударили — а мы подставляем вторую».
«На Украине тоже происходит что-то не совсем понятное. Мы знаем о серьезной потребности [в электроэнергии] в Одесской области. Есть техническая возможность обеспечить недостающей электрической энергией как минимум Одесскую область. Проблемы в Одессе нас тоже беспокоят, потому что мы считаем: чем стабильней наши партнеры и соседи, их экономика, условия для проживания, тем больше потенциальных возможностей нам, приднестровцам, торговать, ездить друг к другу в гости, покупать товары. Поэтому мы заинтересованы в быстрейшей стабилизации ситуации и на Украине, и в Молдове. Странно, почему в Одесской области делают публичные заявления о том, что они уже договорились даже по цене с Молдавской ГРЭС, но избегают слова «Приднестровье». Пишут, что они будут покупать в Молдове, вблизи от Одессы, у Молдавской ГРЭС».
«С одной стороны, нас поливают грязью. Это надо признать открыто. То мы угрожаем, то мы пророссийски настроены. А с другой стороны, ситуация повернулась и люди начинают задумываться, что нужно покупать определенный товар, а для того, чтобы покупать, надо просто иметь человеческие отношения, определенное взаимодействие. Несмотря на то, что происходило, мы готовы нашим соседям поставить электроэнергию по выгодным для Приднестровья ценам. Объемы необходимо согласовывать».