В воскресенье, 30 июля, в Кишиневе прошел протест против введения смешанной избирательной системы. Несколько тысяч участников акции сначала протестовали у парламента. Затем они прошли маршем по столице, побывав у офиса Партии социалистов, Генпрокуратуры и министерства внутренних дел. Конечным пунктом назначения стал офис Демпартии. Там митингующие демонстративно повернулись к зданию спиной: хором спели «горит задница у Плахотнюка» и потребовали его кожи для изготовления тапочек.
О выборах, которые украдут
Протест против смешанной избирательной системы анонсировали на 12:00. К этому времени люди активно начали подходить к зданию парламента. Оппозиционных лидеров и их сторонников ждал неприятный сюрприз. Неподалеку от памятника Штефану чел Маре были установлены боксы с памперсами и фотографией председателя «Платформы Достоинство и правда» (Demnitate și adevăr — DA) Андрея Нэстасе.
Кроме того, вся дорога к пункту назначения была усеяна издевательскими листовками с изображениями председателя DA Андрея Нэстасе и лидеря партии «Действие и солидарность» (Partidul Acțiune și solidaritate — PAS) Майи Санду.
Создатели уничижительных листовок, используя фотошоп, представили Нэстасе в неблагоприятном виде и рядом с ним «прилепили» улыбающуюся Санду. По листовкам можно судить и о чувстве юмора их авторов, и о нынешнем уровне политической борьбы в Молдове: оппозиционному лидеру пририсовали мокрые штаны и написали, что «задница не горит», дескать, потому что мокрая.
Впрочем, слоган «задница горит», как и на всех предыдущих протестах, по-прежнему пользовался особой популярностью.
С другой стороны, листовки оказались не совсем бесполезными. По дороге к парламенту корреспондент NM наблюдала такую картину: старушка осторожно собирала листовки в пакет. Пожилой человек, спешивший на протест, поинтересовался, зачем она это делает. Женщина рассказала, что у нее отключили электричество и газ, а листовками она намерена разжигать огонь.
Между тем протестный огонь разгорался: к парламенту подходили тысячи протестующих. Зампред DA Александр Слусарь в беседе с NM сказал, что не рассчитывал на такое количество участников.
Модератором акции у здания парламента выступил бывший постпред Молдовы в ООН, политический аналитик Алексей Тулбуре.
Директор Института публичной политики Аркадие Барбэрошие заявил с трибуны, что от закона о смешанной системе выиграют только те, у кого есть деньги. «Благодаря этой системе они и победят на выборах. Те, кто контролирует юстицию. Те, кто у нас с вами украл деньги и на эти деньги намерен дальше побеждать», — подчеркнул он.
Со сцены выступили и руководители правых оппозиционных партий.
Майя Санду заявила, что «те, кто у нас украл президентские выборы, теперь хотят украсть и парламентские выборы 2018 года». «Они знают, что вы их не любите, поэтому придумали этот закон о смешанной системе, чтобы и впредь оставаться у власти, невзирая на волю народа», — подчеркнула она.
Андрей Нэстасе, в свою очередь, отметил, что Молдова нуждается в реальных изменениях — социальных, экономических и политических. По его словам, из-за введения смешанной системы настоящих преобразований в стране ждать не стоит.
«У нас есть моральное обязательство перед людьми — не сдаваться и идти вперед. Рано или поздно это существо — „Плахотнюк-Додон“ — падет. Ничто не вечно. И у зла есть конец», — заявил Андрей Нэстасе.
«Плахотнюк и Додон — на помойку!» — стали скандировать собравшиеся.
В протесте участвовали и активисты партии «Национальное единство» во главе с бывшим либералом Анатолом Шалару. Был на акции и зампред «Нашей партии» Илиан Кашу. Но выступить со сцены им не предложили.
Протест у парламента завершился утверждением резолюции. Ее подготовил и прочитал программный директор Центра политик и структурных реформ Штефан Глигор. Авторы резолюции потребовали отменить закон о смешанной системе. Кроме того, в ней говорится, что Евросоюзу следует ввести санкции и запретить въезд в страны ЕС всем голосовавших за закон депутатам и лидерам Демпартии, Партии социалистов и Народно-европейской партии Молдовы.
После утверждения резолюции протестующие прошли маршем по столице. Маршрут был согласован с органами правопорядка. К тому времени число участников акции увеличилось в разы: если в 12:00 у парламента было чуть более тысячи человек, то к моменту старта марша их стало около пяти тысяч.
По оценкам Александра Слусаря, на акцию пришло минимум восемь тысяч человек. «Но другие насчитали более десяти тысяч участников», — добавил он.
Меньше всех митингующих насчитал глава генинспектората полиции Александру Пынзарь. В интервью Publika TV он сказал, что на акцию пришло около 800 человек.
О захваченном государстве и захваченных СМИ
Между тем в акции участвовали граждане с детьми, многие люди преклонного возраста. Несмотря на тридцатиградусную жару, они вместе со всеми прошли маршем по столице: в общей сложности около шести километров.
«Мы приехали на машине со знакомыми», — сказала NM Анастасия Бурлак из Чимишлии. Она рассказала, что много лет работала за границей, что у нее семеро детей, и все они тоже трудятся не в Молдове.
«Мне 70 лет, моя пенсия 1300 леев. Мы еще худо-бедно сводим концы с концами, потому что работали за границей. А у многих просто не было денег на дорогу в Кишинев, хотя они хотели приехать на протест. В моем окружении все недовольны происходящим в стране», — отметила Анастасия Бурлак.
По ее словам, большинство живущих в регионах находятся за чертой бедности. «Это в Кишиневе еще нормально живут, а в селах ужас что творится. Посмотрите, как много здесь пожилых! Им просто не на что жить. Я смотрю разные телеканалы, чаще всего там сплошное вранье, потому что государство захвачено и СМИ захвачены. Поэтому многие и не выходят на протест», — полагает она.
«Мы не пришли на протест ради Нэстасе или Санду, — продолжила женщина, — просто уже нож к горлу приставили, дальше так нельзя».
Наталья из села Логэнешты Хынчештского района заявила NM, что сейчас в Молдове «хуже, чем в сталинские времена». «Я не хочу называть свою фамилию, иначе потом будут проблемы. Не первый раз уже участвую в митингах и знаю, о чем говорю», — подчеркнула женщина.
По ее словам, необходимо выходить и защищать свои права. «Сегодня, чтобы устроиться на работу, надо обязательно быть членом Демпартии. Люди не выходят уже так массово на митинги, потому что боятся. Власти наплевать на наши интересы. Вот хотя бы Додон, он чьи интересы представляет? Хотел встретиться с Рогозиным, которого вообще здесь на месте застрелить надо было», — отметила женщина, поинтересовавшись, напишем ли мы правду.
Большинство участников акции очень настороженно реагировали на просьбу высказать свое мнение. Все они опасались, что журналисты «наврут потом».
Некоторые постоянно выискивали корреспондентов телеканала Publika TV, принадлежащего лидеру ДПМ Владу Плахотнюку. Впрочем и выступавшие протестные лидеры не единожды вспоминали недобрым словом медиахолдинг Плахотнюка. Во время митинга, отметим, протестующие периодически окружали съемочную группу Publika TV с криками «Долой Publika».
О тапочках из Плахотнюка
У офиса ПСРМ участников протеста ждали сначала шестеро полицейских, двое из которых — женщины. Потом подтянулось несколько десятков сотрудников правоохранительных органов. Затем митингующие пошли к Генпрокуратуре и МВД. По сравнению с мерами безопасности, предпринятыми в ходе протеста 20 июля, когда парламент утверждал закон о смешанной системе, сегодня полицейских было не так много.
Конечной точкой марша стал офис Демпартии. Его усиленно охраняли: два кордона полицейских плотно оцепили офис демократов и не давали протестующим подойти ближе. В завершении акции лидер DA Андрей Нэстасе предложил стать спиной к офису ДПМ и сделал это сам. Все дружно последовали его примеру и хором начали скандировать «Задница горит!».
Кроме того, протестующие требовали «кожи Плахотнюка для тапочек». У офиса ДПМ Нэстасе и Санду объявили, что следующий протест состоится 17 сентября на главной площади столицы, где созовут совет Великого национального собрания.
Оппозиционные лидеры призвали всех выйти 17 сентября ради лучшего будущего. На этом протест завершился и все мирно разошлись.