В кишиневском международном аэропорту задержан таджикский оппозиционный политик Собир Валиев. Валиева задержали по запросу властей Таджикистана, где его обвиняют в экстремизме. Правоохранительные органы Молдовы ждут от Душанбе пакет документов для экстрадиции. Адвокат политика считает, что Валиев не может быть выдан, поскольку то, что в Таджикистане трактуется как экстремизм, «у нас рассматривается как свобода слова».
Зампредседателя Конгресса конструктивных сил Таджикистана Собир Валиев был задержан в кишиневском аэропорту пограничной полицией 11 августа по запросу властей Таджикистана. В Душанбе 27-летнего политика обвиняют в экстремистской деятельности, в связи с чем он был объявлен в розыск.
В пресс-службе погранполиции Молдовы NM подтвердили факт задержания «гражданина Киргизии». Но от дополнительных комментариев отказались. Стоит отметить, что Собир Валиев с 2008 года является гражданином Киргизии, тогда же он отказался от таджикского гражданства.
Адвокатом Собира Валиева назначена Светлана Мазур. Ее помощник Ион Мазур в беседе с NM рассказал, что Валиева обвиняют в преступлениях по статьям 307 (1) ч.2 и 307 (2) ч.1. УК Республики Таджикистан — публичные призывы к экстремистской деятельности и создание экстремистского сообщества. По словам Мазура, Валиев был задержан в момент, когда он планировал вылететь в Стамбул.
Ион Мазур обратил внимание на то, что Собира Валиева объявили в розыск по СНГ в марте. В Молдову же он приехал после объявления в розыск и жил здесь около трех месяцев. «Как, будучи в розыске, он въехал в Молдову и жил здесь — вопрос к правоохранительным органам», — говорит помощник адвоката.
Глава Бюро миграции и убежища при МВД Ольга Поалелунжь в беседе с NM сообщила, что Собир Валиев был объявлен в розыск по СНГ Таджикистаном. «Его задержали, передали материалы генпрокуратуре. Она решит, что делать и выдавать ли. Если лицо объявлено в межгосударственный розыск, то мы не вникаем в детали — передаем лицо прокуратуре», — сказала Поалелунжь.
В Генпрокуратуре NM сообщили, что ожидают оригиналов документов об экстрадиции со стороны Таджикистана (законом для начала этой процедуры предусмотрено 40 дней — NM). «На сегодняшний день будет подано ходатайство о заключении под арест на срок 18 дней», — сказала NM прокурор в отделе международной юридической помощи и европейской интеграции Ирина Гратий.
Защита таджикского оппозиционера считает, что процедура экстрадиции невозможна, поскольку преступления, в которых обвиняют Валиева, в частности экстремизм, «не предусмотрены Уголовным кодексом Молдовы». «Суд должен отказать в экстрадиции. У нас в УК нет понятия „экстремизм“, у нас это трактуется, как свобода слова. Есть международные конвенции и Уголовно-процессуальный кодекс, где указано, что мы не имеем права его экстрадировать, если такое преступление не предусмотрено нашим Уголовным кодексом», — сказал Ион Мазур.
На вопрос NM, в каких конкретно действиях обвиняют таджикского оппозиционера, Мазур сказал, что речь идет о распространении в интернете фотографий, плакатов и видеороликов с призывами к проведению несанкционированных митингов и совершению преступлений экстремистской направленности. Помимо этого Валиев является заместителем руководителя оппозиционной организации «Группа 24», которая осенью прошлого года была признана экстремистской Верховным судом Таджикистана.
Соратники Собира Валиева считают обвинения в экстремистской деятельности политическими, настаивают на ненасильственных методах своей борьбы и призывают международные правозащитные организации не допустить экстрадиции Валиева в Таджикистан, «где существует угроза его здоровью и жизни».
По словам проживающего в Берлине председателя Конгресса конструктивных сил Таджикистана Дододжона Атовуллоева, в экстремизме и антигосударственной деятельности в Таджикистане обвиняют всех оппозиционных политиков. «Любой, кто критикует власть, требует демократических преобразований и перемен, выступает против коррупции, трайбализма и вечного президента, попадает в „черный список“ таджикских спецслужб», — заявил Атовуллоев.
По его словам, десятки таджикских оппозиционеров уже задерживались по запросу Душанбе в разных странах. «Ни одна демократическая страна не выдавала их таджикским властям, кроме России. Те, кого заполучили власти Душанбе, подвергались пыткам и издевательствам. Многим дали по 15-17 лет тюремного срока», — утверждает он.
В беседе с NM Атовуллоев сказал, что единственное преступление Валиева состоит в том, что «он пытался говорить правду о происходящем в Таджикистане»: «Он был активен в соцсетях, открыто говорил и писал о недостатках таджикской власти, о необходимости изменений. У него был авторитет среди ровесников и его слова и выступления имели эффект».
Известный российский эксперт по Центральной Азии политолог Аркадий Дубнов назвал объявление Валиева в розыск «проявлением фобии таджикских властей» и «кампанией против оппозиционной активности в соцсетях». «Валиев отец троих детей. Это хорошо образованный молодой человек из интеллигентной таджикской семьи. Он был активным пользователем соцсетей, критиковал власть. Дело в том, что в Таджикистане сегодня нет действующей легальной оппозиции. Остаются какие-то очаги сопротивления в соцсетях, которые раздражают власть и лично президента Эмомали Рахмона. Этот парень теперь оказался среди таких же таджиков, которые сегодня задержаны в России и ждут депортации в Таджикистан, где им грозят огромные тюремные сроки от 15 до 20 лет. Таких около десятка. Если Молдова выдаст его, это будет означать, что его просто отдадут на растерзание Рахмону. Его в Таджикистане осудят по сфабрикованным обвинениям в терроризме и экстремизме. Если Молдова его выдаст — ее нельзя бдет считать европейской страной»,— сказал NM эксперт.