Вторник 21 ноября 2017
$ 17.49 20.5096

В газету «Свет» вчитались аудиторы. Убытки тараклийского издания измеряли линейкой

Районный совет Тараклии провел внутренний аудит газеты «Свет», которую он же и учредил. Аудиторы заявили об убытках почти в полмиллиона леев. Основанием для подсчета «ущерба» стали опубликованные в издании неоплаченные материалы. NM разбирался, в чем и почему обвиняют главного редактора издания Ангелину Гайдаржи, которая является городским советником от «Нашей партии».

Аудит инициировал учредитель газеты — районный совет. Комиссию возглавил районный советник от Демпартии Федор Ковальжи. Аудиторы проверили 113 номеров газеты, выпущенных «с 2015 года по май 2017 года» (так указано в документе).

В беседе с NM Федор Ковальжи отметил, что из аудита видно, что ранее у газеты была прибыль, а с 2015 года издание несет убытки. Согласно результатам аудита, в 2014 году прибыль газеты насчитывала более 33 тыс. леев, а с мая 2015 по май 2017 года убытки превысили 472 тыс. леев.

newsmaker.md/rus/novosti/promedlenie-vmesto-prodleniya-u-telekanala-loyalnogo-renato-usatomu-istekla-litsen-34299

На вопрос NM, как подсчитывали сумму «ущерба», Ковальжи сообщил, что аудиторы линейкой измерили все материалы, безвозмездно опубликованные в издании.

«Странным образом за одни статьи взималась плата, а за другие — нет. Такая же история с объявлениями и поздравлениями. Более того, без ведома учредителя выписывали премии», — сказал он.

Вместе с тем, добавил демократ, редактор увеличивала число полос с четырех до шести-восьми и публиковала скопированные из интернета статьи, очерняющие власть страны. Кроме того, по его словам, многие материалы «подавались однобоко».

На просьбу NM привести конкретные примеры, он отметил, что некоторые мэры оплачивали статьи, которые рассказывали об их деятельности или связанных с ними конфликтных ситуациях, а другие — нет. «Например, была серия статей, выгораживающих мэра Сергея Филипова. Их публиковали бесплатно», — уточнил он.

newsmaker.md/rus/novosti/mera-taraklii-oblozhili-tuyami-sergey-filipov-schitaet-svoe-delo-politicheskim-23885

По его словам, принадлежность главного редактора Ангелины Гайдаржи (на фото ниже) к «Нашей партии» (НП) сказывалась на редакционной политике издания, что недопустимо для газеты, тем более, если ее учредила не конкретная партия, а районный совет. Но ни о какой политической расправе, подчеркнул он, речи быть не может.

«К политической рекламе у нас претензий нет, но премии и бесплатные материалы должен разрешить учредитель», — подчеркнул он.

На вопрос NM, не будет ли это цензурой, Ковальжи отметил, что «газету учредил районный совет, который имеет полное право знать, что публикуется в его газете».

Главред газеты «Свет», городской советник от «Нашей партии» Ангелина Гайдаржи все обвинения отрицает и отмечает, что аудиторы не имеют представления о журналисткой работе.

«Во-первых, тот, кто мало-мальски знаком с работой печатных СМИ, понимает, насколько это дорогостоящее дело: стоимость услуг почты и типографии ежегодно растут, люди не подписываются, потому что доходы населения уменьшаются, а цены повышаются и т.д. Что касается заявлений о том, что у газеты была прибыль, то это было в 2014 году, когда проходили выборы. Если учесть, что в районе всего несколько экономических агентов, способных размещать рекламу, то зарабатывать, когда не проходит избирательная кампания, практически невозможно», — отметила она.

Во-вторых, продолжила Гайдаржи, все материалы о «Нашей партии» публиковались за деньги, как реклама. «В-третьих, мы действительно перепечатывали аналитические материалы кишиневских СМИ, включая NewsMaker, потому что, находясь в Тараклии, мы такие статьи написать не можем. Они были на разные темы, в том числе и о смешанной избирательной системе», — сообщила Гайдаржи.

По ее словам, в сумму ущерба внесли также материалы, опубликованные на болгарском языке. «Эта полоса у нас посвящена сохранению традиций болгар, языка, культуры. С кого надо было брать за это деньги?» — недоумевает главред.

После проведения аудита районный совет принял решение провести конкурс на замещение должности редактора газеты «Свет».

Ангелина Гайдаржи с 2014 занимала должность и.о. главреда. По ее словам, конкурс о назначении главреда должны были провести в течение трех месяцев после ее назначения и.о., однако с этим тянули три года.

Председатель Ассоциации независимой прессы (API) Петру Маковей в беседе с NM сообщил, что эту газету должны были закрыть или приватизировать в соответствии с законом от 2010 года «О разгосударствлении публичных периодических изданий».

«Однако власти Тараклии закон не выполнили и продолжали дотировать газету», — сказал он.

Глава API отметил, что не только тараклийские, но и другие районные власти поступили так же, потому что не хотели отказаться от контроля над местными СМИ.

В Тараклии, по его словам, просто изменили форму финансирования: вместо прямого ввели косвенное — через эту оплату за статьи.

В последнее время, добавил он, эта газета стала печатать более критические статьи. «Тем самым, вероятно, стала мешать местным чиновникам. В таком случае, это ничто иное, как расправа за критическое мнение о власти», — считает Маковей.

Галина Васильева

Партнерские ссылки