Facebook

«Ястреб» и безупречный патриот Дмитрий Рогозин: как развивалась и строилась карьера российского вице-премьера


На Западе Дмитрия Рогозина считают «ястребом»; в России же он — безупречный патриот, курирующий в условиях крупного геополитического конфликта важнейший для страны военно-промышленный комплекс. И даже громкие провалы и коррупция в этой сфере никак не сказываются на его политической устойчивости. Спецкор «Медузы» Андрей Козенко рассказывает, как Дмитрий Рогозин оказался таким востребованным политиком. NM публикует текст в сокращении. С полной версией можно ознакомиться здесь.

Полное название партии, в которой с 1990 года состоял Дмитрий Рогозин,— «Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы». Политическую организацию с таким же названием основали активисты земского движения еще в 1905 году; после 1917-го она недолго и довольно бессмысленно просуществовала в эмиграции, а в 1990-м была создана заново — такие «возрождения» в это время были популярными. Рогозин пришел в партию из интереса — политика тогда волновала всех. Позади остались школа с углубленным изучением французского языка и международное отделение журфака МГУ, где Рогозин защитил сразу два диплома. Он работал в международном отделе агентства «Новости» (впоследствии РИА «Новости» и «Россия сегодня»). Получил второе — экономическое — образование в Университете марксизма-ленинизма при московском горкоме КПСС. В 1991-м был среди защитников Белого дома, а уже в 1993-м — среди противников Бориса Ельцина.

«Мы все это начинали не потому, что хотели стать популярными, а потому, что это действительно были наши убеждения — национал-консерватизм, идеология, сформированная на трудах Ильина, Тихомирова, Победоносцева, митрополита Филарета,— рассказывает консерватор и монархист, бывший депутатом Госдумы, бывший соратник Рогозина на протяжении 20 лет Андрей Савельев.— Рогозин тогда был национал-консерватором и, я надеюсь, и сейчас им остается».

В декабре 1993 года Дмитрий Рогозин впервые баллотировался в Госдуму — по одномандатному округу в Северном округе Москве. Набрал он лишь около 8% голосов, вчистую проиграв правозащитнице Алле Гербер, состоявшей в «Демократической России».

В 1993 году был учрежден «Конгресс русских общин», который Рогозин и возглавил. В середине 1990-х Дмитрий Рогозин стал популярным персонажем. Он постоянно участвовал в телеэфирах и оппонировал демократам. Его основной конкурент в то время — Владимир Жириновский из ЛДПР. Жириновский брал эпатажем, Рогозин был сосредоточеннее и злее. Требовал, к примеру, уголовной ответственности для тех, кто выступает против войны в Чечне — в первую очередь, для Егора Гайдара и Григория Явлинского.

В 1997 году Рогозин впервые избрался в Госдуму. Два года до новых парламентских выборов (1997–1999) ушли на то, чтобы притереться и сработаться с опытными депутатами. Рогозин вошел в комиссию Госдумы по делам национальностей и продолжал заниматься проблемами соотечественников; особое внимание он уделял Приднестровью. В 1998-м и 1999-м политик входил в комиссию по импичменту теряющему позиции президенту Борису Ельцину. Дмитрий Рогозин желал ему тюрьмы еще со времен распада СССР.

* * *

Выборы в Госдуму 1999 года для националистов-патриотов сложились максимально неудачно. В бюллетене тогда было под 60 партий, блоков и иных союзов. Патриоты не договорились между собой и шли разными группами. Блок КРО набрал лишь 0,15% голосов. И это был, по сути, последний год его активного существования. В дальнейшем — вплоть до 2011 года — «Конгресс» будут пытаться воссоздавать, но дальше учредительных съездов дело не пойдет.

Впрочем, у самого Рогозина все обстояло просто блестяще. Он уверенно переизбрался в Аннинском округе и вскоре возглавил один из самых статусных комитетов Госдумы — по международным делам. Соратник Рогозина Савельев говорит, что «рядовому депутату» занять такой пост просто невозможно. Он предполагает, что тогда у Рогозина впервые появились отношения с Владимиром Путиным.

* * *

Третий заход Рогозина в Госдуму получился самым триумфальным и скандальным одновременно. Кремлевские политтехнологи использовали созданную при участии Рогозина партию «Родина» для того, чтобы отнять часть избирателей у ЛДПР и особенно — КПРФ. При этом проект чуть не вышел из-под контроля.

Предвыборный ролик. Дмитрий Рогозин и его напарник на тех выборах — экономист Сергей Глазьев — пьют пиво в каком-то баре для рабочих (на самом деле, ролик снимался в столовой Госдумы). «Ой, Дим, до чего же не люблю я олигархов»,— говорил Глазьев, ковыряясь в рыбе. «Серега, не нравится — не ешь»,— иронизировал Рогозин, делая глоток.

Когда «Родина» в ходе предвыборной гонки с нуля вышла на рейтинг в 15%, Рогозина, как говорит Савельев, вызвали в Администрацию президента. «Вы там чего-то совсем того»,— объяснили ему, после чего реклама «Родины» одномоментно исчезла из эфира. Партия словно перестала существовать.

И все же это был успех: на выборах 2003 года «Родина» взяла больше 9% голосов, прошла в парламент, а Рогозин стал вице-спикером Госдумы.

* * *

9 января 2008 года президент Путин назначил Рогозина спецпредставителем России при НАТО в штаб-квартире этой организации в Брюсселе. «Это не политическая ссылка, а архиважная работа, которая потребует полной самоотдачи»,— заявил Рогозин. И добавил, что всегда «тяготился статусом оппозиционера».

Если в НАТО кто-то и надеялся, что в России с пониманием относятся к деятельности альянса, то Рогозин начал разрушать эти иллюзии с первой же пресс-конференции. Признание Косово, говорил он, откроет ящик Пандоры и спровоцирует на активные действия сепаратистов всей Европы — от басков до Северной Ирландии. Когда Косово провозгласило независимость, Рогозин говорил, что за всем этим процессом стоят деньги местной наркомафии. В марте 2008 года он предупреждал, что если НАТО начнет сотрудничество с Грузией, это даст Абхазии и Южной Осетии моральное право на самоопределение.

«Что же касается Брюсселя,— политик еще в 2008 году предвосхищал политическую риторику наших дней,— то он вновь вернулся к своему любимому занятию — „перемыванию косточек“ русскому медведю, который, к всеобщей неожиданности, вдруг проснулся и надрал уши обидчику. Ох, не будите вы, господа, русского медведя!» Отношения с НАТО в итоге были прерваны почти на год — до мая 2009 года.

Тогда же, в 2009-м, Рогозину был присвоен статус чрезвычайного и полномочного посла при НАТО. С 2011-го основной областью его взаимодействия была противоракетная оборона. В НАТО хотели разместить систему ПРО в Чехии и Польше, в третьем позиционном районе — для защиты европейских стран от возможных ударов из Ирана. В России установку систем ПРО однозначно трактовали как направленную против нее. Этот спор продолжался несколько лет с разной степенью остроты. Рогозин доказывал западным журналистам, что третий позиционный район нужен Америке для продолжения ведения своих войн. Он грозил, что Россия выйдет из договора по СНВ — о взаимном сокращении наступательного вооружения. Он предлагал разместить системы слежения за активностью в Иране на российском объекте в азербайджанской Габале. Уличал западных партнеров в том, что они «делают из России дурака» — Иран, по его словам, никогда не будет бомбить Румынию или Германию, соответственно, объекты ПРО нужны где-то в другом месте.

Объекты ПРО в Чехии и Польше так и не были размещены. А в декабре 2011 года Рогозин был назначен вице-премьером правительства России, куратором ВПК, атомной и космической промышленности. Опрошенные военные эксперты сдержанно хвалили его за то, что голос России в НАТО был услышан. Тогда же Рогозин стал одним из доверенных лиц Владимира Путина на грядущих президентских выборах.

«Я перестал его поддерживать, когда он, по сути, вошел в штаб Путина,— говорит Савельев.— Специалист и патриот на службе у государства — это одно, и это замечательно. Но когда ты становишься частью политической системы, да еще и в подчинении у нее — это другое, это переход в стан врага. Мы по моей инициативе довольно жестко поговорили. Но это был ожидаемый разлад»,— говорит Савельев.

* * *

«Его деятельность за эти три года я оцениваю как очень шумную,— рассуждает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр.— Он политик, а в этой сфере таких мало, их общественное мнение вообще не интересует, а интересует мнение только одного известного всем лица. Не скажу, что в ВПК с приходом Рогозина стало лучше, но и хуже тоже не стало, он разумный человек, многое понимает». Надо сказать, что эти слова — одно из немногих нейтральных мнений о работе Рогозина в качестве вице-премьера: обычно его хвалят, несмотря на неудачи по многим направлениям.

Российский ВПК — проблемная отрасль. Она изначально не была заточена под нужды одной России, но исходила из общей инфраструктуры Советского Союза. С приходом Рогозина отрасль воспряла. Из отчетов Министерства обороны: государственный оборонный заказ в 2015 году вырос на 20% по сравнению с 2014-м. А оборонный заказ 2014 года исполнен на 95% — это высокий показатель по сравнению с 80–85% прошлых лет. Так что на земле у курирующего ВПК вице-премьера — все хорошо.

Однако с космосом дела — куда хуже. «По сути, для такой страны, как наша, с огромным протяжением доступных пространств, ракетно-космическая отрасль — это вовсе не дорогая игрушка, а важнейшая национально-технологическая скрепа», — говорил Рогозин на международном форуме «Технопром-2015». Так вышло, что именно эта «скрепа» — главная проблема вице-премьера.

2 июля 2013 года вся страна в прямом телеэфире наблюдала падение (сразу после взлета) ракеты-носителя «Протон». Фраза «Что-то пошло не так» в исполнении ведущего выпуска новостей стала интернет-мемом, а бюджету эта картинка обошлась в 4,4 миллиарда рублей — потому что ракету, как выяснилось, забыли застраховать. Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин получил выговор от премьер-министра Дмитрия Медведева. Бардак в Роскосмосе оказался таким, что представители отрасли писали Поповкину открытые письма с требованием отставки. Под давлением Рогозина он все-таки покинул свой пост. Поповкин умер в 2014 году от рака; по версии врачей, он без средств защиты выехал на место падения «Протона» и отравился парами гептила — ракетного топлива.

8 мая 2015 года в атмосфере сгорел транспортный корабль «Прогресс». А уже 16 мая 2015 года сгорел еще один «Протон» — на этот раз он хотя бы был застрахован. Полеты этого типа ракет пришлось приостановить. Рогозин попросил искать не виноватых, а допущенные ими ошибки — чтобы исправить на будущее. Он также вынужден был признать, что из космической отрасли были выведены миллиарды рублей.

Еще одна боль — это космодром Восточный, строящийся в Амурской области и оценивающийся в 300 миллиардов рублей (возможно увеличение итоговой суммы еще на 30 миллиардов). С одной стороны, Рогозин уповает на демографический бум в возводящемся там же наукограде Циолковский. С другой стороны, на космодроме голодают строители, которым не платят зарплату. Вице-премьер вынужден грозить тюрьмой тем, кто ворует деньги. Эти угрозы приходится исполнять — потому что воровать продолжают, потеряв страх перед начальством. Когда же СМИ выясняют, что уведенные деньги шли на строительство яхт и особняков, все, что остается вице-премьеру — говорить, что таких надо не сажать, а расстреливать.

* * *

«Отраслевая» должность ничуть не мешает Рогозину оставаться политиком федерального масштаба. Он один из основных российских спикеров, которого в Европе и Штатах считают типичным представителем местной «партии войны». Однако, в отличие от большинства политических конкурентов, Дмитрий Рогозин не менял своих взглядов с самого начала 1990-х. Вышло так, что окружающая действительность изменилась таким образом, что его взгляды стали мейнстримом.

Разумеется, после присоединения Крыма к России Рогозин в числе первых попал под европейские и американские санкции. Сам он, похоже, только бравирует этим. «Танкам визы не нужны»,— сказал он в эфире телеканала «Россия», вызвав вежливое удивление в западной прессе. «После драки кулаками не машут»,— задорно реагировал он на критику норвежский властей в своей адрес в связи с поездкой на Шпицберген. А в прошлом году он, посетив Приднестровье и столкнувшись с трудностями на молдавской границе, пообещал вернуться туда на самолете Ту-160 (находящийся на вооружении российских ВВС стратегический бомбардировщик). Не забывает Рогозин и брюссельских чиновников НАТО, довольно своеобразно поздравляя их с Новым годом. В плане специфического чувства юмора вице-премьер уже может конкурировать с президентом.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

NewsMaker

«Разве они не были хорошими министрами?» Санду о том, почему экс-министры получили хорошие должности после отставки

Президент Майя Санду считает, что бывшие министры, которых заменили за последние несколько лет, хорошо выполняли свою работу. Но им не повезло, что они работали во времена кризисов. Так Санду ответила на вопрос в интервью NewsMaker, почему ушедшие в отставку министры получили хорошие должности с высокими зарплатами.

Президент ответила на вопрос, почему за последние годы министры, которых отправили в отставку и у которых, судя по всему, был не очень высокий рейтинг среди населения, оказались на хорошо оплачиваемых руководящих должностях

«А вы хотите сказать, что они не были хорошими министрами? Когда вы начинаете реформу юстиции, у людей очень высокие ожидания, а в системе юстиции очень высокая стена. Потому что никто не хочет реформ, и они хотят, наоборот, дискредитировать реформы. Это понятно, что министры, которые начали эту реформу, не могли показать результаты реформ на второй год, даже на третий или на четвертый. Результаты мы увидим через 2 года», — сказала Санду.

Санду также призвала учитывать и кризисы, с которыми столкнулась страна за последние годы, в частности войну в соседней Украине.

«Несмотря на то, что прогноз роста ВВП на 2022 год был 10%, из-за того что началась война рост ВВП составил -6%. И после этого отмечается низкий рост экономик. Но это не означает, что министр плохой. Да, есть министры, которым больше повезло и они руководили не во времена кризиса. Но есть министры, которые руководили в неудачные периоды. Но это не означает, что они плохие специалисты. Да, я считаю, что эти люди хорошие специалисты, и они хорошо работают в своих областях. Если бы не было никаких кризисов, у нас наверняка был бы хороший экономический рост. (…) Каждый из этих министров заложил кирпич в эту конструкцию, и через несколько лет мы увидим результат. Конечно, если все не остановится этой осенью», — сказала Санду.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: