Министр экономики Кирилл Габурич потребовал, чтобы Red Union Fenosa обеспечила альтернативные варианты подачи электроэнергии в населенные пункты, которые из-за погодных условий остаются без света. В Red Union Fenosa ответили, что стараются максимально быстро восстановить подачу электроэнергии, а где это невозможно, временно подключают село к другой подстанции. Эксперты говорят, что компания, конечно, должна улучшать качество инфраструктуры (электролинии, подстанции), но от погодного форс-мажора никто не застрахован.
Что произошло
Из-за непогоды некоторые села 19 ноября остались без электроэнергии. По состоянию на 20 ноября без света оставались 19 населенных пунктов в пяти районах страны: Каларашском, Оргеевском, Теленештском, Страшенском и Ниспоренском. 21 ноября, по информации Red Union Fenosa, все села подключили к электроэнергии, но восстановление сетей продолжается. Самая тяжелая ситуация, как сообщили в Fenosa, в Оргееве, куда привлекли дополнительные бригады из Кишинева, Хынчешт и Комрата.
Что сказал Габурич
Министр экономики и инфраструктуры Кирилл Габурич, узнав, что многие населенные пункты больше суток оставались без света, потребовал, чтобы компания Red Union Fenosa, если она не может оперативно восстановить подачу электричества, находила альтернативные способы обеспечить электроэнергией эти села. «Зима еще не успела вступить в свои права, а у нас уже есть целые населенные пункты без электричества. В результате страдают сотни людей. Ответственные лица должны срочно найти альтернативные варианты», — цитирует министра пресс-служба минэкономики.
Габурич возмутился и тем, что без электроэнергии оставались учебные и медицинские заведения, расположенные в этих селах. «Недопустимо, чтобы эти учреждения оставались без света. Если нет плана Б, последствия могут быть самыми тяжкими», — предупредил министр.
Что ответили в Red Union Fenosa
В Fenosa отметили, что делают все возможное, но нередко не могут добраться до места аварии из-за неоперативной расчистки дорог от снега. «Из-за этого восстановление подачи электроэнергии очень затруднено», — сказали NM в Red Union Fenosa.
Там также сообщили, что, когда устранение аварии требует много времени, потребителей подключают к электроэнергии через другую подстанцию, если это позволяет архитектура сетей. То есть там, где электролинии закольцованы, отключенный населенный пункт перезапитывают от другой неповрежденной подстанции или линии. Если такой возможности нет, компания старается как можно скорее устранить повреждения.
Отметим, в Молдове регулярно складывается ситуация, когда из-за погоды происходят аварии и отключается электроэнергия. Например, в начале января около 200 населенных пунктов остались без света. А в марте аварии произошли в четырех населенных пунктах страны.
Согласно регламенту, энергетическая компания в случае форс-мажора обязана восстановить электроснабжение в течение 48 часов после окончания форс-мажора.
Если Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) признает ситуацию форс-мажорной, потребители не могут требовать у оператора компенсации.
Что сказали в НАРЭ
Глава НАРЭ Тудор Копач отказался комментировать заявление Габурича. «Я не могу комментировать. Я не знаю, что он имел в виду под альтернативой», — сказал Копач NM.
Он отметил при этом, что операторы рынка электроэнергии обязаны поддерживать инфраструктуру, но от погодного форс-мажора никто не застрахован. «Например, сильное обледенение или большая нагрузка на линии, когда деревья ломаются и падают на линии. Такие аварии бывают и в США, и в Европе. Там бывают тайфуны, когда полгорода остается без электроэнергии. Конечно, надо улучшать инфраструктуру, но надо также понимать, что есть природные факторы», — пояснил глава НАРЭ.
Что говорят эксперты
Бывший глава НАРЭ Виктор Парликов в беседе с NM заметил, что в подобных ситуаций все всегда «бьют» Red Union Fenosa, хотя у Red Nord и Red Nord West ситуация хуже. «От властей хотелось бы большей корректности. Аварии действительно бывают, есть процедура фиксации форс-мажора: [устанавливается] толщина обледенения, скорость ветра. Если же ситуация не будет признана форс-мажором, то потребители должны получать компенсацию», — сказал эксперт.
Он также отметил, что в Молдове одна из лучших позиций в Европе по соотношению тарифа на поддержание инфраструктуры (включен в тариф на электроэнергию) и состояния распределительных сетей. «У нас тарифы очень низкие, и, безусловно, качество сетей ниже, чем в Германии или Японии. В Японии, если отключается свет, это настоящее ЧП. Там в сети инвестируют огромные деньги, но я не думаю, что потребитель в Молдове согласится платить столько же, чтобы получить такой же сервис», — считает Парликов.