anticoruptie.md

Год с PAS. Успехи и провалы правящей партии

Год назад партия «Действие и солидарность» (PAS) выиграла досрочные парламентские выборы. При этом впервые с 2009 года в Молдове было сформировано парламентское большинство из депутатов одной партии. Таким образом, PAS получила почти неограниченную власть со своим президентом, парламентом и правительством. NM поговорил с экспертами о провалах и успехах PAS за год у власти.

Успехи

Статус кандидата в ЕС

Молдова и Украина получили статус кандидата в ЕС 23 июня. При этом путь от заявки до статуса обе страны прошли за рекордные четыре месяца. По словам экспертов, статус кандидата — это прорыв, который даст старт многим реформам. При этом, как отметил бывший постпред Молдовы в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре, предоставление статуса, да еще в столь короткие сроки, обусловлено многими внешними факторами, в том числе войной в Украине. Тем не менее Тулбуре считает получение этого статуса успехом нынешней власти.

Компенсации за газ и отопление

Оппозиция раскритиковала PAS за повышение тарифов на газ и отопление. В оппозиции считают, что правящая партия провалила переговоры с «Газпромом», и это привело к энергетическому кризису в стране. Власти при этом смягчили удар по населению новых тарифов, выделив 1,6 млрд. на компенсации и увеличив пособия для малоимущих семей в холодное время года.
Эксперты также отметили, что именно PAS предприняла реальные шаги для поиска альтернативных источников энергии. «К сожалению, за 30 лет независимости в этом направлении ничего не было сделано», — отметила доктор политических наук Анжела Колацки.

Управление потоком беженцев

Еще одной заслугой нынешней власти эксперты считают успешное управление потоком беженцев из Украины. Власти в кратчайшие сроки развернули палаточный лагерь у КПП Паланка и обустроили Центр временного размещения беженцев на Moldexpo. Также власти организовали транспорт для перевозки беженцев, а затем создали коридоры для их дальнейшего движения в Румынию и другие европейские страны. Об успехах и достижениях властей Молдовы в управлении кризисом беженцев не раз говорили на международном уровне, отметил Алексей Тулбуре.

Минимальная пенсия

Увеличить минимальную пенсию до 2 тыс. леев было одним из предвыборных обещаний PAS. Обещание выполнили, правда, пенсию увеличили не всем, а только тем, у кого есть полный стаж. По информации властей, минимальную пенсию увеличили 183 тыс. пенсионеров. В среднем увеличение составило 366 леев.

Стамбульская конвенция

Ратификация Стамбульской конвенции — международного соглашения против насилия в отношении женщин и насилия в семье. Это первый подобный документ, согласно которому страна берет на себя обязательство создать правовую базу для борьбы с насилием в отношении женщин. Присоединившиеся к конвенции страны должны криминализировать психологическое насилие, преследование, физическое и сексуальное насилие, принудительный брак, принудительные аборты и стерилизацию. Также, согласно конвенции, уголовному или другому правовому наказанию должны подлежать и сексуальные домогательства (харрасмент). В документе, кроме того, даны определения «гендера» и «гендерного насилия».

Молдова подписала документ в 2017 году, но предыдущие власти не торопились его ратифицировать. Нынешнее парламентское большинство ратифицировало конвенцию, несмотря на критику со стороны оппозиции.

Провалы

Рост цен

В этом году Молдова столкнулась с рекордным ростом цен: по последним данным, за год инфляция достигла 32%. Оппозиция винит в таком беспрецедентном росте цен власть и организует на этой волне антиправительственные протесты.

По словам Алексея Тулбуре, в экономическом плане у нынешнего правительства нет каких-либо программ, которые бы «воодушевляли и определяли место Молдовы в мировом разделении труда»: «Пока у этого правительства нет никаких идей, которые могли бы нас вдохновить».

Борьба с коррупцией 

Не видно особых успехов PAS и в борьбе с коррупцией и деолигархизации страны, на которых партия строила свою предвыборную программу. «Люди, которые олицетворяли предыдущий режим захваченного государства, — либо в бегах, либо разгуливают на свободе внутри страны, а некоторые из них занимают госдолжности», — отметил Тулбуре.

Анжела Колацки также отметила отсутствие успехов в сфере юстиции и в расследовании кражи миллиарда. Но, по ее словам, в таких реформах «нужно спешить медленно». «Проводить реформы в системе юстиции нужно очень тщательно, обдумывая каждый ход, поэтому все движется очень медленно, но все-таки движется», — считает Колацки.

Борьба с ковидом

Еще одним вызовом для PAS стала пандемия коронавируса. Можно сказать, что PAS получила власть в разгар пандемии и кампании вакцинации. Но во второй половине 2021 года смертность от COVID-19 в Молдове превысила показатели первой половины года, а темпы вакцинации оставляли желать лучшего.

По мнению эксперта в области прав человека Вячеслава Балана, кризис в борьбе с пандемией стал результатом «абсолютно некомпетентного подхода на всех этажах власти». По его словам, власти не смогли противостоять дезинформации и конспирологии, а минздрав только в конце 2021 года навел порядок в статистике смертности от коронавируса, «неожиданно сообщив всем, что несколько сотен смертей оказались неучтенными»: «Такие откровения еще больше подорвали доверие населения к власти и подлили масла в огонь конспирологов».

Закон «О прокуратуре»

Одним из самых скандальных законопроектов PAS стал проект поправок в закон «О прокуратуре». Они, в числе прочего, предусматривают два механизма отставки генпрокурора, а также сокращение состава Высшего совета прокуроров с 15 до 12 человек и исключение из него генпрокурора, прокурора Гагаузии и главы Союза адвокатов, входивших в совет по праву должности. Законопроект раскритиковала Венецианская комиссия, которая, в числе прочего, рекомендовала властям пересмотреть механизм оценки деятельности генпрокурора.

Политаналитик Дионис Ченуша тогда отметил, что «правительство с самого начала знало, что ни один независимый эксперт в области права не поддержит включение в закон аспектов, которые позволяют политизировать прокуратуру».

Власти внесли поправки в свои поправки, после чего Венецианская комиссия отметила, что Молдова учла большинство рекомендаций.

TeleRadio Moldova

Немало критики вызвало и решение правящего большинства перевести общественную телерадиокомпанию TeleRadio Moldova (TRM) и телеканал Moldova 1 под контроль парламента. Кроме того, внесенные PAS поправки в законодательство позволяют парламенту отправлять в отставку главу TRM. Этот шаг раскритиковала оппозиция и медийные НПО. Последние выступили с заявлением, в котором отметили: «Мы убеждены, что общественное телевидение может выполнять свою миссию только при отказе власти от рычагов влияния, которые она может использовать для продвижения собственных интересов».

По словам адвоката Центра независимой журналистики Кристины Дурни, подобные поправки в законодательство дают больше возможностей для политического влияния на руководство телеканалов TRM и для косвенного влияния на их редакционную политику. При этом эксперт отметила, что управление компанией Teleradio-Moldova и раньше оставляло желать лучшего, а общественные телеканалы Moldova 1 и Moldova 2 всегда явно поддерживали политические силы, находящиеся у власти.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Фото: Самоуправление Вильнюса, Facebook

«Прибалтийские вымираты»? Что на самом деле с демографией в Латвии, Литве и Эстонии

Российская и белорусская пропаганда активно эксплуатирует тему демографии в странах Балтии, превращая реальные вызовы — эмиграцию, старение населения и отложенное родительство — в инструмент дискредитации. Используются и пропагандистские клише вроде «прибалтийских вымиратов». Нарративы преувеличивают масштабы проблем, искажают статистику и умалчивают о схожих тенденциях в самих России и Беларуси, в частности — о росте численности населения в Литве, Латвии и Эстонии в последние годы на фоне снижения этих показателей у себя. Наши партнеры из «Новая газета. Балтия» разобрались в вопросе с помощью экспертов. NewsMaker публикует адаптированную версию материала.

Обратный тренд: больше приезжают, чем уезжают

Основной пропагандистский тезис — схожий с тем, что российская пропаганда продвигает и в Молдове — в советское время Литва, Латвия и Эстония процветали, а после распада СССР начались беды: промышленность в упадке, рождаемость падает, люди массово уезжают.


Читайте также:
Спецпроект NM «Пустеющая Молдова. 4 волны молдавской эмиграции»


Манипуляции строятся на частичной правде, без общеевропейского контекста и с игнорированием собственных проблем. Пропаганда играет на струне демографической тревоги.

Примечание: В статье использована статистика ООН за 1950–2023 годы. Эти данные предоставляются самими государствами. Статистика из Литвы, Латвии и Эстонии у независимых экспертов не вызывает сомнений. В то же время Россия и Беларусь неоднократно обвинялись в занижении данных о смертности во время пандемии и масштабах эмиграции в условиях войны и политического давления.

Рупоры Кремля и официального Минска утверждают, что массовая эмиграция началась сразу после распада СССР. На самом деле — ещё в конце 1980-х. Например, в 1989 году из Литвы выехали 27 тысяч человек. Это не соответствует их версии, ведь СССР существовал ещё два года.

Сегодня ситуация меняется. В последние годы в страны Балтии приезжают больше, чем уезжают. Этот тренд усилился после начала войны в Украине, но начался раньше: в Эстонии — с 2015 года, в Литве — с 2019-го.

Игнорируется и другой факт: балтийские эмигранты не разрывают связи с родиной. В 2023 году в Литву перевели около 900 млн евро. Кроме того, всё больше граждан возвращаются домой благодаря действующей национальной программе.

— Литва за последние десятилетия пережила несколько волн эмиграции, — говорит доцент Университета Витаутаса Великого Анджей Пукшто. — Одна из наиболее крупных произошла после вступления в Евросоюз. Она продолжалась до 2018–2019 годов. А теперь тренд сменился: больше граждан Литвы возвращаются из-за границы, нежели покидают страну. Небольшой, но успех, которым нужно гордиться.

Причины эмиграции также меняются. Раньше это были в основном экономические факторы, теперь — всё чаще социальные. Среди причин — недовольство бюрократией, политикой, а также разрыв между крупными городами и регионами.

— Одна из задач нынешнего правительства — это создание Министерства регионов, — напоминает Анджей Пукшто. — Я считаю, что большее внимание к провинции позволит укрепить социальную политику и повысить качество жизни и привлекательность небольших населённых пунктов.

Более половины литовских семей воспитывают одного ребёнка

С 1990 по 2023 год численность населения Литвы снизилась на 850 тысяч человек. По данным ООН, в 2023 году в стране проживало 2,841 млн человек (в 1990 — 3,691 млн). Причины — не только эмиграция, но и снижение рождаемости. С 2018 года этот показатель упал почти на треть. Сейчас в Литве на тысячу жителей приходится 7,5 родов (в Эстонии — 8,1, в Латвии — 7,6).

В 1990 году в Литве родилось 57 тысяч детей, в 2000 — 34 тысячи, в 2010 — 32 тысячи, в 2020 — 25 тысяч. Более половины семей воспитывают одного ребёнка, 37% — двоих, 7% — троих и более.

Предыдущие правительства пытались изменить ситуацию: ориентировались на немецкий и скандинавский опыт — повышали пособия, делали жильё доступнее, поддерживали женщин на рынке труда.

— Нет одного правильного рецепта, — считает Анджей Пукшто. — Если бы достаточно было социальной поддержки, то самая высокая рождаемость наблюдалась бы в Швеции и Норвегии. Но там тоже кризис. Предыдущее правительство Польши настаивало на запрете абортов, одновременно ввело пособие на каждого ребёнка. Но это не повысило рождаемость, хотя времени прошло достаточно.

Конструкт общества в Европе меняется: приоритет — карьера, семья и дети откладываются. Средний возраст деторождения в странах Балтии вырос с 25–26 до 30–31 года.

— Есть одно но: российская и белорусская пропаганда не упоминают, что это общая проблема для всего европейского континента, — обращает внимание Анджей Пукшто. — Великобритания и некоторые другие страны поддерживают численность населения только благодаря притоку мигрантов.

Евростат подтверждает: два года назад в среднем в ЕС было 8,2 родов на тысячу жителей — на уровне балтийских стран. Самые низкие показатели — в Италии (6,4), Испании (6,6), Греции (6,8). Эти страны в пропаганде не фигурируют.

Литва принимает меры: меняется налоговое законодательство, повышаются пособия, вводится бесплатное питание для младших школьников, расширяется помощь парам с бесплодием.

Сейм рассматривает инициативу, по которой семьи смогут участвовать в управлении на местах — высказываться по вопросам образования, здравоохранения и пр. Это должно повысить вовлечённость и доверие к власти.

Жилищный вопрос также важен. Новый подход социал-демократов — налоговая реформа, которая может заставить владельцев нескольких квартир выставить их на продажу. Это увеличит предложение на рынке и снизит цены.

Старение населения — общеевропейская тенденция

Плотность населения в Литве — 46 человек на км², в Латвии — 30, в Эстонии — 32. Для сравнения: в Норвегии — 15, в Финляндии — 18, в Швеции — 26. Эти показатели соответствуют естественным условиям, считают эксперты.

По численности населения страны Балтии значительно опережают Мальту, Люксембург и Кипр. Но такие сравнения в пропаганде отсутствуют.

Старение населения — общий тренд. Более 40 тысяч литовцев ежегодно достигают 65 лет, на рынок труда выходят 26 тысяч. При этом более 80 тысяч пенсионеров продолжают работать.

Продолжительность жизни выросла: в Латвии — с 70 до 76 лет, в Литве — с 71 до 76, в Эстонии — с 70 до 79. Число жителей старше 80 лет растёт, доля детей до 15 лет — снижается.

Смертность остаётся высокой. В 2023 году в Эстонии — 12,2 смерти на тысячу человек, в Латвии — 14,7, в Литве — 14,3.

— В условиях возрастного общества роль здравоохранения растёт, и литовские политики на это адекватно реагируют, — полагает Анджей Пукшто. — Недавно поднималась дискуссия, чтобы в госполиклиниках не взималась дополнительная плата. Вопросы соцобеспечения и здравоохранения всегда были козырем социал-демократов, которые ещё три года будут у власти. Хотя и остальные партии понимают: если не будет хорошего пакета социальной политики, то они далеко не уедут. Но соцдемам это всегда удавалось особенно хорошо.

— На всём постсоветском пространстве рождаемость невысокая, кроме, может быть, центральноазиатских стран. Россия — не исключение (8,9 родов на тысячу жителей, это самый низкий показатель за последние двадцать лет — прим.), — говорит он. — При этом есть другая статистика, которую не услышишь в эфире российского и белорусского телевидения. Средняя зарплата, низкий уровень безработицы, бюджетный дефицит, объём ВВП, публичный долг — экономические показатели в Литве очень неплохие. В страну поступают европейские, американские, азиатские инвестиции. Это наглядно демонстрирует уровень доверия и указывает на улучшение в перспективе социальной динамики.

По словам эксперта, для улучшения демографической ситуации нужен комплекс мер, а не только денежное стимулирование.

— Для некоторых семей дополнительные 150–200 евро ничего не значат. Но есть и те, кому такая помощь — на вес золота. Важнее другое: на фоне разговоров о международной и военной безопасности мы, кажется, пришли к осознанию значения социальной безопасности.

Что в России и Беларуси?

Между тем, население России с 1990 года сократилось на 3 миллиона, в 2023 году — 145,6 млн человек. В Беларуси — на миллион, до 9,1 млн. Рождаемость — 8,9 (РФ) и 7,1 (РБ) на тысячу. Смертность — 12,3 и 13,3 соответственно.

— Если признать собственные проблемы, то пропагандистский нарратив перестанет работать, — отмечает эксперт по вопросам дезинформации и пропаганды, заместитель министра культуры Литвы Виктор Денисенко. — Станет очевидно, что демографическая ситуация и её ухудшение актуальны для всей Европы, а для России и Беларуси картина ещё более тревожная.

— Принцип российской пропаганды и дезинформации сводится к «доказательствам», что там всё плохо, так как страны Балтии выбрали западный вектор, разорвав тесные связи с Россией, — продолжает эксперт. — Кремлёвский дискурс заключается в том, чтобы провести корреляцию между объективными показателями (небольшой территорией и числом населения) и степенью влияния в мировой политике.

Если постоянно отбиваться от большого числа атак, то никакого ресурса не хватит, обращает внимание эксперт. В последнее время алгоритм реагирования стал более обдуманным. Ведь если начать отвечать, то невольно поспособствуешь распространению нарративов.

То, чем занимается российская пропаганда, по словам Денисенко, — это в первую очередь попытка доказать ошибочность западного вектора развития и создать в обществе стран Балтии определённую иллюзию: «Сомневающаяся часть населения может посчитать, что правительство не справляется, а ситуация становится всё хуже и хуже. Идёт накачка, мол, пенсию не получишь, так зачем платить налоги? Это подрыв доверия к собственной стране, попытка раскачать общество изнутри».

Если мотивы Кремля более-менее понятны, то в случае с Беларусью речь идет о нескольких причинах распространять манипулятивные нарративы — от примитивной мести за санкции до дискредитации стран Запада, говорит историк и исследователь Александр Фридман.

— Беларуская пропаганда использует нарративы не только про демографическую ситуацию, но также любит упоминать уничтожение промышленности, низкий экономический уровень и так далее, — перечисляет Фридман. — При этом никогда не сообщает об успехах. Например, об уникальном опыте цифровизации Эстонии. Хотя для всей Европы это передовой пример.

Несмотря на общий вектор, беларуская пропаганда, по наблюдениям исследователя, все же отличается от российской. Она более дифференцированная и более «советская», когда говорит про страны Балтии.

— В России действует более прямо: мол, во время Второй мировой войны там были нацисты и сейчас такие остаются. Но в понимании большой кремлёвской пропаганды Литва, Латвия и Эстония не заслуживают внимания. Им гораздо интереснее уколоть Германию или Францию, — замечает эксперт.

В белорусской пропаганде Ггворят, например, что в Литве и Латвии низкий экономический уровень, а Паланга и Юрмала в упадке, так как туда не ездят беларусы и россияне. Одновременно беларуская власть пытается разделить политиков и нацию. Это осознанная дихотомия: плохие правители и хороший народ.

— Есть чёткое противопоставление: Беларусь — самостоятельное государство, само определяющее политику, а вот страны Балтии — нет, они марионетки в чужих руках, которых используют. Это отражается даже в терминологии. Минские пропагандисты любят использовать понятие лимитроф (от лат. limitrophus — пограничный), обозначающее слабое и зависимое от другой страны государство, — приводит пример Александр Фридман.

— На странах Балтии аккумулируется ненависть, — резюмирует эксперт. — Когда вводятся санкции, то подчёркивается, что это всё Вильнюс, Рига и Таллинн. Эти тезисы укореняются, и есть публика, в сознании которой они останутся надолго.

При поддержке Медиасети

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: