facebook.com/i.ceban

Город левый, город правый. Сможет ли кандидат-социалист впервые «взять» мэрию Кишинева


Регистрация кандидатов на выборах мэра Кишинева завершается на следующей неделе, но все основные претенденты, судя по всему, уже включились в борьбу. Одним из явных фаворитов гонки считается кандидат Партии социалистов Ион Чебан. За все годы независимости левым ни разу не удавалось «взять» столичную мэрию. Их кандидаты уверенно проходили во второй тур и там неизменно проигрывали. NM решил вспомнить, как проходили выборы столичного мэра за два десятилетия, и оценить шансы Чебана выполнить миссию, которую до него провалили Игорь Додон, Зинаида Гречаная и другие кандидаты левых.

За годы независимости в Молдове несколько раз менялась власть. Правых у власти сменяли левые и наоборот. Но кое-что оставалось неизменным: кто бы ни приходил к власти в республике, в столице Кишиневе на выборах никогда не побеждали левые.

Право руля

Первым избранным мэром Кишинева в 1990 году стал представитель Народного фронта Николае Костин. Четыре года спустя на этот пост избрали Серафима Урекяна, который в итоге руководил столицей до 2005 года.

К концу 90-х левые, представленные в первую очередь набиравшей силу Партией коммунистов, укрепились настолько, что на выборах в Кишиневе уже могли составить конкуренцию правым и центристам.

В 1999 году кандидат от Блока коммунистов, аграриев и социалистов Василе Йовв занял второе место с результатом 22,68%. Третьим был тогдашний лидер крайне правого Народного фронта Юрие Рошка, набравший 11,36%.  Урекян, получивший 51,06% голосов, победил уже в первом туре. Кстати, в выборах тогда участвовал будущий генпрокурор Валериу Зубко, он был кандидатом от Новой молдавской национальной партии и занял последнее место с 0,32%.

В 2003 году для победы на выборах мэра Кишинева Серафиму Урекяну понадобилось уже два тура. Его главным конкурентом был кандидат от находившейся в то время у власти на уровне республики Партии коммунистов Василе Згардан. В первом туре Згардан получил 40,71%, Урекян — 44,5%. Во втором Урекян получил 53,91%, Згардан — 46,09%.

Третьим в первом туре тогда стал кандидат от Христианско-демократической народной партии (преемник Народного фронта) Влад Кубряков — 7,99%. Четвертым — бизнесмен Виорел Цопа (3,14%), тогда его имя было не очень на слуху, не то что теперь.

После отставки Серафима Урекяна с поста мэра Кишинева в 2005 году в столице наступил длительный период руководства в режиме и.о. В течение двух лет — вплоть до января 2007 года — обязанности мэра исполнял прежний вице-мэр Василе Урсу.

В 2005 году были предприняты четыре попытки избрать мэра. И все четыре раза выборы признавались не состоявшимися из-за низкой явки. Порог тогда составлял одну треть избирателей, внесенных в списки.

Первые две попытки предприняли в июле 2005 года. Тогда на пост мэра от Партии коммунистов дважды баллотировалась Зинаида Гречаная. В первый раз она получила 50,15%. Ее главным конкурентом был экс-премьер Дмитрий Брагиш, получивший 20,65%. Тогда же, кстати, на пост мэра впервые выдвигался либерал Дорин Киртоакэ, правда, он набрал всего 7,13% голосов.

На повторных выборах Зинаиде Гречаной противостоял единственный кандидат, лидер движения «Равноправие» Валерий Клименко. Тогда за Гречаную проголосовали 87,78%. Но поскольку явка не дотянула даже до 20%, выборы признали несостоявшимися.

Еще две попытки избрать мэра предприняли в ноябре и декабре 2005 года. Оба раза выборы признали не состоявшимися из-за низкой явки. В обоих случаях фаворитом был поддержанный Партией коммунистов и.о. мэра Василе Урсу. А его главным оппонентом — Дорин Киртоакэ. 27 ноября Урсу получил 46,66%, Киртоакэ — 25,14%. Две недели спустя за Урсу проголосовали 52,91%, за Киртоакэ — 35,62%.

В следующий раз избирать мэра взялись летом 2007 года. Правящие коммунисты, для которых «взятие» мэрии стало делом принципа, неплохо подготовились. Во-первых, снизили порог в первом туре до одной четверти, а для второго тура отменили его полностью. Во-вторых, в начале 2007 года вместо ушедшего в Минтранс Урсу и.о. мэра назначили его заместителя Вячеслава Иордана и взялись его активно продвигать.

На июньских выборах «раскрученный» коммунистами Иордан получил в первом туре 27,62%. Киртоакэ, проведший куда более скромную кампанию, набрал 24,37% голосов.

Те выборы запомнились еще и политическим дебютом Владимира Филата. Он тогда выдвигался от Демпартии, провел яркую и довольно затратную кампанию, заняв в итоге четвертое место с 8,3% голосов. Спустя несколько месяцев он объявит о выходе из ДПМ и создаст Либерально-демократическую партию.

А тогда на выборах мэра Кишинева во втором туре 28-летний либерал Киртоакэ неожиданно для многих уверенно победил выдвиженца коммунистов: Иордан получил лишь 38,83%, Киртоакэ — 61,17%.

Следующий раз мэра Кишинева избирали уже при правлении Альянса за европейскую интеграцию, в 2011 году. И тогда главная борьба тоже разворачивалась между кандидатом от левых и правых. Действующему градоначальнику Дорину Киртоакэ противостоял Игорь Додон — в то время он еще выдвигался от Партии коммунистов.

Для победы в первом туре Додону не хватило менее 2% голосов — он набрал 48,07%. Киртоакэ отстал не намного — 46,51%. Во втором туре Киртоакэ по традиции разыграл геополитическую карту, мобилизовав правый электорат. В итоге либерал победил с минимальным отрывом — 50,6% против 49,4%.

Столичная кампания сыграла не последнюю роль в решении Додона покинуть Партию коммунистов. В проигрыше он обвинил коллег по партии, которые не только не помогали, но и «ставили палки в колеса» его кампании. Спустя несколько месяцев он вышел из ПКРМ и возглавил Партию социалистов.

Через четыре года, в 2015 году, ситуация была похожей. Тоже два главных кандидата: слева и справа, только Киртоакэ на этот раз противостояла ближайшая соратница Додона по Партии социалистов — Зинаида Гречаная. В первом туре Киртоакэ ненамного обошел Гречаную — 37,52% против 35,68%. Во втором туре в ход снова пошел геополитический месседж, и это опять сработало. Киртоакэ избрали мэром с результатом 53,54%. Гречаная получила 46,46%.

Шанс пробил

Как видно, в центре всех избирательных кампаний в Кишиневе за последние 20 лет было противостояние левого и правого кандидатов. На всех последних выборах два главных игрока в первом туре показывали примерно близкие результаты, иногда кандидат слева даже вырывался вперед. Но во втором туре правый кандидат неизменно брал верх.

Ключевую роль в этом играла мобилизация правого электората. В случае с Дорином Киртоакэ этого, как правило, достигали переходом от собственно городских хозяйственных проблем к геополитической риторике и «экскурсам» в острые исторические темы: «коммунистический режим», «рука Москвы», «русские танки» и т.д.

О мобилизационном ресурсе условных левых и правых в столице можно отчасти судить и по президентским выборам 2016 года. Тогда по итогам довольно эмоциональной и мобилизационной кампании кандидат-социалист Игорь Додон во втором туре в муниципии Кишинев в абсолютных цифрах практически повторил свой результат на мэрских выборах 2011 года — чуть более 181 тыс. голосов (в 2011 году он набрал 182,5 тыс.) За лидера партии «Действие и солидарность» (PAS) Майю Санду проголосовали около 199 тыс. кишиневцев.

У нынешних выборов, впрочем, своя специфика. Фаворитов гонки, если судить по опросам, трое. Кроме условно левого кандидата от социалистов Иона Чебана и условно правого лидера партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Андрея Нэстасе, поддержанного Майей Санду, в гонку включилась и.о. мэра Сильвия Раду. Она позиционирует себя как независимый кандидат-технократ, при этом пользуется поддержкой правящей Демпартии. Своего электората у демократов в Кишиневе немного, зато есть весомый административный и финансовый ресурс.

Учитывая крайне сложные отношения между Нэстасе и руководством Демпартии, едва ли во втором туре правые и демократы будут работать на один результат. Причем независимо от того, кто именно — Нэстасе или Раду — в него выйдет. Разочарование и демобилизация правоцентристского проевропейского электората резко повышают шанс левых на успех.

Эксперты сомневаются в том, что на этот раз сработает геополитический фактор. «Если бы Кишинев все эти годы нормально управлялся представителями правых политических сил, то у правых были бы серьезные шансы. Однако многие кишиневцы, ранее голосовавшие за мэра по геополитическим критериям, могут изменить свое мнение», — говорит в беседе с NM политический аналитик, экс-депутат от Демпартии Стелла Жантуан.

Демпартия разыграла в Кишиневе многоходовку, говорит эксперт: «Для того, чтобы вытеснить кандидата DA и PAS, демократы делают все возможное, чтобы раздробить правый фланг, в том числе, за счет карманных правых». А Сильвия Раду и Ион Чебан, по ее словам, «не являются жесткой оппозицией власти, скорее, частью ее».

Многое, по ее словам, будет зависеть от стратегии кандидата правых проевропейских сил. «Если они будут действовать реактивно, а не формировать собственную повестку, то высока вероятность, что во второй тур пройдут Раду и Чебан. Такой вариант наиболее выгоден демократам», — считает эксперт.

Она отметила и еще один фактор, ярко проявивший себя на прошлых выборах: результаты выборов в муниципии серьезно зависят от пригородов. А там, отмечает Жантуан, демократы почти повсеместно установили контроль и, соответственно, располагают внушительным админресурсом. 

Шансы на победу левого кандидата Жантуан оценивает как 50 на 50. «Левые никогда не выигрывали в городе. Коммунистам в свое время при внушительных ресурсах не удалось одержать победу в Кишиневе, не смогли стать мэрами ни Гречаная, ни Додон, структура избирателя в столице отличается от республиканской», — говорит эксперт.

Политический эксперт Дионис Ченуша считает, что выборы в Кишиневе станут для основных политических сил пробой сил перед осенними парламентскими выборами. «Социалисты являются фаворитами, даже несмотря на то что они проиграли на недавнем референдуме по вотуму о недоверии бывшему мэру Дорину Киртоакэ. Они пройдут во второй тур, но не смогут выиграть с первого», — сказал в беседе с NM Ченуша.

Шансы на победу левого кандидата, по словам эксперта, будут зависеть от уровня явки и протестного голосования. «Андрею Нэстасе будет сложно победить, хотя на его стороне команда Майи Санду. Главная слабость Нэстасе в том, что он, по сравнению с кандидатом социалистов, редко интересовался делами города. Нэстасе всегда видел себя частью центральной власти. Для него должность мэра — только промежуточный этап на пути к более высокой должности в парламенте или правительстве», — считает Ченуша.

Демократам, по его словам, выгодно, чтобы Кишиневом осталась руководить Сильвия Раду. Это возможно при условии массового протестного голосования против кандидата социалистов. Но для этого, говорит Ченуша, в случае выхода Раду во второй тур, Санду, Нэстасе и другие правые должны будут просить своих сторонников голосовать за кандидата, считающегося близким к Демпартии. «Этого внепарламентская оппозиция, скорее всего, не сделает. Склонить людей к бойкоту легче, чем мобилизовать голосовать против Чебана и за Раду», — уверен эксперт.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

В Молдове рекордно упал рынок недвижимости. Квартиры в Кишиневе подешевеют?

Число сделок с жилой недвижимостью в Кишиневе упало почти на 70%. NM разбирался, почему рынок недвижимости в стране рекордно снизился, и стоит ли ждать, что жилье подешевеет.

Что происходит на рынке жилья

На рынке недвижимости Молдовы и, в частности, в Кишиневе продолжается заметное падение числа сделок купли-продажи. По данным Кадастра недвижимости, число покупок квартир по итогам третьего квартала снизилось на 69% по сравнению с третьим кварталом прошлого года — с 4098 до 1275. С начала года число сделок в Кишиневе сократилось на 54% — с 11494 до 5335.

Аналогичная ситуация по всей стране. В третьем квартале в Молдове продали 2422 квартиры, то есть на 59% меньше, чем годом ранее. Так, в Бельцах продали 284 квартиры, а за аналогичный период прошлого года — 535, в Кагуле — 70 квартир, в то время как в третьем квартале 2024 года — 112, в Унгенах — 84 квартиры против 100 год назад.

Выросла продажа квартир лишь в шести районах: Сорокском (с 72 до 82), Каларашском (с 21 до 29), Криулянском (с 15 до 20), Бессарабском (с 11 до 16), Флорештском (с 46 до 50) и в Тараклийском (с 11 до 12).

Продажа жилых домов в третьем квартале уменьшились на 27% — с 3183 сделок купли-продажи в третьем квартале 2024 года до 2310 в третьем квартале этого года. Число проданных домов в Кишиневе сократилось за год на 59% — с 497 до 205. Небольшой рост был в Каушанском, Шолданештском, Чадыр-Лунгском, Кантемирском, Резинском, Комратском, Сорокском и Дубоссарском районах, в остальных районах — спад.

Аналитик агентства недвижимости Acces Imobil Виктор Черноморченко рассказал, что параллельно со спадом продаж выросло ее время. Если в 2020-2021 годах квартиру в среднем продавали за 1-2 месяца, то в 2025 году этот показатель составляет 3-4 месяца. «Это замедление темпов продаж в сочетании со все более медленным обновлением предложения формирует картину частично заблокированного рынка. Все больше покупателей откладывают решение о покупке на фоне подорожания жилой недвижимости и экономической неопределенности, а, с другой стороны, растет число владельцев, выставляющих свои жилье на продажу по завышенным ценам», — написал эксперт в своем блоге.

Почему упали продажи

Черноморченко также отметил, что доступность жилья тоже снизилась. Так, в 2020 году один квадратный метр жилья стоил 1,7 средней зарплаты по экономике, а средняя стоимость квартиры составляла €45 тыс. А в этом году квадратный метр стоит уже 2,1 средней зарплаты, а средняя стоимость квартиры составляет €100 тыс. «Удвоение цен без пропорционального роста доходов объясняет нынешний застой на рынке и все большую трудность для семей при покупке жилья», — считает Черноморченко.

Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ, в свою очередь, считает, что нынешнее падение продаж — рекордное за последние 15 лет, а в сравнении с пиком рынка в 2020 году число сделок упало в три раза. По его словам, у этого несколько причин: беспрецедентный рост цен на недвижимость, регламентирование транзакций с наличными (покупка недвижимости стоимостью свыше €80 тыс. за наличные запрещена), а также небольшой объем строительства и сдачи в эксплуатацию жилья. «В этом тоже минимум за последние 10-15 лет. Все это привело к минимуму продаж за 15 лет. Нужно что-то делать. Рынок попробует адаптироваться», — написал Ионицэ в своем блоге на YouTube.

Глава Агентства недвижимости Nika Imobil Петр Олейник считает, что сработал закон спроса и предложения. «При увеличении цены спрос снижается, рынок приходит в равновесие. Сейчас нет ажиотажного спроса, который вызвал рост цен в прошлом году. Prima Casa — уже более-менее стабильный продукт (в прошлом году государственную ипотечную программу обновили, сделав доступной покупку жилья без первого взноса — NM). Все, кто в начале бросился на нее, уже купили квартиры. Все, кто хотел вложить наличные деньги в недвижимость, уже вложил», — полагает Олейник.

Сейчас, по его словам, жилую недвижимость покупают, в основном, чтобы жить там самим или чтобы сдавать в аренду. «Спрос идет на сегмент жилья стоимостью около €100 тыс. На эту сумму банки охотно дают ипотеку», — отметил Олейник.

Сделок мало. Цены снизятся?

Увы, нет. Цены на недвижимость держатся на прежнем уровне. Как отметил в своем анализе Черноморченко, в 2023 году средняя стоимость квадратного метра в Кишиневе составляла €1070, в 2024 году — €1540, а в 2025 году— €1720. «С тех пор рынок вошел в фазу плато: цены больше не растут, но и не падают, отражая напряженность между ожиданиями продавцов и возможностями покупателей», — отметил Черноморченко.

При этом, по его мнению, рынок недвижимости в Кишиневе продолжает развиваться. «Застройщики запускают новые проекты и адаптируют свои стратегии к новым экономическим реалиям, покупатели становятся более внимательными и информированными, тщательно анализируя каждую возможность, а продавцы, которые действительно хотят продать, корректируют цены в соответствии с реальной ситуацией на рынке», — пояснил он.

Олейник тоже отметил, что цены стоят на месте. «Есть тенденция от застройщиков: много объявлений о том, что они дают беспроцентную рассрочку на жилье. Видимо, это связано с тем, что ипотеку дают только под готовое жилье и в строящемся жилье есть дефицит [капитала]», — сделал вывод эксперт.

По его мнению, в дальнейшем рынок ждет стагнация — невысокая активность. «Число сделок будет небольшим и, скорее всего, будут вынужденные сделки, когда продавцу нужно срочно продать, например, он уезжает или нужно срочно закрыть финансовые обязательства. Или покупателю срочно нужно купить: свадьба, развод, расширение семьи», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: