rise.md

Их прослушка и опасна, и трудна. Как власти прослушивали и снимали оппозицию, общественников и журналистов


За последние три года полиция в рамках уголовных дел прослушивала и следила за несколькими десятками человек, среди которых оппозиционные политики, общественники и даже журналист NM. Об этом пишет в своем расследовании Rise Moldova. NM рассказывает главное, что мы узнали из этого расследования.

Первое дело

В расследовании RISE Moldova рассказывает, как полиция заводит уголовные дела, в результате которых устанавливается прослушка телефонов некоторых политиков и общественников, а иногда и слежка за ними.

Так, одно из дел было заведено еще весной 2016 года. 31 марта несколько лидеров платформы «Достоинство и правда» (DA) созвали пресс-конференцию, чтобы рассказать о протесте, который планировали провести 24 апреля.

Через несколько дней полиция завела уголовное дело по ст. 285 «Массовые беспорядки». По мнению правоохранительных органов, на пресс-конференции звучали призывы участвовать в протесте, который будет «настоящей революцией, что приведет к смене власти и установлению народного правительства».

Тогда же прокурор отдела исполнения уголовного преследования и борьбы с организованной преступностью Генпрокуратуры Серджиу Рошу попросил у судьи Дорина Мунтяну разрешить телефонную прослушку 12 человек на 30 дней.

Среди тех, чьи имена фигурировали в запросе — лидер платформы «Достоинство и правда» (DA) нынешний глава МВД Андрей Нэстасе и сторонники DA Кирилл Моцпан, Руслан Вербицкий, журналист Александр Козер, бывшие комбатанты Константин Боештян, Василий Якубов и Ион Караман. После этого Рошу запрашивал у судьи право на слежку еще за 10 людьми и расширения списка прослушки.

В список включили брата Андрея Нэстасе Василия Нэстасе и других активистов платформы DA Ингу Григориу, Михая Томачинского, Александра Тополенко и Даниела Улинича.

Протест тогда перерос в марш к дому лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и к его бывшему офису GBC.

5 мая 2016 года прокурор Рошу попросил продлить прослушки еще на месяц. Он обосновал это тем, что «собранные доказательства, позволяют считать, что Андрей Нэстасе готовится совершить преступления, предусмотренные Уголовным кодексом».

Одновременно силовики начали слежку и за другим активистом DA — Аурелиу Писикой.

В конце мая 2016 года в список прослушки включили и советника депутата-социалиста Адриана Лебединского Диану Пугу. Мотив силовиков был точно такой же, как и в случае с Нэстасе: «Готовится совершить нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом». После этого список редактировался еще раз в июне, в него включили трех неизвестных людей, которых звали Еуджен, Ион и Харлампий.

Второе дело

Второе дело, которое послужило поводом для прослушки, полиция завела в январе 2017 года, после того как Федерация профсоюзов в сфере образования и науки предложила пикетировать правительство и парламент с 17 по 20 января.

Дело было также заведено по ст. 285 «Массовые беспорядки». А причиной стали комментарии в Facebook, в которых люди с фальшивыми данными «звали население на насильственные действия против правительства Молдовы и массовые беспорядки».

По этому делу прокуратура запросила разрешение на телефонную прослушку 14 человек. Мотив был указан такой: «В подготовку к массовым беспорядкам могут быть активно вовлечены члены и сторонники платформы DA». Список людей схож с тем, что был в прошлом деле годичной давности: Андрей Нэстасе, Кирилл Моцпан, Константин Боештян, Аурелиу Писика, Ион Караман, Василий Якубов, Руслан Вербицкий, Сергей Чеботарь и группа комбатантов.

Протесты профсоюзов 17 января прошли без особого шума, но через неделю прокуроры включили в список прослушки еще двух человек — Виктора Мудрю и Юрия Скобиоалэ. Причиной было названо «возможное получение или передача данных, важных для уголовного дела».

В феврале 2017 года правоохранительные органы записали еще два разговора ветерана войны Василия Якубова. В одном из них он рассказывал о том, что встречался с другим ветераном Михаем Томачинским. «Он мне [говорит]: революция и революция! Больше часа с ним говорил, все его успокаивал, что возраст уже как бы не революционный. Говорю, тебе скоро 62, присоединяйся к нам и будь хорошим парнем», — говорил Якубов.

После этого сотрудники правоохранительных органов вновь стали прослушивать Томачинского, а заодно продлили на 30 дней мандат на прослушку 14 человек, фигурировавших в начале дела.

Позже Якубова и еще одного комбатанта исключили из списка прослушки, а сам Якубов стал часто появляться на мероприятиях правящей Демпартии.

Вместо них в списке прослушки появились зампред платформы DA Алена Мандатий и основатель NewsMaker.md Владимир Соловьев. Приказ о прослушке Соловьева был отдан 6 апреля 2017 года, на следующий день, после того как он объявил, что за ним следят неизвестные.

В документах нет четкого пояснения того, почему начали прослушивать Владимира Соловьева и Алену Мандатий. Речь идет о том, что они «могут получать или передавать данные, важные для уголовного дела».

Позже из списка исключили еще одного комбатанта, но вместо него включили еще шесть общественников, среди которых глава Института общественных политик Аркадие Барбарошие, экономический эксперт Серджиу Тофилат и активист Андрей Доника.
Барбарошие и Тофилат тогда протестовали против смешанной системы, которую продвигали демократы.

Однако на этом все не заканчивается. Уже 7 июня за  Андреем Нэстасе, Сергеем Чеботарем и Серджиу Тофлиатом устанавливают слежку. Причина все та же: «В соучастии с другими лицами готовят и совершают преступления, предусмотренные Уголовным кодексом». Право на слежку дает возможность следить за людьми, их домами и транспортом и смотреть, с кем они общаются.

19 июля вместо Тофилата в список слежки попал Кирилл Моцпан. После этого истек законный шестимесячный срок, когда силовики могут следить и прослушивать человека «на одном и том же основании».

Третье дело

Третье уголовное дело по статье «Массовые беспорядки» было заведено в июле 2017 года. Причиной послужили призывы к протестам в июне 2017 года против изменения избирательной системе. В рамках этого дела в течение полугода до января 2018 года прослушивали 29 человек. Речь идет об общественниках, политиках и даже их детях.

По сути, часть из этого списка фигурировала в двух вышеуказанных делах, а новое уголовное дело позволяло по закону еще полгода заниматься прослушкой.

Прослушка началась 19 июля 2017 года. Первым стали прослушивать профессора Леонида Лефтера, который был сторонником DA. 29 июля 2017 прослушивали еще  17 человек, среди которых Андрей Нэстасе, Ион Караман, Кирилл Моцпан, Алена Мандатий, ее сын Каталин, Серджиу Тофилат, Серджиу Чеботарь, Аркадий Барбарошие и директор центра юридических ресурсов Молдовы Владислав Грибинча.

В августе список достиг 29 человек, а среди прослушиваемых были зампред DA Александр Слусарь, дочь активиста DA Николая Жосана Руксанда Жосан, лидер молодежной организации DA Дину Плынгэу и зампред партии «Действие и солидарность» Дан Перчун.

Камеры в доме Перчуна

Однако дело не всегда ограничивалось прослушкой и слежкой. Например, в доме активиста партии «Действие и солидарность», а ныне депутата от блока ACUM Дана Перчуна установили аудио-видео устройства, позволяющие снимать его «без уведомления владельца».

Причиной этого  стал отчет для прокуратуры сотрудника Национального инспектората расследований Виктора Папука, в котором он писал, что после прослушивания Дана Перчуна выяснилось, что в его квартире по улице Рэдэуцану проходячт встречи лиц, «вовлеченных в потенциальную преступную деятельность».

В сентябре сотрудники правоохранительных органов также следили за Даном Перчуном, Андреем Нэстасе, Кириллом Моцпаном и Серджиу Чеботарем.

Не суд, да дело

В итоге в рамках трех дел прослушивали разговоры 52 человек. При этом восемь человек прослушивали в рамках всех трех дел — это первые лица платформы DA. Еще девять человек фигурируют в двух дела, а у остальных «в активе» только одно дело.

Прослушка поместилась на 205 DVD дисках, из которых информация на 204 DVD дисках «не представляла интереса для уголовного дела» и их уничтожили.

На единственном диске, который заинтересовал силовиков, был разговор, когда «неизвестный» позвонил Серджиу Чеботарю, чтобы узнать об «Ауреле», которого показывали по Prime.
Тогда принадлежащий Плахотнюку Prime давал новость о том, что Аурел Писика возмущался поведением Нэстасе и Моцпана.

Силовики подтвердили журналистам факт расследования трех уголовных дел. Так, замглавы Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам Валериу Бодян cказал, что по трем делам «окончательные решения не были приняты».

Директор Службы информационных технологий МВД Андриан Шова сказал, что по этим делам «уголовное расследование приостановлено по ст. 287/1, ч.1, п.2 — не установлено лицо, которому можно предъявить обвинение».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

В Молдове рекордно упал рынок недвижимости. Квартиры в Кишиневе подешевеют?

Число сделок с жилой недвижимостью в Кишиневе упало почти на 70%. NM разбирался, почему рынок недвижимости в стране рекордно снизился, и стоит ли ждать, что жилье подешевеет.

Что происходит на рынке жилья

На рынке недвижимости Молдовы и, в частности, в Кишиневе продолжается заметное падение числа сделок купли-продажи. По данным Кадастра недвижимости, число покупок квартир по итогам третьего квартала снизилось на 69% по сравнению с третьим кварталом прошлого года — с 4098 до 1275. С начала года число сделок в Кишиневе сократилось на 54% — с 11494 до 5335.

Аналогичная ситуация по всей стране. В третьем квартале в Молдове продали 2422 квартиры, то есть на 59% меньше, чем годом ранее. Так, в Бельцах продали 284 квартиры, а за аналогичный период прошлого года — 535, в Кагуле — 70 квартир, в то время как в третьем квартале 2024 года — 112, в Унгенах — 84 квартиры против 100 год назад.

Выросла продажа квартир лишь в шести районах: Сорокском (с 72 до 82), Каларашском (с 21 до 29), Криулянском (с 15 до 20), Бессарабском (с 11 до 16), Флорештском (с 46 до 50) и в Тараклийском (с 11 до 12).

Продажа жилых домов в третьем квартале уменьшились на 27% — с 3183 сделок купли-продажи в третьем квартале 2024 года до 2310 в третьем квартале этого года. Число проданных домов в Кишиневе сократилось за год на 59% — с 497 до 205. Небольшой рост был в Каушанском, Шолданештском, Чадыр-Лунгском, Кантемирском, Резинском, Комратском, Сорокском и Дубоссарском районах, в остальных районах — спад.

Аналитик агентства недвижимости Acces Imobil Виктор Черноморченко рассказал, что параллельно со спадом продаж выросло ее время. Если в 2020-2021 годах квартиру в среднем продавали за 1-2 месяца, то в 2025 году этот показатель составляет 3-4 месяца. «Это замедление темпов продаж в сочетании со все более медленным обновлением предложения формирует картину частично заблокированного рынка. Все больше покупателей откладывают решение о покупке на фоне подорожания жилой недвижимости и экономической неопределенности, а, с другой стороны, растет число владельцев, выставляющих свои жилье на продажу по завышенным ценам», — написал эксперт в своем блоге.

Почему упали продажи

Черноморченко также отметил, что доступность жилья тоже снизилась. Так, в 2020 году один квадратный метр жилья стоил 1,7 средней зарплаты по экономике, а средняя стоимость квартиры составляла €45 тыс. А в этом году квадратный метр стоит уже 2,1 средней зарплаты, а средняя стоимость квартиры составляет €100 тыс. «Удвоение цен без пропорционального роста доходов объясняет нынешний застой на рынке и все большую трудность для семей при покупке жилья», — считает Черноморченко.

Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ, в свою очередь, считает, что нынешнее падение продаж — рекордное за последние 15 лет, а в сравнении с пиком рынка в 2020 году число сделок упало в три раза. По его словам, у этого несколько причин: беспрецедентный рост цен на недвижимость, регламентирование транзакций с наличными (покупка недвижимости стоимостью свыше €80 тыс. за наличные запрещена), а также небольшой объем строительства и сдачи в эксплуатацию жилья. «В этом тоже минимум за последние 10-15 лет. Все это привело к минимуму продаж за 15 лет. Нужно что-то делать. Рынок попробует адаптироваться», — написал Ионицэ в своем блоге на YouTube.

Глава Агентства недвижимости Nika Imobil Петр Олейник считает, что сработал закон спроса и предложения. «При увеличении цены спрос снижается, рынок приходит в равновесие. Сейчас нет ажиотажного спроса, который вызвал рост цен в прошлом году. Prima Casa — уже более-менее стабильный продукт (в прошлом году государственную ипотечную программу обновили, сделав доступной покупку жилья без первого взноса — NM). Все, кто в начале бросился на нее, уже купили квартиры. Все, кто хотел вложить наличные деньги в недвижимость, уже вложил», — полагает Олейник.

Сейчас, по его словам, жилую недвижимость покупают, в основном, чтобы жить там самим или чтобы сдавать в аренду. «Спрос идет на сегмент жилья стоимостью около €100 тыс. На эту сумму банки охотно дают ипотеку», — отметил Олейник.

Сделок мало. Цены снизятся?

Увы, нет. Цены на недвижимость держатся на прежнем уровне. Как отметил в своем анализе Черноморченко, в 2023 году средняя стоимость квадратного метра в Кишиневе составляла €1070, в 2024 году — €1540, а в 2025 году— €1720. «С тех пор рынок вошел в фазу плато: цены больше не растут, но и не падают, отражая напряженность между ожиданиями продавцов и возможностями покупателей», — отметил Черноморченко.

При этом, по его мнению, рынок недвижимости в Кишиневе продолжает развиваться. «Застройщики запускают новые проекты и адаптируют свои стратегии к новым экономическим реалиям, покупатели становятся более внимательными и информированными, тщательно анализируя каждую возможность, а продавцы, которые действительно хотят продать, корректируют цены в соответствии с реальной ситуацией на рынке», — пояснил он.

Олейник тоже отметил, что цены стоят на месте. «Есть тенденция от застройщиков: много объявлений о том, что они дают беспроцентную рассрочку на жилье. Видимо, это связано с тем, что ипотеку дают только под готовое жилье и в строящемся жилье есть дефицит [капитала]», — сделал вывод эксперт.

По его мнению, в дальнейшем рынок ждет стагнация — невысокая активность. «Число сделок будет небольшим и, скорее всего, будут вынужденные сделки, когда продавцу нужно срочно продать, например, он уезжает или нужно срочно закрыть финансовые обязательства. Или покупателю срочно нужно купить: свадьба, развод, расширение семьи», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: