Страхом и одиночеством женщин-беженок могут воспользоваться люди с недобрыми намерениями. NM пообщался с активистами и волонтерами и рассказывает, почему трафик людей в условиях войны может стать реальной угрозой безопасности беженок, и как их можно обезопасить.
- 8 марта волонтер Валерия дежурила на одном из вокзалов Вены. К ней подошли две украинские девушки и рассказали, что их настойчиво пытались увезти неизвестные люди.
- 9 марта полиция польского города Вроцлав задержала 49-летнего мужчину по подозрению в изнасиловании украинской беженки. Как пишут польские СМИ, гражданин Польши предложил 19-летней украинке временное жилье через интернет.
- 11 марта представитель федеральной полиции Германии рассказал DW о пресечении десятков попыток мужчин воспользоваться отчаянием и бедственным положением прибывающих из Украины беженок.
- В ОБСЕ предупредили, что с начала войны в Украине на интернет-ресурсах отмечен всплеск поиска украинских женщин для секса и брака.
Только в Молдове, например, женщины составляют 66 % от числа всех беженцев из Украины. Каждая вторая беженка —женщина в возрасте 25-44 лет. Такие данные приводят Структуры ООН по вопросам гендерного равенства UN Women.
«Беженки приезжают замерзшие, уставшие, испуганные. Возможно, в Украине у них срабатывают инстинкты — спасти себя и ребенка любой ценой. Только когда они прибывают в Молдову, они начинают осознавать, что происходит. Плачут.
И мало-помалу до них доходит, что с сегодняшнего дня они будут ночевать на вокзалах, пока не доберутся до места назначения. Они будут есть то, что им дадут добрые люди, потому что денег у них нет. Они будут зависеть от милости других людей, которые могут им помочь, а могут и нет», — рассказывает Сильвия Урсул, волонтер рабочей группы Moldova for Peace.
В Европе торговля людьми — один из наиболее прибыльных видов подпольного бизнеса, который, по данным ООН, ежегодно приносит преступным группировкам около $3 млрд.
Торговцы людьми и сутенеры сбегаются на страх, отчаяние и неизвестность. Они предлагают кров, еду и «легкую работу». NM публикует скриншоты двух объявлений о работе в группах помощи украинским беженцам в Германии и Молдове. Оба объявления уже удалили. Отметим, в Молдове сутенерство и торговля людьми — уголовное преступление.


По ее словам, в русскоязычных группах помощи украинцам стали появляться предложения о трудоустройстве в массажных салонах в Европе. Несмотря на то, что модераторы удаляют подобные сообщения, отправители состоят в группах и могут напрямую связаться с беженками.

«На границе стояли две женщины: мама лет пятидесяти и дочь. Позже к ним подошла старушка и попросила постоять рядом с ними, потому что боится. Они так и стояли втроем, испуганные и недоверчивые. Мне пришлось десять раз заверить женщин, что я знаю водителя, который их отвезет, что знаю, где их разместят, что все будет хорошо», — делится Сильвия.

В один из дней ко мне подошел мужчина и начал дергать за жилет с надписью «Волонтер». Сказал, что тоже такой хочет. Я обратилась к полицейским. Они подошли через несколько минут и сказали, что все нормально. Мужчина якобы в первый раз на КПП и не знает, как здесь все устроено».
А мы, волонтеры, физически не можем приглядывать и за беженцами, и за водителями, и за потенциальными преступниками. У пограничников своя работа, они проверяют документы, стоят на стреме в бронежилетах и с оружием, чтоб, не дай бог, из Одессы не приехал российский БТР»

В МВД подтвердили NM, что полиция регулярно дежурит на КПП Паланка, в палаточном городке и у импровизированного вокзала.
«Сегодня, 18 марта, только на КПП Паланка дежурят семь сотрудников Борю миграции и убежища, 17 полицейских, 32 спасателя, восемь карабинеров и 29 пограничников», — сообщили в МВД. Там также отметили, что не зарегистрировали пока ни одного обращения от беженцев по факту торговли людьми, заверив, что министерство внимательно следит за происходящим.
17 марта Молдова и Европейский союз подписали соглашение о сотрудничестве в области пограничного контроля между молдавскими пограничниками и Европейским агентством пограничной и береговой охраны (Frontex).
Ожидается, что европейские пограничники помогут молдавским коллегам в борьбе с торговлей детьми и женщинами, риск которой очень высок.
Одна из администраторов группы в Facebook «Ajutor ucraineni în Moldova/SOS Українці Молдова» Ана Попапа пояснила NM, что модераторы удаляют все подозрительные сообщения в группе.



Чтобы избежать риска, связанного с торговлей людьми или секс-торговлей, женщины должны путешествовать до места назначения группами, отмечают эксперты La Strada Moldova. Также нужно следовать «золотому правилу» — не отдавать паспорт незнакомцам и не принимать сомнительных предложений о работе от людей «с улицы».
«Если вы замечаете, что одинокую женщину или женщину с ребенком кто-то настойчиво уговаривает, не проявляйте равнодушие.
Подойдите ближе, спросите, не нужна ли ей помощь и обратитесь в полицию или в Службу 112», — рекомендуют эксперты центра La Strada Moldova.
Вячеслав Балан
эксперт в области прав человека
«Риск очень большой. Дезориентированные, без средств к существованию, женщины из Украины находятся под большим риском. Власти Молдовы должны в первую очередь взять на себя работу для предотвращения трафика. Желательно с помощью международных организаций».
Миссия ОБСЕ в Молдове
«Миссия ОБСЕ в Молдове поддерживает инициативы по предотвращению и борьбе с торговлей людьми. Уделяя особое внимание прибывающим беженцам из Украины, Миссия в Молдове уже оказала поддержку местным партнерам в приобретении наборов для оказания первой помощи, которые раздадут женщинам из групп риска или жертвам гендерного насилия, включая торговлю людьми».
Жанна рассказывает, что после пережитого стресса и ужаса у девушек может включаться процесс диссоциации себя со своим телом, а для восстановления и реабилитации им может потребоваться больше времени.

«По многим данным, диссоциация с телом аналогична тому, что происходит у проституированных женщин: они отдают свое тело в сексуальный наем, им знаком этот механизм. Девушки пережили надлом, и этот надлом дальше предопределяет их выбор в тех странах, где выбор сделают за них. Например, в странах, где проституция легализована», — говорит Жанна.
Текст: Алина Михалкина
Фото: Андрей Мардарь / NewsMaker; Reuters; AP