facebook.com

Молдова смирилась? Как общественники Приднестровья борются с законом об «иностранных агентах»

Чуть менее года назад суд Тирасполя признал оправданными претензии местной прокуратуры к информационно-правовому центру «Априори». Прокуроры решили, что общественники нарушают новый закон, запрещающий им «политическую деятельность» на иностранные деньги. «Априори» грозили ликвидацией. NM выяснил, как год спустя работают центр и его проекты, как общественники были вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и почему считают Молдову ответственной за происходящее с приднестровской организацией.

От суда до суда

Тираспольский центр «Априори» стал первой общественной организацией, к которой применили новый приднестровский закон «О некоммерческих организациях» (НКО). Еще до его утверждения приднестровские общественники сравнивали документ с российским законом «об иностранных агентах».

Новый закон запретил местным НКО вести «политическую деятельность», используя иностранное финансирование. В случае нарушений, теперь у прокуратуры есть право через суд потребовать ликвидации НКО.

Закон «Об НКО» вступил в силу в мае 2018 года, а уже осенью прокуроры пришли с проверкой к «Априори». На базе центра работает гражданский клуб «19», где регулярно проводят дискуссии, лекции, выставки и кинопоказы.

Проведя несколько проверок, прокуратура решила, что «Априори» занимался «политической деятельностью» на иностранные деньги. Претензии вызвали два мероприятия — выставка «СМИ под давлением трех атмосфер: Смирнов, Шевчук, Красносельский» и доклад «Смешанная избирательная система: анализ и перспективы для Приднестровья» кандидата политических наук Анатолия Дируна.

Прокуроры посчитали все это «формированием общественно-политических взглядов и убеждений», запрещены законом «Об НКО». Общественники должны были устранить нарушения, или организации грозила ликвидация. Как «устранить» уже прошедшие мероприятия, в прокуратуре не уточняли.

«Априори» попытался опротестовать в суде претензии прокуратуры, но результатов это не дало. В феврале 2019 года суд первой инстанции оставил в силе решение прокуроров. Организации предстояли повторные проверки.

В апреле жалобу «Априори» отклонил уже Верховный суд Приднестровья. Несмотря на то, что общественники предоставили документы о том, что после принятия нового закона у них не было иностранного финансирования, Верховный суд «не нашел оснований» для пересмотра дела.

Без «оснований»

В июне «Априори» попытался пойти дальше и оспорить сам закон «Об НКО». Общественники обратились в приднестровский Конституционный суд с просьбой признать закон несоответствующим местной Конституции.

Они утверждали, что «закон нарушает нормы международного права и создает предпосылку для нарушения закрепленных в Конституции Приднестровья прав и свобод человека». В частности, ограничивает свободу граждан, объединяющихся в некоммерческие организации и работу этих организаций.

«То есть мы можем по одиночке проводить лекции об избирательных системах, а если объединимся — это политика», — поясняет NM юрист «Априори» Степан Поповский.

Три месяца спустя, 26 сентября, «Априори» получил очередной отказ. Судьи Конституционного суда «не смогли установить оснований для рассмотрения дела».

Статус-кво и «некрасивый» сценарий

Пройдя все местные приднестровские судебные инстанции, 24 октября «Априори» решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По словам юриста организации Поповского, приднестровские суды нарушили сразу шесть статей Конвенции по правам человека.

«Мы жалуемся в ЕСПЧ на несоблюдение приднестровскими судами свободы мнений, публичного и справедливого разбирательства дела, нарушение свободы ассоциаций и собраний, дискриминацию. Жалуемся на немотивированные решения и злоупотребление судей своими правами», — поясняет Поповский. Какие из этих претензий оправданы, предстоит решить ЕСПЧ.

Тем временем «Априори» продолжает работать. В Клубе «19» постоянно проводят кинопоказы, художественные выставки и дискуссии. Предписанная судом первой инстанции новая прокурорская проверка, которая должна была решить судьбу «Априори», так и не состоялась. Общественники заявили в прокуратуру об отказе от иностранного финансирования, хотя, как утверждают они, его не было задолго до принятия закона.

Председатель «Априори» Евгений Дунаев рассказал NM, что с лета 2019 года взаимодействие организации с приднестровскими властями приостановилось. Но общественники готовы к тому, что к ним снова появятся вопросы.

«С нашей стороны осталось лишь ждать решения ЕСПЧ, продолжать работать и быть готовыми ко всему. Закон „Об НКО“ лежит в Конституционном суде и тоже ждет решения ЕСПЧ», — объясняет Дунаев.

По его мнению, у ситуации с «Априори» есть несколько сценариев развития. «Сохранение статус-кво — „красивый“ вариант, полное прекращение деятельности и, конечно, может случиться что-то „некрасивое“ под влиянием эмоций», — поясняет Дунаев.

Он подчеркивает, что «в „Априори“ должны быть готовыми к любому развитию событий». А пока, по его словам, организация планирует и дальше взаимодействовать с местными властями, чтобы разрешать случаи нарушения конституционных прав и свобод.

Молдова, ЕСПЧ и смирение

В истории с «Априори», по мнению юриста Поповского, замешаны не только приднестровские власти. В ситуации с «Априори» и Клубом «19» юриста возмущает бездействие молдавских властей. «Молдова смирилась с положением вещей: на части ее территории — в Приднестровье нарушают права и свободы человека, а она просто наблюдает за этим», — недоумевает юрист.

По его словам, Молдова убеждает ЕСПЧ в том, что ее судебные и следственные органы работают параллельно с приднестровскими. «Но в Молдове нет такого суда, в который могло бы обратиться любое лицо, чьи права и свободы нарушены в Приднестровье», — утверждает Поповский.

В жалобе к ЕСПЧ он ссылается на международный опыт создания единой судебной системы.  Создание такого рода органов в юриспруденции носит название «ad hoc», то есть «по особому случаю».

«Великобритания и Северная Ирландия смогли создать единую судебную систему, несмотря на наличие территориального конфликта. Более того, я знаю прецедент в Боснии и Герцеговине, где вопрос защиты прав человека тоже разрешал специально созданный орган — Палата по правам человека. Такой подход может предполагать и физический контроль всей территории Молдовы. Однако ничто не мешает осуществлять его на уровне права», — отмечает Поповский. Он настаивает на том, что для рассмотрения дел на левом берегу Днестра в Молдове давно необходимо создать единый судебный орган. В этом случае защитник предлагает рассматривать приднестровские законы как нормативные акты органов местного самоуправления.

Он подчеркивает, что молдавский закон «О судоустройстве» предполагает, что в городах, расположенных на левом берегу Днестра, должны быть молдавские суды. Но их не создают.

«Судьбы людей приносят в жертву политическим интересам. А Молдова не способна отграничить политический конфликт от необходимости защищать права человека на всей своей территории», — считает юрист.

Как пояснил по просьбе NM исполнительный директор ассоциации Promo-Lex Ион Маноле, «Априори» может обратиться в Генеральную прокуратуру Молдовы, потому что организация находится на территории республики.

«Но я сомневаюсь в том, что для них найдут какое-то решение. Тем не менее им необходимо это сделать. Сейчас нет конкретного суда, который мог бы рассматривать дела в Тирасполе. С другой стороны, насколько решение такого суда будет эффективным? Власти левого берега не стали бы исполнять его решения», — считает Маноле.

По словам правозащитника, сегодня нет «эффективных инструментов для защиты прав жителей приднестровского региона».

«Я бы рекомендовал „Априори“ обратиться к участникам формата „5+2“, который сделал бы этот процесс публичным, и смог бы воздействовать на решение этого вопроса», — советует Маноле.

Как поясняет Поповский, обращение в заведомо неэффективные инстанции — «это потеря времени и неоправданные надежды». По его словам, ЕСПЧ неоднократно подтверждал, что у России и Молдовы есть юрисдикция над Приднестровьем. И молдавское правительство утверждало, что создало суды, которые работают параллельно с приднестровскими. Однако их нет.

«Молдова признает свою юрисдикцию, однако просит ЕСПЧ не возлагать на нее ответственность за нарушение прав человека на этой территории, поскольку не имеет эффективного контроля над ней», — уточняет защитник. Оправдываясь таким образом, считает Поповский, Молдова даже не пытается изменить ситуацию и создавать суды, исполнения решений которых можно было бы добиваться.

«Я отстаиваю в ЕСПЧ позицию привлечения Молдовы к ответственности за бездействие и попустительство. За то, что она спокойно принимает сложившуюся ситуацию, не предпринимая никаких активных действий для защиты прав человека в Приднестровье», — подытоживает юрист.

 

Подробнее о том, как работает приднестровский закон, и что о нем думают местные общественники, читайте в материале NM Молчать не вредно. С общественниками Приднестровья поступят по-российски.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

moldova1.md

Выборы в Болдурештах: ВСП объяснила, почему удовлетворила жалобу Чокинэ, обвиняемого в смерти подростка

Высшая судебная палата (ВСП) объяснила, почему частично удовлетворила жалобу Никанора Чокинэ, обвиняемого в смерти подростка, и отменила решение Апелляционной палаты (АП) о проведении повторных выборов мэра Болдурешт Ниспоренского района.

Что касается отмены решения АП о проведении новых выборов в Болдурештах, ВСП отметила, что по закону лишь ЦИК имеет право признавать выборы недействительными. А судебные инстанции могут проверять только законность документов, выданных избирательными органами.

В то же время ВСП объяснила, что отклонила требование соперника Чокинэ по второму туру Серджиу Буликана аннулировать результаты второго тура выборов, прошедших 1 июня, посчитав его необоснованным.

«Таким образом, ВСП подтвердила частично обоснованный характер апелляции, поданной Никанором Чокинэ, указав, что суд обладает юрисдикцией в отношении законности решений ЦИК, но не обладает полномочиями признавать выборы недействительными. Поскольку это полномочие принадлежит исключительно избирательному органу», — говорится в заявлении Высшей судебной палаты.

В свою очередь, представитель ЦИК Родика Сырбу сказала NM, что члены комиссии в ближайшее время проведут заседание, чтобы принять решение относительно выборов в Болдурештах.

Напомним, что на днях ВСП частично удовлетворила кассационную жалобу Никанора Чокинэ и отменила решение Апелляционной палаты Севера, обязывавшее ЦИК организовать повторное голосование на пост мэра коммуны Болдурешты Ниспоренского района.

Судьи ВСП также отклонили требование соперника Чокинэ Серджиу Буликану аннулировать результаты голосования и провести новые выборы. По этому пункту суд принял новое решение, оставив в силе итоги второго тура. По мнению инстанции, аннулирование выборов «не является обоснованной или соразмерной мерой».

Решение Высшей судебной палаты окончательное и обжалованию не подлежит.

Следует отметить, что в конце июня в телеэфире глава Генинспектората полиции Виорел Чернэуцану рассказал, что правоохранители завели дело о фальсификации выборов мэра в селе Болдурешты, где победу одержал Никанор Чокинэ.


Никанор Чокинэ фигурирует в уголовном деле. Он находится под судебным контролем. По данным следствия, в ночь на 20 февраля 2024 года Чокинэ сбил насмерть 14-летнего подростка. В полиции сообщили, что мэр Болдурешт был за рулем служебного автомобиля. После этого он скрылся с места происшествия, отключил мобильный телефон и не появлялся ни дома, ни на работе. Пока правоохранители его разыскивали, подозреваемый пытался скрыть следы преступления — сменил номера на автомобиле и инсценировал новое ДТП. Он также привлек знакомого, чтобы тот помог ему поменять номера, ввести в заблуждение правоохранительные органы и избежать наказания. Известно, что сообщнику мэра грозит штраф до 42,5 тыс. леев или три года тюрьмы.

Ранее прокуратура рассказала, что из более 30 судебных заседаний по делу Никанора Чокинэ, почти половину заседаний отменили по требованию защитников Чокинэ. Адвокатов обвиняемого и его сообщника, а также самого Чокинэ неоднократно штрафовали на 2500 леев за неявку на заседании суда.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: