«Мы тут контактируем с обычными роженицами». Как беременную из Гагаузии лечат от COVID-19 в роддоме Кишинева

По две таблетки витаминов в день и пол-литра воды в сутки. Так в одном из роддомов Кишинева лечат от коронавируса беременную женщину из Чадыр-Лунгского района. При этом у пациентки за неделю госпитализации так и не проявились симптомы COVID-19. В беседе с NM она на условиях анонимности рассказала о том, в каких условиях проходит лечение, и почему она не верит врачам. 

О заражении коронавирусом и отсутствии симптомов

Мне позвонила семейный доктор и предложила на всякий случай пройти тест на коронавирус, так как я беременна. После этого домой приехала машина скорой помощи, сделали тест и на следующий день сообщили, что результат положительный.

Я хотела отказаться от госпитализации, так как дома маленький ребенок, а симптомов никаких не было. У родственников, соседей и знакомых коронавируса не было. Я уже неделю лежу в больнице, но симптомов никаких так и нет.

Меня решили отвезти в Кишинев, а не в Комрат, где есть инфекционное отделение. Объяснили тем, что беременные должны быть под наблюдением. Сначала нам сказали, что отвезут в Центр матери и ребенка. Но оказалось, что там нет мест, поэтому привезли в обычный роддом Кишинева.

Об условиях в роддоме

В сутки дают по пол-литра питьевой воды. При этом в выходные воду нам не принесли. Предложили пить из-под крана. Мне повезло, что в Кишиневе есть родственники, которые передают необходимые продукты. У некоторых такой возможности нет.

Кормят очень плохо. Утром и вечером дают не приятные на вкус каши, которые я не могу есть. Это не еда для беременных. При этом завтрак по расписанию в 11 часов утра. Только в обед кормят нормально — есть первое и второе.

О лечении

Нас лечат двумя витаминками в день. Одну таблетку принимаем утром, другую — вечером. Больше ничего не дают. Я не хочу здесь находиться при отсутствии симптомов. Да, так получилось, что у меня тест оказался положительным. Может, беременность так повлияла. Но удивительно, что нас трое девушек от одного семейного доктора, и все лежат тут без симптомов. Когда меня выпишут из этой больницы, я пройду анализ на антитела в частной клинике, чтобы понять, был ли вообще у меня коронавирус. Тест нам сделали в Чадыр-Лунгском районе. Мы его не видели собственными глазами. Только семейный врач по телефону сказала, что результат положительный.

Об изоляции и средствах защиты

В палате нас трое. Мы не изолированы полностью. Можем в любой момент через общий коридор выходить в туалет и в душ. Просто, когда выходим, надеваем одноразовые маски. Получается, что тут мы контактируем с обычными роженицами. Через стены слышен плач новорожденных детей.

Если бы мы действительно болели, думаю, нас бы изолировали.

По несколько раз в день к нам заходят доктора, чтобы измерить температуру, частоту дыхания. Они все в защитных костюмах. Некоторые медсестры при этом заходят в одноразовой маске и легком защитном халате. Санитарки и вовсе могут зайти с открытым лицом, а маска просто висит на шее.

Текст подготовлен в рамках проекта Школа NM для региональных журналистов

***

Отметим, что ранее доцент кафедры акушерства и гинекологии медуниверситета Стелиан Ходорджа объяснял NM, почему госпитализируют беременных с малейшими подозрениями на коронавирус. «В принципе у беременных эта болезнь не протекает тяжелее, поэтому они не в группе особого риска. Но, учитывая опыт предыдущих коронавирусных инфекций, с которыми сталкивался мир, а также изменения, которые происходят в организме беременных, можно ждать, что у них вероятны осложнения. Поэтому всех беременных госпитализируют», — сказал Стелиан Ходорджа.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari | NewsMaker

КС обновился. Или нет? Почему назначения судей Конституционного суда вызвали вопросы

Власти за несколько дней назначили пять новых судей Конституционного суда (КС) из шести. Трое из пяти новых назначенцев — ныне действующие судьи КС, мандаты которых истекают. Процедуру назначения раскритиковали оппозиция и гражданское общество. NM рассказывает, кто вошел в «новый-старый» состав КС, в чем общественники и оппозиция обвинили власти, и что о назначении конституционных судей говорит закон.

Кто вошел в новый состав КС

За несколько дней — с 20 по 24 июня — парламент, правительство и Высший совет магистратуры (ВСМ) назначили пять новых судей Конституционного суда (КС) с мандатом на шесть лет. Парламент назначил ныне действующих судей КС Любу Шову и Николае Рошку, правительство — нынешнюю главу КС Домнику Маноле и экс-министра юстиции Сергея Литвиненко, ВСМ — судью Иона Маланчука .

Шова до первого назначения в КС в 2019 занималась преподавательской деятельностью и работала в адвокатском бюро. Рошка — состоял в Союзе адвокатов, был адвокатом президента Майи Санду, возглавлял Дисциплинарную коллегию судей. Маноле до первого мандата в КС работала в Апелляционной палате Кишинев, Литвиненко был министром юстиции в правительстве Натальи Гаврилицы. Санду в связи с назначением Литвиненко отметила, что он был консультантом одного из проектов реформы юстиции.

Andrei Mardari / NewsMaker

Маланчук, будучи судьей, вел несколько резонансных дел, в том числе «дело о кульке», в котором фигурирует экс-президент, лидер Партии социалистов Игорь Додон.

Андрей Мардарь/NewsMaker.md

Новых членов Конституционного суда назначили в связи с истечением в августе мандатов пяти из шести судей КС. Единственная, кто продолжит работу — Виорика Пуйкэ, так как ее мандат истекает в 2029 году (ВСМ назначил ее на эту должность в 2023 году).

Согласно закону, напомним, двух из шести судей КС назначает парламент, двух — правительство и двух — Высший совет магистратуры.

Кто и почему критикует назначение судей КС

Критически о новых назначениях высказалась депутат парламента Олеся Стамате, недавно исключенная из правящей партии PAS. Она отметила, что «у парламентского большинства недостаточно воли, чтобы выбирать конституционных судей прозрачным и беспристрастным образом, на основе заслуг». И подчеркнула, что способ их назначения, а также тот факт, что правительство провело назначение судей КС под конец своего мандата, «не могут привести к укреплению доверия граждан к институту Конституционного суда» (нынешнее правительство уйдет в отставку после парламентских выборов и формирования нового кабинета министров).

parlament.md

Стамате, отметим, 9 июня представила проект поправок в закон «О Конституционном суде», согласно которым запрещается назначать судьями КС кандидатов, занимавшихся политической деятельностью последние три года. «Какое доверие может быть к КС, если судьей назначают вице-председателя PAS», — объяснила свою инициативу Стамате. Но депутаты от PAS отказались рассмотреть законопроект, спикер Игорь Гросу назвал его популистским.

Согласно действующему законодательству, если кандидат в КС занимает должность, не совместимую с должностью судьи Конституционного суда, либо состоит в какой-либо партии, он должен оставить должность и приостановить членство в партии.

Процедуру назначения судей КС также раскритиковали Блок «Альтернатива» и представители гражданского общества. «Альтернатива» обжаловала в КС положения закона, позволяющие назначать судей КС без конкурса.

screenshot

А несколько авторитетных НПО, в том числе Центр юридических ресурсов, Центр политики и реформ и Promo-LEX, потребовали, чтобы парламент и правительство назначили судей КС транспарентно, ч проведением общественных консультаций и на основе заслуг кандидатов. НПО заявили, что нынешнее непрозрачное назначение «подрывает доверие общественности к демократическим институтам и ставит под угрозу обязательства Молдовы перед международными партнерами».

Дело в том, что новых судей КС назначили впервые после принятия нового закона «О Конституционном суде», который не обязывает ни правительство, ни парламент, ни ВСМ назначать конституционных судей на основе конкурса. Но и предыдущая версия закона не предполагала этого, за что подвергалась аналогичной критике. Еще в 2013 году НПО потребовали внести изменения в законодательство с тем, чтобы судей КС назначали только на основе открытого конкурса.

Кстати, в 2019 году правительство провело свое назначение судей КС на основе конкурса. Тогда министерство юстиции возглавляла Олеся Стамати, а премьером была Майя Санду. Но Но перед назначением судей КС в 2025 году правительство аннулировало положение о проведении конкурса.

Пресс-секретарь правительства Даниел Водэ, отвечая на критику по этому поводу, заявил, что кабмин при назначении судей КС «действовал прозрачно». Он также отметил, что «действующий закон о Конституционном суде, одобренный после консультаций с экспертами из Молдовы и ЕС, предусматривает, что правительство имеет право назначать судей КС без проведения публичного конкурса». И добавил, что такая практика принята во многих странах с устоявшейся демократией, например, во Франции, Германии и Румынии.

Что говорят эксперты

Доктор юридических наук Ион Кожокарь, напомнил мнение Венецианской комиссии (ВК) о назначении судей Конституционных судов. «Нет никаких сомнений в том, что члены КС должны пройти процедуру веттинга, и предлагать следует только тех кандидатов, которые прошли эту процедуру с окончательным решением», — процитировал Кожокарь в Facebook мнение ВК , высказанное в 2020 году.

Такой подход, по его словам, «исключает двойные стандарты, укрепляет общественное доверие к Конституционному суду и приводит национальную процедуру в соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии». Согласно нынешнему законодательству, судьи КС не проходят веттинг (оценку профессиональной этики и неподкупности).

Адвокат, эксперт WatchDog Александр Бот считает, что назначение судей Конституционного суда должно быть максимально транспарентным: «с публичными слушаниями, экспертными обсуждениями, а, возможно, и с механизмом, аналогичным веттингу». При этом он отметил, что «новый закон о Конституционном суде прошел все этапы — обсуждение, голосование, окончательное принятие и промульгацию в течение года, и нигде за это время не поднимали вопрос о механизме назначения судей». Поэтому, по мнению Бота, реакция НПО больше напоминает «махание кулаками после драки», так как «нужно было бить в колокола тогда, когда этот закон только пекли в печах правительства».

«Конкурсная процедура в законе не предусмотрена. И критика этих НПО касается не нарушения закона, а того, что власти отказались следовать неформальной практике, которая могла казаться более транспарентной, но не имела юридической силы. Иначе говоря, претензия сводится к тому, что мы перестали быть святее папы римского», — заключил Бот.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: